8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Рахим Ошакбаев: Новые налоги добьют МСБ и увеличат безработицу

Манипуляции правительства со статистикой по сути саботируют указания Президента. До тех пор, пока мы не признаем реальную ситуацию с безработицей и «самозанятыми», принять адекватные меры по решению проблемы невозможно.

Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев презентовал результаты исследования как фискальная нагрузка и структурные проблемы в экономике Казахстана, включая проблемы малого и среднего бизнеса, влияют на  рост безработицы в Казахстане. Он отметил, что расчеты центра «Талап» показывают, что реальное число не занятых людей по Казахстану может достигать до 15% от экономически активного население и превышает официальные показатели почти в три раза. При этом по официальным данным за последние 15 лет уровень безработицы упал с 9,2% до 4,9%. Безработица продолжала сокращаться даже в кризисные периоды 2008-2009 годы и 2015-2016 годы.

При этом сейчас постоянной работы не имеют 3,3 млн чел из них 2,2 млн. «самозанятых», 0,4 млн безработных и 0,6 млн так называемых «неактивных», формально самозанытые безработными не признаются. В результате принятия новой методики (МЗСР), большая часть «непродуктивно самозанятых», не вставшая на официальный учет в качестве безработных, была отнесена к «неактивным». Это позволило сохранить общий уровень безработицы (5,1%) вместо роста до 6,4%. Всего, количество безработных, «непродуктивно самозанятых» и части «неактивных» без уважительных причин равно 1,4 млн чел. или 15% от экономически активного населения. Среди молодежи растет доля «поколения ни-ни», то есть тех, кто не работает и не учится - NEET – «Not in Education, Employment, or Training» – с 8,3% до 9,5% за год от общего населения 15-28 лет.

Особенно высок риск в Мангыстауской (с 8,3% до 17,3%) и Карагандинской областях (с 10,7% до 16,9%), где ничем не занят уже каждый шестой молодой человек. При этом в 2016-2020 годах население РК старше 15 лет вырастет на 350 тыс. человек. Основной рост придется на реально неактивное население - студенты, пенсионеры, инвалиды - 240 тыс. – что создаст нагрузку на социальную часть государственного бюджета. При этом  в 2016 году доля наемных работников впервые снизилась и предполагается как минимум сохранение их общей численности на уровне 6,4 млн чел. Таким образом существует риск того, что скрытая безработица - самозанятые, безработные и часть «неактивных» может вырасти на 110 тыс. человек и достигнуть 3,4 млн человек, отметил Рахим Ошакбаев. Доля наемных работников в Казахстане составляет 66% реального экономически активного населения, в то время как в странах ОЭСР  в среднем 82%. Для достижения уровня стран ОЭСР, численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 млн человек до 8 млн. человек к 2030 году, то есть по 500 тыс. каждые 5 лет. Таким образом, государство должно к 2030 году создать дополнительно 1,5 млн рабочих мест, чтобы приблизиться к стандартам пресловутой «тридцатки».

Программы занятости, в свою очередь, предусматривает создание 500 тыс. новых предпринимателей только к 2025 году через инструменты обучения и кредитования. Вместе с тем, согласно опросам центра «Талап» среди безработных, лишь 15% из них изъявили желание пройти обучение или получить другую специальность; менее 1% безработных искали ресурсы и обращались за кредитованием для открытия собственного бизнеса. Это все происходит на фоне серьезного сжатия малого и среднего бизнеса, который, как правило, поддерживал наиболее уязвимые слои населения. Так, за 2016 год количество действующих субъектов МСБ сократилось на 104 тыс. единиц, или на 8%. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 6,9%, численность занятых сократилась на 3%.

Тем временем, доля государства в экономике растет. Суммарные активы АО «НУХ «КазАгро», АО «НУХ «Байтерек», АО «ФНБ «Самрук-Казына» выросли с 15,5 трлн тенге в 2011 году до 27 трлн тенге в середине 2016 года, и составили 61,2% ВВП. Увеличивается также налоговая нагрузка на субъекты МСБ, что и ведет к их закрытию и появлению новой армии безработных, заметил Рахим Ошакбаев. В условиях минимального роста ВВП -  1% в 2016 году и падения деловой активности рост налоговых поступлений на 1,1 трлн. тенге или 23% свидетельствует о возможном ужесточении налогового администрирования. А впереди введение  пенсионных взносов для работодателей в размере 5% с 1 января 2018 года и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование в размере 2% от дохода работника с 1 июля 2017 году с поэтапным повышением до 5% в 2020 году.

Министерством труда и соцзащиты населения был разработан законопроект, предусматривающий снижение размера отчислений для работодателей: с 1 июля 2017 года – 1%; с 1 января 2018 года – 1,5%; с 1 января 2020 года – 2%; с 1 января 2022 года – 3%. Взносы индивидуальных предпринимателей предлагается с 1 июля 2017 года установить в размере 5% от 2-х МРЗП, то есть около 2,5 тыс. тенге в месяц. Ожидается  снижение порога НДС: 30000 МРП в 2017 году, 25000 МРП в 2018 году, 20000 МРП в 2019 году, 15000 МРП с 2020 года, а также повышение ставок акцизов и реформирование специальных налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.

По словам Рахима Ошакбаева, все эти меры лягут тяжелым бременем на плечи бизнеса, который будет уходить в тень, вырастут зарплаты в конвертах, а формально даже занятые люди будут переводиться в незанятые, так как работодатели сократят долю людей, с которыми будут заключаться трудовые договора. Таким образом, к числу самозанятых может прибавиться значительная доля людей, работающих нелегально, без трудового договора и без отчисления пенсионных выплат.

Эксперт отметил, что, к примеру, для определения объекта обложения, исчисления и представления налоговой отчетности по НДС налогоплательщику нужно знать 82 статьи, 375 пунктов, 489 подпунктов Налогового Кодекса РК. При этом нужно учитывать, что все эти статьи и пункты содержат 268 ссылок, из которых 206 статей включают в себе дополнительные ссылки на другие статьи. За 20 лет объем налогового кодекса увеличился в 5 раз, с момента кодификации налогового законодательства в 2001 году объем Налогового Кодекса РК вырос более чем в 3 раза.

Тем временем, основным драйвером повышения налоговой нагрузки является рост расходов бюджета. Расходы республиканского бюджета за 5 лет  - 2011-2016 - выросли на 3,5 трлн. тенге или 69%. Резкий рост наблюдался в 2014 году - +18% или 1,1 трлн и в 2016 году - +21% или 1,5 трлн. Несмотря на рост налоговых поступлений, их обеспечение расходов снизилось в 2 раза - с 91% в 2006 году до 45% в 2016 году. Расходы начали финансироваться за счет трансфертов (с 17% до 40%) и дефицита (с - 3% до 10%).

Рахим Ошакбаев также дал рекомендации для новой модели роста и обеспечения занятости.

А именно:

  • Необходимы позитивные сигналы для бизнеса, чтобы начать новый инвестиционный цикл
  • Оптимизация налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (отказ от НДС, снижение нагрузки на ФОТ до 10-20%, «горизонтальный» налоговый режим для МСБ)
  • Снижение репрессивности уголовного законодательства (отмена статьи «лжепредпринимательство»)
  • Оптимизация контрольно-надзорных функций
  • Доступ бизнеса к информации
  • Демонтаж квазигосударственного сектора (приватизация / трансформация)
  • Повышение бюджетной устойчивости за счет сокращения неэффективных расходов, в первую очередь, на финансирование квазигоссектора, точечную поддержку предприятий, госсубсидии, консалтинговые исследования и содержание госаппарата
  • Существенное увеличение расходов на образование
  • Решение проблем банковского сектора (очищение от плохих кредитов, снижение волатильности курса тенге)

Комментарии (6)

  1. Dolmaton 09 февраля 2017, 16:13
    Цифры по безработице — занижены. Просто из-за низких значений пособий, безработные не встают на учет. Государству хорошо — меньше безработных, меньше денег. Но это глупый и недальновидный подход. Высокие значения пособий в Европе, США и других развитых странах — это способ защиты внутреннего рынка от падения спроса. Наш бизнес сейчас загибается, потому что спрос сжимается. У нас концепция развития «люди для государства», а должно быть «государство для людей»
    1. Кайрат 09 февраля 2017, 20:17
      Автору уважение. Дальновидный прогноз, с учетом нынешныx тенденций в эконмике, МСБ в частности. Полностью поддерживаю, так как озвученные проблемы и предстоящие изменения уже сейчас заставляет меня задуматься и лиxорадочно искать пути, где меньше сопротивление и давление.
    2. Талгат 09 февраля 2017, 19:10
      Программа «Қазақстан-2030»
      Вхождение в число 30-ти развитых стран мира до 2030 года.

      План действий.

      1. Ликвидировать Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
      2. Ликвидировать фонды Самрұк-Қазына, Байтерек, холдинг АО НУХ «КазАгро», а также входящие в них дочерние организации, с тотальной приватизацией их активов.
      3. Объединить ЦОНы и все банки второго уровня в единый банк, 51% которого будет принадлежать Национальному Банку Республики Казахстан, остальную долю распределить между банками второго уровня пропорционально их активам с выходом на IPO в Астанинском финансовом центре в 2017 году, (или открыть ЦОНы во всех отделениях банков с предоставлением в них всех государственных услуг с возможностью переноса единого персонального текущего расчетного счета с любого банка по принципу «Отмены мобильного рабства» в сфере телекоммуникационных услуг действующий в Республике Казахстан).
      4. Запретить открывать несколько расчетных счетов в одинаковых валютах с возможностью открывать по одному персональному текущему расчетному счету в любой валюте по желанию вместе с тенговым, в момент создания юридического лица или физического лица при рождении.
      5. Изъять из оборота бумажные купюры с заменой их на электронные.
      6. Иностранные валюты на расчетных счетах использовать только для сбережения без начисления по ним процентов, или для расчета с иностранными компаниями, находящимися за пределами Республики Казахстан, без права обналичивания на территории Республики Казахстан, с правом обратной конвертации в тенге.
      7. В целях де-долларизации экономики цены устанавливать на товары только в тенге без привязки к иностранным валютам.
      8. Начислять проценты вкладчикам только по тенговым депозитам, ограничив доходность до 5 % годовых.
      9. Выдавать кредиты различным субъектам бизнеса и физическим лицам только в тенге, ограничить доходность до 10 % годовых, проектам обрабатывающей промышленности до 6 % годовых.
      10. Накопления Единого Накопительного Пенсионного Фонда использовать для кредитования проектов обрабатывающей промышленности.
      11. Накопления Национального Фонда в размере 50 % влить в единый банк.
      12. Создать Национальную Платежную Систему NomadCard интегрировав с системами MasterCard и Visa с созданием процессингового центра в Казахстане по типу российской, иначе в скором времени нам придется переходить на российскую НСПК «МИР».
      13. Объединить платежную карту с удостоверением личности (ID card) физического лица и свидетельством госрегистрации юридического лица, с нанесением QR-кода для считывания с карт посредством мобильного приложения персональные данные и банковские реквизиты для совершения транзакции мобильным банкингом между физическими и юридическими лицами.
      14. Категорически запретить блокирование расчетного счета юридического, физического лица (ID Card) граждан Республики Казахстан, иностранных граждан, имеющих вид на жительство и инвесторов, кроме карт иностранных граждан, имеющих право пребывать на территории Республики Казахстан до 30 дней.
      15. Отказаться от НДС, КПН и т.д., в пользу единовременного налога с продаж по каждой поступившей сумме с изъятием в момент поступления на единый расчетный счет единого банка;
      1) при поступлении физическому лицу в размере 10 %, из которых
      — 5 % в бюджет страны в виде налога,
      — 4 % будут аккумулированы в пенсионном фонде,
      — 1 % в фонде обязательного медицинского страхования,
      2) при поступлении юридическому лицу удерживать 5 % в виде налога.
      3) Во избежание роста цен после введения налога с продаж каждым участником производственного процесса в едином банке открывается общий Транзитный Счет Сделки с последующим переводом сумм на личные счета контрагентов с последующим изъятием налога с продаж.
      16. Внести в базу данных единого органа информацию о ближайших родственниках по схеме муж-жена-дети во избежание изъятия налога в случае переводов сумм между ними.
      17. В случае поступления сумм от зарубежных контрагентов в Республику Казахстан удерживать единовременный налог также с физических лиц в размере 10 %, и юридических лиц 5 %.
      18. В случае поступлении сумм на расчетный счет иностранного гражданина в Республику Казахстан, имеющего вид на жительство и инвестора, удерживать единовременный налог в размере 15 %, из которых
      — 10 % в бюджет страны в виде налога,
      — 4 % будут аккумулированы в пенсионном фонде,
      — 1 % в фонде обязательного медицинского страхования,
      19. В случае поступлении сумм ИЗ ЗАРУБЕЖА на расчетные счета (ID card) иностранных граждан следующие транзитом или туристов, имеющих право пребывать на территории Республики Казахстан не более 30-ти дней, единовременный налог НЕ УДЕРЖИВАТЬ.
      20. В случае поступления сумм ИЗ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН на расчетные счета (ID card) иностранных граждан следующие транзитом или туристов, имеющих право пребывать на территории Республики Казахстан не более 30-ти дней, единовременный налог УДЕРЖИВАТЬ в размере 15 %, которые идут полностью в бюджет страны.
      21. В случае перевода сумм зарубежным контрагентам из Республики Казахстан удерживать перед переводом единовременный налог в размере 15 % от физических и юридических лиц.
      22. Гражданам Республики Казахстан имеющих доход ниже прожиточного минимума или не имеющего дохода, выдавать пособие в размере прожиточного минимума в виде пополнения единого счета, с лимитированным расходованием на каждый день, без возможности использования всей суммы одновременно. В случае превышения оборота на расчетном счету суммы прожиточного минимума, блокировать выдачу пособия. Данная мера позволит отказаться от внедрения безусловного базового дохода, что повлечет социальную несправедливость и иждивенство в обществе.
      23. Увеличить заработную плату государственным служащим.
      24. Обеспечить работу единого органа в областных центрах и городах республиканского значения круглосуточно, в остальных населенных пунктах с 08.00 до 24.00 без выходных, с возможностью выпуска ID card в течении 20 минут с внесением биометрических данных, в любом отделении на территории Республики Казахстан вне зависимости от места проживания и прописки гражданина и обслуживания юридического лица вне зависимости от места регистрации.
      25. Открыть центры по выдаче ID card с внесением биометрических данных и пополнением карточного счета на всех пограничных пунктах пропуска для иностранных граждан и граждан Республики Казахстан, а также в посольствах Республики Казахстан в зарубежных странах.
      26. Лицам без гражданства оказавшимся в Республики Казахстан за год до принятия программы обеспечить гражданством Республики Казахстан.
      27. Выпустить три вида ID card;
      1) для граждан Республики Казахстан,
      2) для иностранцев с видом на жительство и инвесторам, вложившим в экономику Республики Казахстан более 10 000 у.е.,
      3) для туристов и других, временно прибывающих в стране не более 30 дней.
      28. Отменить визы для граждан всех стран мира с возможностью пребывания на территории Республики Казахстан гражданам;
      1) 3-его мира сроком до 10 дней,
      2) 2-го до 15 дней,
      3) 1-го до 30 дней.
      4) В случае нарушения миграционного законодательства блокировать только карты иностранных граждан временно прибывающих в стране не более 30 дней, предоставив возможность оплачивать штрафы на пограничных пунктах пропуска за нарушение сроков пребывания на территории Республики Казахстан, либо применить процедуру депортации.
      29. В случае хранения на территории, провоза по территории Республики Казахстан валюты в наличной форме, применять меру пресечения в виде лишения свободы до 5-ти лет с конфискацией валюты. Для иностранных граждан, следующих транзитом, пополнять ID карты на пограничных пунктах пропуска и выдавать при выезде и пересечения границы в наличной форме эквивалент внесенной суммы по желанию, в той валюте в которой был взнос.
      30. Создать открытый единый электронный земельный кадастр при едином органе с возможностью получения информации о правообладателе земельного участка и о всех свободных участках, выставленных на торги. Разрешить продажу права аренды земельного участка сельхоз назначения в случае понесенных капитальных затрат на обустройство и развитие. В случае использования участка не по назначению, не использования, отсутствия затрат на обработку земли, содержание, капитальных затрат, в течении одного года (что можно проследить с учетом единого органа и отсутствия наличности), необходимо изымать участки сельхоз назначения и находящие в частной собственности.

      Преимущество программы.

      1. Отсутствие теневой экономики.
      2. Отсутствие коррупции.
      3. Отсутствие бюрократических процедур.
      4. Отсутствие фальшивомонетчества.
      5. Отсутствие лжепредприятий.
      6. Развитие туризма.
      7. Легализация проституции.
      8. Эффективность борьбы с финансированием терроризма, оборотом наркотических средств, оружия, грабежей.
      9. Доступность финансовых инструментов.
      10. Привлечение зарубежных вкладчиков в единый банк.
      11. Охват всех хозяйствующих субъектов и слоев населения накопительной пенсионной системой и налогооблагаемой базой без необходимости введения всеобщего декларирования доходов.
      12. Ежесекундное пополнение бюджета и т.д.
      1. Равиль 10 февраля 2017, 07:35
        Талгат, министерство финансов ждёт Вас.
        1. Юрий Криводанов 10 февраля 2017, 12:19
          Все бы хорошо, вот только эти предложения не просчитаны: в частности, невозможно оценить, насколько реально соотнести предложения по изменению налогового кодекса и по росту з/п и пособий.
          Но самое главный недостаток — секторальный подход. Решим экономические проблемы, говорят экономисты, и будет нам счастье. Юристы то же самое говорят про правовые проблемы. Финансисты — про финансовые. И так далее. И никто друг друга не понимает и не воспринимает.
          А про проблемы общественные никто всерьез не задумывается…
        2. Crime&Punishment 10 февраля 2017, 07:11
          Экономический кризис и реформа менеджмента уперлись в одну политическую проблему.Пока её не решите нихрена не получится построить конкурентную экономику.Потому что это не выгодно олигархам, сроднившимся с властью и вместе прикарманившим экономику.То что народ беднеет, это хорошо, потому что экономика это люди со своими потребительскими потребностями, люди покупая товары и услуги обогащают олигархов, а перестав покупать или покупая меньше, олигархи получают меньше профита, и это в конце концов толкает власть к реформам.Не работает олигархическая экономика без легких нефтедолларов.Этот источник скоро закончится.Какая политическая проблема говорите?, догадайтесь с одного раза.Но даже решив её, надо будет проводить структурные реформы в экономике, это пока они дадут результат на это уйдут годы и годы, конечно если вы готовы долго жить, может и дождетесь, одновременно надо будет разбираться с ворами, наступать на их экономические интересы, перекрывать им кислород, так что борьбы будет много, а также скандалов, судов, побегов, как братья Рыскалиевы и т.д. и т.п. так что тихо отсидеться и прийти на готовенькое не получится.Пахать придётся долго и тяжко.А жизнь идёт.Вот уже и дети взрослые стали.Уже и жизнь прошла.Власть и олигархи просто так от власти не откажутся.Значит ...? Вот и думайте теперь, КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ…

          Последние публикации

          Персона Дуспулова
          Мозговой штурм 2

          Проект «ТОПЖАРГАН»

          Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

          Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.