8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
singapure_bf

Где и почему умирает наш бизнес?

В первые три года работы в Казахстане выживает лишь 67% малых предприятий. тому есть три причины: дефицит залогов, собственных оборотных средств и квалифицированных кадров.

Тяжелее всего приходится строительным предприятиям - 38% закрываются в первые же три года.

На 1 мая 2017 года в Казахстане зарегистрировано 385,3 тысячи МП, из которых действующими являются 235,5 тысяч или 61%. По сравнению с уровнем на конец 2012 года доля действующих предприятий выросла на 8%.

Самый сложный период для новых компаний - первые три года. После первых трех лет работы на рынке выживает 67% малых предприятий. При этом самый низкий показатель в Алматы - лишь 62% справляются в условиях жесткой конкурентной среды, так как на регион приходится 26% всех МП. Самый высокий уровень выживаемости в Кызылординской области - 82% (3% всех МП в регионе).

 

 

В отраслевом разрезе наименьшей жизнеспособностью отличаются строительные предприятия - в первые три года выживают 62% от общего числа.

В торговле в течение трех лет выживают 67%, в горнодобывающей промышленности - 68%, в обрабатывающей -72%. Высокий уровень показателя наблюдается в государственном управлении и обороне - 100%, и в образовании - 77%.

Среди предприятий в возрасте от 21 до 25 лет трудно выживают малые предприятия финансовой и страховой деятельности - лишь 21% из них остаются на плаву, МП отрасли электроснабжения -23% и в торговли - 26%.

 

 

Причины, по которым закрываются предприятия практичес все так или иначе связаны с эффективностью государственной поддержки МСБ: дефицит залогов, собственных оборотных средств и квалифицированных кадров.

Несмотря на то, что правительству удалось мобилизировать рост малого бизнеса: к итогу 2015 года действующих компаний увеличилось на 13%, объем продукции в денежном выражении вырос на 27%, а портфель займов стал больше в полтора раза, стратегическая задача сбалансировать качественные и количественные показатели роста между провинцией и мегаполисами не решена.  Дефицит залогового обеспечения для привлечения банковских займов обозначен как наиболее распространенный барьер роста предпринимательской активности. Из 10 опубликованных свот-анализов по развитию МСП 7 акиматов выделили эту проблему. Банкиры предпочитают кредитовать бизнес мегаполисов, где стоимость основного залогового ресурса, недвижимость, гораздо выше, чем в регионах. 

На конец 2015 года областной бизнес консолидировал 30% от всего ссудного портфеля банков по малому предпринимательству. По итогам первого квартала 2017 года залоговый дефицит в регионах обострился. Удельный вес регионов в общем объеме займов малым компаниям снизился до 23%. Почти половину банковских займов освоил малый бизнес Алматы, еще 29% - Астана.

 

 

Вторая по популярности слабая позиция в развитии регионального МСП - недостаток собственных оборотных средств. В свот-анализах ее указали 5 областных акиматов. 

По итогам 2015 года из общего объема материальных затрат малого бизнеса на области пришлось 56,8%, по итогам 2016 - 57,5%. За год региональная проблема осталась фактически на прежнем уровне.  

 

 

Дефицит квалифицированных кадров занимает третье место среди слабых позиций в развитии МСП в регионах. Данная проблема указана в свот-анализах четырех областей. 

Списочная численность наемных работников, задействованных в малом бизнесе, за год (декабрь 2015 - 2016) увеличилась на 179,5 тысяч, превысив 1 миллион человек.  Региональные малые компании обеспечили 634,5 тысяч рабочих мест - это 58%. Год назад штат наемных работников малых компаний в областях занимал 57,3%.

 

 

Также укрепились позиции регионального бизнеса по количеству действующих малых компаний. К итогу 2015 году число работающих малых компаний в областях увеличилось на 14 тысяч до 107,8 тысяч. Соответственно удельный вес вырос с 53,4 до 54%. 

 

Комментарии (0)

    Персона

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.