8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Электричество в долларах заказывали ? Примите, распишитесь...

Министерство энергетики недавно обрадовало. В Сенате рассматривается закон, предусматривающий возможность привязки тарифа на альтернативную энергетику к курсу доллара. Таким образом, если такое предложение будет оформлено на законодательном уровне, нам следует ждать всплеска цен и на традиционную электроэнергию, ведь сейчас возобновляемые источники энергии, по сути, финансируются из нашего кармана, их развитие заложено в основной тариф. А рост стоимости электричества приведет «по цепочке»  к росту всего, так как производство продукции станет дороже.         

 Электричество – такой же товар, как и колбаса. Оно состоит из ингредиентов, услуг, желания владельцев извлекать прибыль. Не очень понятно сопротивление людей, которые подняли цены на свои товары и услуги, привязываясь к доллару и обосновывая все девальвацией, при этом отказывают другим в праве поступить точно также. В конце концов, генерация может уходить за рубеж, как и любое другое сырье,  продаваясь за валюту. Электричество хоть и в избытке, но курсовая разница позволяет демпинговать, предлагая покупателям лучшую цену, которая в любом случае будет выше. У казахстанских же предприятий  всегда есть шанс начать экономить. У тех, кто планирует запуск производства - выбирать менее энергоемкие технологии. В конечном итоге выиграют все. Более того, нужно помнить, что цену на электричество нельзя сделать выше возможного, то есть выше среднего предложение по региону. Конкуренция. Это население не может выбирать поставщика и платить дорого, у производственного бизнеса совсем другие тарифы, и большая возможность выбора.  

 Насколько повысится тариф, сказать сложно, но не менее чем на 30-40 процентов. Что касается дедолларизации, то нужно прекратить манкировать этим словом. Не было никакой долларизации экономики. Казахстан –экспортно - ориентированное сырьевое государство, которое не производит товары внутреннего потребления в достаточном объеме. Основная валюта экспортно-импортных операций - доллар, соответственно,  наличие доллара в системе жизненно необходимо и накопления в долларе естественны. Нормальный человек копит в той валюте, в которой покупает товар. Так что, все разговоры об отказе от доллара больше похожи на шизофрению. Отказаться от доллара  можно только тогда, когда у нас внутреннее потребление будет обеспечено на более чем 80% за счет своих товаров. Все «ингредиенты» электричества, включая заимствования и обязательства генерирующих и передающих компаний - в долларах.   

 Все нагрузки, в конечном итоге, ложаться на конечного потребителя. Именно он в этой «цепочке» самое слабое и, одновременно, самое сильное звено. Слабое потому что всегда крайнее, сильное, потому что всегда выдерживает любое давление.

 Девальвация, рано или поздно, доходит до самого конца. Больнее всего она бьет по конечному потребителю. К примеру, продукты питания начали подниматься в цене в день объявления об изменении курса, и никакие доводы о том, что нет фундаментальных причин для такой мгновенной коррекции, никого не убедило. Чем выше по «цепочке» и чем сложнее и зарегулированнее процессы, тем сложнее процедура ценообразования. Если искать аналогию в физиологии и сравнивать, то мелкие компании похожи на млекопитающих, а крупные компании -  на динозавров. Ударь по хвосту собаку или динозавра, скорость реакции будет разной, а вот рефлекс одинаковым. Крупным компаниям необходимо озадачится не стоимостью энергии, а эффективностью использования средств. Раздутые штаты, чрезмерно высокие зарплаты топ-менеджеров, бонусы - вот что нужно урезать, и тогда повышение цен на электроэнергию, в объективных условиях, не будет сюрпризом.   

 

 

Комментарии (0)

    Персона mobievent

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.