8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Кино как бизнес, или Проблема продюсирования фильмов

Обычно мы рассматриваем кино с точки зрения его художественных достоинств или соответствия зрительскому интересу. Однако кинематограф — еще и перспективная, интересная сфера приложения для бизнеса. Почему киноотрасль в Казахстане развивается не так бурно и не так интенсивно, как хотелось бы? Наверное, потому, что эта сфера требует не только знаний в сфере экономики и бизнеса, но и особого вкуса, образованности, любви к искусству и к кино в частности. И главное — желания не только заработать денег, но и создавать что-то важное, значимое для общества. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с людьми, которые делают этот прорыв в кинематографе. Своим опытом делятся успешные продюсеры Казахстана Алия Увальжанова и Саин Габдуллин, а также молодой режиссер Ахат Ибраев, который размышляет о том, как правильно продавать картины.   Алия Увальжанова Справка: Алия Увальжанова по первой профессии юрист, по второму образованию доктор делового администрирования. Начала работать в кино с документального сериала «Лики Евразии», который рассказал о пяти выдающихся деятелях казахского народа — Мухаметжане Тынышпаеве, Абае Кунанбаеве, Чокане Валиханове, Каныше Сатпаеве и Олжасе Сулейменове. Первый игровой фильм «Подарок Сталина» режиссера Рустема Абдрашева, снятый ее компанией «Алдонгар-продакшн», завоевал более 20 призов международных кинофестивалей. Позже она выступила продюсером нескольких телесериалов: «Жаным», «Жас-Улан» и анимационного сериала «Казак елi». И вновь вернулась к игровому кино — «Жаужурек мын бала» режиссера Ахана Сатаева заработал в прокате Казахстана 12 миллионов долларов и является казахстанским номинантом на «Оскар» 2013 года.  Алия, у вас большой опыт работы в сфере продюсирования фильмов. И обычно говорят о творческих задачах, но никто не говорит о том, как начинать. Представим себе, что молодой человек или девушка, которые уже имеют определенный набор знаний в области кино и бизнеса, решили открыть продюсерскую компанию для создания, скажем, пока одного фильма. Как им лучше всего начать? Открыть собственную компанию? — Всё зависит от задач и масштаба, от источников финансирования и т. д. Как правило, инвесторы не всегда хотят вступать в качестве учредителей в новую компанию, для этого существует инвестиционное соглашение между инвестором и компанией, в котором всё оговаривается. И бывает даже так, что вновь созданная под интересы этого инвестора компания полностью регулируется тем инвестиционным соглашением, которое заключено между компанией и инвестором, который перечислит туда деньги. Я считаю, что огромной частью дела продюсера является выбор юридической формы компании, потому что именно на нем лежит вся юридическая и финансовая ответственность от начала до завершения работы над фильмом. Продюсер не всегда должен быть управленцем. Для этого и существуют топ-менеджеры компании — руководители, директора, управляющие. Совмещение роли продюсера и управляющего директора или президента компании — это уже некий другой, многосложный уровень. Если удается этого достичь — хорошо, но это совсем не обязательно для того, чтобы быть продюсером. Продюсер не всегда обязан знать все тонкости управления компанией, менеджмента, подбора кадров или налогообложения. Когда сам продюсер управляет компанией, тогда он обязан всё это знать. Надо различать эти вещи: можно быть хорошим продюсером, но при этом можно сломать шею на управлении компанией, потому что надо знать стратегический менеджмент, операционный менеджмент и т. д. Даже в том случае, если мы имеем дело со схемой «одна компания — один фильм»? Например, как работают на Западе. Допустим, создается специальная компания под проект с одноименным с фильмом названием. Но, как правило, этой вновь созданной компанией не управляет сама компания «Уорнер Бразерс» или «XX век Фокс». Это будет вновь созданное предприятие с учетом интересов большой американской студии. Они нанимают одного независимого регулятора — либо это финансовая компания, или юридическая. Как правило, выбирают юридическую компанию, и она занимается правами, ответственностью, рисками и т. д. И уже в составе этой управляющей юридической компании выступают финансовые консультанты на аутсорсинге. При внесении инвестиций, их разделении или изъятии рассматривается прежде всего природа юридической защиты этих финансов. В Америке управление отдано крупным юридическим компаниям. Поэтому когда выбирается организационно-правовая структура, еще раз подчеркиваю, важно учитывать, однострановое или многострановое участие предполагается, артхаусный или коммерческий проект и т. д., поэтому всё зависит от источников финансирования и количества участников данного проекта.  Вы говорите о больших голливудских компаниях, а меня больше интересует вопрос,с чего должен начинать молодой продюсер. Мне казалось, что если начинающийпродюсер хочет снять фильм «Х», то для начала достаточно открыть компанию, нанять бухгалтера, юриста (если необходимо), а всё остальное — творческо-производственный процесс создания фильма. Или не так? Думаю, продюсер прежде всего должен задаться вопросом, какие вложения он хочет сделать в этот фильм «Х». Если это его деньги или деньги его друга, скажем, 100 000 долларов, тогда эта схема будет работать. Но как только появляются инвесторы, государственные деньги, любые другие источники финансирования, то форма усложняется. Как только всё это начинает включаться, штат людей, который будет этим заниматься, увеличивается. Или, скажем, как можно проследить жизнь картины, которая продается в течение десяти лет? Всё это непросто. Например, я по первому образованию юрист, поэтому входила в этот процесс мягче. Мое второе образование — доктор делового администрирования. В ходе получения этого образования приходило понимание, что такое корпоративный бизнес, какова роль управленцев. Третья составляющая — финансы. Ты должен понимать альтернативную стоимость денег, что такое инвестиции, долгосрочность, краткосрочность инвестиций. Соответственно, ты должен понимать риски.  Слушая вас, начинаю приходить к выводу, что для того чтобы быть продюсером, надо прежде всего знать, как работает бизнес. А как же быть со спецификой работы в кино? Можно, конечно, вести себя, как Форд — президент крупнейшей автомобильной компании, которому однажды выразили недоверие узкие специалисты, технари. Они ему сказали: «Вы, господин Форд, являясь президентом нашей компании, ничего не понимаете в нашем сложном моторе, который отличает нас от других автомобилей». На что Форд сказал: «Дайте мне ровно две минуты, и я отвечу на все ваши вопросы». Те согласились. Тогда Форд просит секретаря собрать всех своих консультантов, рассаживает их и говорит: «Теперь вы задавайте вопросы, а вы отвечайте». Форд — великий стратег и аналитик. Не являясь узким специалистом, он принимает жизненно важные решения. Это чисто американская история, но она мне нравится тем, что ты понимаешь, что продюсер не может всё досконально знать и работать как юрист, он не может быть финансистом до деталей. Например, совсем недавно я не посчитала в общем лимите расходов на картину межбанковскую курсовую разницу. С одной стороны, это не делает мне чести, а с другой — я об этом совершенно не беспокоюсь. На то и есть узкий специалист, который все эти нюансы учтет. Но в целом, если вы хотите стать продюсером, но при этом вы не Форд и у вас не будет армии консультантов, вам надо знать основы бизнеса и экономики. Например, вы делаете смету фильма и у вас есть лимит бюджета. Когда вам приносят цифры, вы обязаны знать, что здесь должно быть, в том числе здесь — НДС, а здесь — налоги ИП три процента,а здесь технически можно заменить на более дешевую аренду и т. д. Вы как продюсер в любом случае должнысделать оптимизацию, и таких вопросов много.  Алия, назовите три сферы, без которых нельзя стать продюсером.Финансы-экономика, законодательство и знание кинопроцесса. Самое простое здесь — знание кинопроцесса. Это та сфера, которую можно очень быстро узнать. У нас же существует обратное мнение: достаточно знания кинопроцесса, чтобы быть продюсером. Может быть, поэтому у нас так мало хороших продюсеров? Почему была такая не очень успешная история с инвесторами? Понятно, что был кризисный период, но куда деваются все эти кинопродукты, которые делались на деньги инвесторов? Они либо не работают, либо проваливаются в прокате. Поэтому очень важно понимание, и для инвесторов тоже, что продюсер — это не только человек, который знает, как выставить камеру или собрать команду, быстро распределить деньги и что-то снять. Почему многие инвесторы ушли из кино, разочаровались? Потому что приходили лжепродюсеры, которые говорили: «Дайте нам инвестиции, и мы сделаем всё, что надо». В итоге получался кинопродукт определенного качества, который дальше не работает — ни на зрительскую аудиторию, ни на имидж, ни на прокат. Всё дело в том, что продюсерами считают себя не профессионалы, а те, кто в силу каких-то обстоятельств — связей, знакомств — могут получить деньги на кино. Но получить деньги — это только часть работы, важно вернуть эти деньги. Поэтому если ты хочешь остаться на рынке, получить бонус к своей репутации и доверие инвесторов, то можно этого добиться, только постоянно самосовершенствуясь.  А можно ли сказать, что продюсеру достаточно только разбираться в ведении бизнеса? — Иногда чисто бизнес-подход может всё испортить. Если всё направлено на бизнес, на минимизацию, это может негативно сказаться на конечном результате — на фильме. Например, когда приходит художник и говорит, что ему нужна ткань такой-то фактуры и, соответственно, она стоит таких-то денег, с этим надо считаться. Продюсер кино должен помнить, что цифры — это не только деньги, но еще и картина, которая имеет художественное воплощение, которая имеет свой свет, свой цвет, свой запах. Немногие понимают, что бюджет кинокартины складывается не только из производственных затрат и затрат на постпродакшн, но также там должны «сидеть» расходы на продвижение картины. Поэтому при правильном бюджетировании, обсуждении с инвестором всегда должны учитываться расходы на рекламу. Всё, что касается рекламы, прямое дело продюсера. Имея нулевой бюджет на рекламу, вы, естественно, ставите под риск всё, что сделано. Многие казахстанские продюсеры как раз «попадали» на том, что защищали производственные бюджеты, не учитывая вопросы продвижения. У главного, генерального продюсера, который дает деньги на фильм, бюджет шире. Он состоит не только из рекламно-производственного бюджета, а также включает расходы на девелопмент — развитие проекта и все операционные расходы, связанные с обслуживанием данного проекта — консультанты, налоги, непредвиденные расходы, вплоть до коммунальных расходов управляющей компании. Когда весь бюджет, скажем, 100 миллионов тенге, это не значит, что вся эта сумма потрачена только на производственные нужды картины. В этот бюджет входят все затраты, от начала запуска идеи до ее продвижения до готового продукта, в том числе и реклама, и продвижение на кинофестивали и т. д. Продвижение на фестивали — это одна история, продвижение в прокат — другая. В этих расходах сидят и полиграфические расходы, и выпуск ролика, и презентации, и командировочные, и авиабилеты.  Какой, на ваш взгляд, идеальный продюсер? Прежде всего человек, который может стать инициатором хорошего проекта либо который в состоянии прочувствовать и поддержать проект фильма с интересной и большой идеей. Он должен быть прекрасно знаком с многочисленными аспектами кинопроизводства и уметь работать со всеми членами основной творческой группы, от сценариста и режиссера до монтажера и композитора. У него должны быть отменные лидерские качества, он может принимать решения и нести ответственность за весь проект, от формирования идеи до выхода кинофильма к зрителю. Продюсер должен обладать великолепными коммуникативными качествами, которые позволят ему найти инвесторов, партнеров, дистрибьюторов и т. д. И еще у него должны быть широкие познания в области маркетинга, менеджмента, юриспруденции, PR и рекламных кампаний, продвижения фильмов на фестивали, проката и продаж.  Спасибо вам большое за интервью и желаю вам успехов в вашем нелегком деле!

Комментарии (0)

    Персона mobievent

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.