8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Контрафактная продукция на рынке Казахстана

Поставщики поддельных товаров наносят ущерб потребителям и благо-состоянию общества в целом. Их нужно остановить! В 2012 году в Казахстане ожидается продолжение экономического роста, в то время как в странах Европы и странах с развитой экономикой рост замедляется и даже наблюдается спад. Однако если регион намерен продолжать путь своей благоприятной трансформации и в полной мере реализовывать свой потенциал, для него будут иметь решающее значение активные усилия со стороны правительства и бизнеса по остановке притока поддельных товаров. По данным Министерства юстиции Казахстана, в 2011 году правоохранительными органами изъято только аудиовизуальных контрафактных товаров на 30 млн тенге. Оценить полную картину проникновения контрафакта в Казахстан пока невозможно, но для размышлений стоит привести данные по России: согласно исследованиям, до 30% товаров, продающихся в основных торговых сегментах, включая одежду, косметику и продукты питания, являются контрафактными1. При этом Россия выступает в основном импортером контрафакта, который поставляется через ряд азиатских и восточноевропейских стран, в первую очередь из Китая, в том числе транзитом через Казахстан. Специалисты утверждают, что сейчас подделываются практически все виды товаров. Даже отрасли стратегического значения не являются исключением. Давно известна проблема наличия на рынке поддельных лекарственных средств — по данным государственных органов, в 2010 году 10–12% рынка фармацевтической продукции составляли подделки2. Приобретение Казахстаном статуса члена Всемирной торговой организации (ВТО) будет способствовать расширению масштабов международной торговли различными товарами, от одежды до информационных технологий для фармацевтической промышленности3. К сожалению, такая открытость будет способствовать еще большей активности преступных синдикатов в производстве и распространении нелегальной продукции. Они готовы углубить свои операции и увеличить свою долю на мировом рынке контрафактной продукции до $1,7 трлн в течение нескольких следующих лет4. Последствия для рынка могут быть весьма разнообразными; подделки могут привести к потере рабочих мест и налоговых поступлений. Так как производители фальшивок не намерены соблюдать стандарты качества, защищать бренды или инвестировать в исследования и разработки, они мало заботятся о безопасности продукции для здоровья. Считается, что низкосортные материалы и комплектующие для экономики только стран G20 стоили миллиарды долларов, став причиной большого количества смертей. Более того, около $125 млн ушло на медицинские услуги для лечения последствий, вызванных опасной поддельной продукцией5. Производители подделок равнодушны к социальным потерям, они нацелены на высокие прибыли (до 500% на определенные товары)6. Они ведь не платят налоги на импорт и добавленную стоимость, что делает их незаконный бизнес очень прибыльным и заманчивым. Однако государства и бизнес не бездействуют, понимая угрозу контрафактной продукции своему быстрому росту и определению своего места в деловом мире. Все чаще в рамках усилий по борьбе с поддельными товарами на локальном, региональном и глобальном уровне принимаются меры по сокращению угрозы, а компании объединяют усилия с правоохранительными органами. Так, в конце 2011 года принято решение о присоединении Казахстана к Конвенции Совета Европы по борьбе с фальсификацией медицинской продукции и, следовательно, будет ужесточено наказание за фальсификацию фармацевтической продукции. И это только один из шагов. В частном секторе международные консорциумы, такие как Business Action to Stop Counterfeiting and Piracy (BASCAP), мобилизуют коллективный опыт и усилия ведущих мировых брендов для просвещения общества и предприятий о нецелесообразности использования подделок. В последнее время BASCAP выпустила специальные пособия по интеллектуальной собственности на русском языке для содействия надлежащему управлению авторскими правами и фирменными материалами. Компания HP — активный член BASCAP, слишком хорошо знает о негативных последствиях использования поддельных товаров. Будучи крупнейшим в мире поставщиком оборудования для цифровых изображений и печати, а также расходных материалов, НР активно защищает своих клиентов и партнеров, а также значительно инвестирует в исследования и разработки, направленные на защиту от поддельных расходных материалов. В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке рынок поддельных расходных материалов для печати составляет почти 30 млрд евро7. HP работает со своими партнерами и сотрудниками правоохранительных органов в Казахстане, рассказывая о негативных последствиях использования поддельных расходных материалов. К ним относится плохое качество печати, которое препятствует соблюдению экологических стандартов, которым должны следовать законные производители; производители подделок фактически грабят трудолюбивых торговцев, являющихся законопослушными налогоплательщиками. В течение 2012 года, помимо сотен углубленных аудиторских проверок складов партнеров, призванных удостовериться, что они «чисты» от поддельных товаров для печати, компания HP начала проводить инспекции крупных клиентов, таких как банки, университеты и государственные учреждения, для обеспечения целостности их запасов. При помощи сильных инициатив частного сектора, усовершенствованного законодательства и подготовленных правоохранительных органов Казахстан и другие страны СНГ смогут достичь существенных успехов в сокращении присутствия поддельных товаров и в сокращении потенциала их роста.   _____________________________ 1 Портал Melisbek&Partners, сентябрь 2011. 2 Министерство здравоохранения РК, 2010. 3 BBCNews, декабрь 2011. 4 BASCAP: Оценка глобальных экономических и социальных последствий контрафакции и пиратства. Февраль 2011. 5 Тамже. 6 Программа HP по борьбе с контрафактом 2012 года. 7 ICCE: Отчет ICCE, 2009.

Комментарии (0)

    Персона Дуспулова
    Chevron (чт) kaz

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.