8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Глубина падения

Мировой авторынок показал небывалое падение продаж, скатившись к показателям 25—30-летней давности. Разумеется, положение дел в мировой индустрии не обошло стороной и авторынок Казахстана.

Високосный 2008 год запомнится казахстанским автомобилистам не только сумасшедшим колебанием стоимости топлива (как бензина, так и солярки), от роста до 160 тенге и до спада до 57 тенге, но и рядом других объективных и субъективных противоречий.
В связи с тем, что столь глубокое падение рынка не прогнозировалось его участниками, практически все импортеры и дилеры подошли к IV кварталу 2008 года со складами, существенно превышающими потенциал падающего рынка, а цены на автомобили не соответствовали ухудшившимся возможностям потребителей. Следствием этого во многих случаях стали неожиданный спад продаж, затоваривание складов и вынужденное снижение цен.
Объемы продаж автомобилей в июле—августе упали на рекордные 40%. Но в последние месяцы 2008 года ситуация на автомобильном рынке несколько поправилась. Так, в сентябре — минус 33%, октябрь — снова падение, минус 39%, ноябрь — минус 35%, декабрь — минус 25%.
В итоге ситуация по 2008 году выглядит следующим образом. Всеми официальными дилерами было реализовано 22 480 автомобилей, это на 32,4% меньше, чем в 2007 году.
Несмотря на потери — минус 41,69% по сравнению с 2007 годом, — традиционно лидером по продажам остается марка «Toyota» — 5 665 машин. Самыми востребованными моделями стали «Toyota Land Cruiser» 100 и 200 — 1414 машин, а на второе место вышла «Corolla» — 1338 машин.
С большим отставанием от лидера следует марка «Uz-Daewoo» — 2660 единиц (минус 48,85%). Абсолютный лидер не только среди марки, но и во всем классе — нестареющая «Nexia» — 1648!
И главной положительной сенсацией прошедшего года стал бренд «Mitsubishi» — 2361 автомобиль, это плюс 20% к итогу 2007 года. Лучше всех продавалась модель «Pajero» — 695 автомобилей. Если тенденция к росту сохранится и в наступившем году, то у марки есть все возможности подняться как на второе, так и на первое место.
Четвертым, сохранив за собой эту позицию, в итоговой таблице следует Volkswagen — 2150 (минус 12,74% по отношению к 2007 году). Основные продажи пришлись на модели «Passat» — 601 машина и «Touareg» — 544 автомобиля. Закончить 2008 год с таким «минусом» — это практически положительный показатель.
Пятую строчку в нашем обзоре занимает марка «Hyundai» — 2046 машин (минус 25,44%). Лидером продаж является Tucson — 572 автомобиля. Довольно сложно объяснить, почему с третьей строчки по итогам 2007 года марка опустилась на пятое.
На шестой позиции закончил год Nissan с 1534 автомобилями (минус 20,89%). Лучше всех продавалась модель «447 Qashqai». У марки в Казахстане огромный потенциал, что подтверждают рекордные продажи в России.
Марка «Subaru» c 9-го места в 2007 году поднялась на два пункта и в итоге закрепилась на почетной седьмой строчке. По сравнению с провалом многих минус 12,92% выглядит довольно успешно. Лидер продаж — Forester, 495 машин.
Chevrolet DAT в 2007 году замыкала список марок, входящих в десятку лучших. По итогам 2008 года она  поднялась на две позиции и находится на восьмом месте рейтинга. Lacetti — 437, плюс 1%.
Chevrolet Niva опустилась на два пункта, переместившись на девятую строчку по сравнению с 2007 годом, — 840 машин, минус 44,33%.
Skoda также уступила 2 позиции, упав с восьмой строки на десятую. Минус 50,10%. Лидер продаж Octavia Tour — 506 автомобилей.
Самый большой прирост в 2008 году показала южно-корейская марка «SsangYong» — плюс 43,75%.
Самое сильное отступление от своих позиций продемонстрировала марка «Fiat» — минус 66,18%, и говорить об улучшении дел в Казахстане у итальянского производителя пока смысла нет.
Из большой «немецкой тройки» больше всех потеряла Audi — минус 64,48%, реализовав 92 машины. Наименьшие потери понесла марка «BMW» — минус 36,25% с итогом 153 автомобиля. Mercedes же, заняв общее первое место среди конкурентов-соотечественников, тем не менее потерял по сравнению с 2007 годом 43,78%, продав 167 машин.
Среди компаний-дилеров лидирует КМК «Астана Моторс» с 38%-ной долей рынка.
На втором месте — «Меркур Авто», 32%.
И по 10% оставили за собой компании «Бипэк Авто» и «Тойота Жетысу», равно как и все остальные дилеры — у них всех вместе также 10%.
Следует отметить, что самым быстрорастущим классом в 2008 году стал класс С (модели «Mitsubishi Lancer», «Volkswagen Golf», «Hyundai Elantra», «Ford Focus»), благодаря положительному соотношению продаж по отношению к 2007 году.
2008 год, несмотря на кризисные перипетии и общий спад продаж, все же успел порадовать казахстанцев новинками. Так, на рынке появились совершенно новые модели «Subaru Forester», «Peugeot 308», «Mercedes GLK», «Hyundai Veracruz», «BMW» 7-й серии и Х6, обновленные «Nissan Teana», «Nissan Tiida» и «Daewoo Nexia».

Каким будет 2009 год?
Во-первых, о хорошем. В 2009 году планируется начало продаж автомобилей Subaru Legacy, BMW Z4, Volkswagen Golf 6, Nissan Qashqai +2, Hyundai i30, Volkswagen Passat CC, Toyota Prado, Toyota Avensis, Mercedes E-class, Opel Insignia, Chevrolet Cruze. А это значит, что, несмотря на трудности, рынок не стоит на месте и продолжает поступательное движение.
Во-вторых, о проблемах. Для многих автомобильных средств массовой информации это будет крайне тяжелый год, и связано это, безусловно, с сокращением рекламных бюджетов автомобильных компаний. Так что желаем всем коллегам выстоять и стать сильнее в 2009 году!
В-третьих, прогноз. Начало года, в частности январь 2009-го, показал, что тяжелые времена для казахстанского авторынка еще не прошли. По сравнению с январем 2008 года (1607 автомобилей) в январе 2009-го продано 862 машины — это минус 46,36%. А следовательно, всем предстоит большая работа по преодолению кризисных явлений в отдельно взятой стране и отдельно взятом секторе рынка. Так же, как и в прошлом году, существуют как оптимистический, так и пессимистический прогноз, но объединяет их одно — падение спроса и падение количества продаж.
Оптимистический прогноз: падение рынка на 10—12%. Данный прогноз может быть реализован при нескольких условиях:
1) в случае принятия правительственного решения о запрете ввоза подержанных машин старше 7 лет;
2) если правительство откажется от планов повышения таможенных пошлин для новых автомобилей, поставляемых официальными дилерами;
3) если работа дилеров и дистрибьюторов станет более профессиональной.
Пессимистический прогноз: падение продаж на 30—40%. Прогноз может быть состоятелен в том случае, если официальному рынку не будет оказана поддержка.
Аналитическая служба журнала «Салон Авто»*

Комментарий:
Цифры, которые приводит журнал «Салон Авто», считаю единственными объективными, потому что они признаются и подтверждаются письменно всеми официальными дилерами. В некоторых  СМИ в последнее время участились заявления «БИПЭК АВТО» (дилера «Азия авто»), что они лидеры рынка, но они вводят общество в заблуждение. Приводя собственную статистику, они учитывают автомобили российского производства, которые ввозятся в Казахстан совсем по другим таможенным пошлинам, нежели европейские или американские машины, а правильнее сказать, что вообще без таможенных пошлин. Для них действует упрощенный ввоз. Мы говорим об официальном, «белом» рынке импортных автомобилей. Тот же подход, без учета «ВАЗов» и других российских марок, при подсчете продаж действует в России на протяжении 15 лет, то есть с самого начала ведения статистики. Поэтому цифры, которые приводит журнал «Салон Авто», полностью объективны, что подтвердили на круглом столе официальные дилеры.

Нурлан Смагулов, независимый редактор

Комментарии (0)

    Персона Дуспулова

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.