8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Вопрос бремени

Аскар Шоканов

Внешние потрясения продолжают испытывать на прочность бизнес и власть Казахстана. Об антикризисной программе правительства, принятой еще прошлой осенью, горячо спорят в чиновных кабинетах и правительственных курилках. Ситуацию с льготным кредитованием малого и среднего бизнеса, а также рефинансированием ипотечных кредитов многие называют критической. Государственные мужи не скрывают недовольства медлительностью отдельных банков, получивших ресурсы Национального фонда, но не спешащих удовлетворять потребности в займах реального сектора и населения. Выдержит ли экономика испытание и в какой форме из него выйдет? В интервью «Exсlusive» министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов попытался дать свою версию ответов на эти вопросы.

— Бахыт Турлыханович, в качестве одного из рецептов выхода из кризиса эксперты называют опору на внутренние ресурсы. Какие именно сферы или отрасли, на Ваш взгляд, должны развиваться в первую очередь, и что конкретно предпринимается в этом контексте со стороны правительства?
— Приоритеты плана совместных действий правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора беспроигрышны, поскольку они решают текущие проблемы, которые сегодня довлеют над нашей экономикой вследствие влияния мирового кризиса.
Прежде всего это касается финансового и строительного секторов, которые в период бума и бурного роста были перегреты и породили массу проблем. Другим приоритетом в программе мы определили поддержку малого и среднего бизнеса, АПК, продолжение индустриально-инновационной стратегии. Эти отрасли являются системными и перспективными для последующего роста. Нынешний мировой кризис по глубине своего масштаба хотя и особенный, но мы и раньше переживали разного рода кризисы. Важно впоследствии сделать прыжок, ведь законы экономики схожи с законами природы, и после спада всегда начинается бурный рост.
Конечно же, важными элементами будут готовность инфраструктуры и результаты диверсификации экономики — они параллельны, взаимозависимы и взаимодополняемы, поэтому деятельность в этом направлении не останавливается. Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана» как раз направлена на реализацию прорывных проектов в инфраструктурном секторе — это и железные и автомобильные дороги, электроэнергетика. К слову, второй этап программы предполагает специализацию каждого нашего региона на конкретных проектах. Это направление сейчас ведут социально-предпринимательские корпорации. Так что задел будущего роста создается.

— Как нам стало известно, в недрах возглавляемого Вами ведомства готовится План развития Казахстана-2020. Не могли бы Вы поделиться основными целями и положениями указанного документа? Чем он будет отличаться от других подобных документов, как, скажем, Стратегия-2030, «30 корпоративных лидеров», индустриально-инновационная стратегия?
— По сути, в Казахстане есть лишь один глобальный стратегический документ — Стратегия развития страны до 2030 года. На ее основе как раз и разрабатывались все упомянутые планы развития, охватывающие различные секторы экономики.
Однако сегодня система планирования радикально меняется. Как известно, уже утвержден трехлетний республиканский бюджет, и все государственные ведомства разработали собственные стратегические планы развития на ближайшие три года, сориентировавшись на достижение результатов, поставленных целевых индикаторов. Иными словами, если раньше мы говорили, что построим энное количество больниц на селе, то теперь ставим цель сократить количество заболеваний, скажем туберкулезом, в два раза. А достигнут этот показатель будет благодаря строительству новых больниц, переоборудованию действующих клиник, повышению квалификации медиков и так далее. То есть Министерство здравоохранения вольно распоряжаться выделенной для этого суммой так, как сочтет нужным, главное, чтобы к определенному сроку оно вошло в коридор обозначенных параметров по снижению заболеваемости.
По такому же принципу создается и Стратегия развития Казахстана до 2020 года. Это — среднесрочный план развития нашей страны, базирующийся на основе Стратегии-2030, только в нем более углуб-ленно прописываются цели и основные индикаторы, которых Казахстан должен достичь через 10 лет. Таким образом, Стратегия-2020 станет основным программным документом развития нашей страны на ближайшую десятилетку. Именно на его основе будут составляться государственные программы, отраслевые планы, стратегические планы министерств и ведомств.
В перспективе же останется лишь два стратегических документа — Стратегия развития Казахстана до 2030 года и более краткосрочный и углубленный вариант — Стратегия-2020. Его подготовкой занимается рабочая группа во главе с премьер-министром. Уже готов комплексный анализ проведенных во всех отраслях ключевых структурных реформ, выявлены проблемные участки, и на их основе сформулированы ориентировочные стратегические направления развития республики до 2020 года. Также подготовлен мак-ропрогноз долгосрочного развития, в рамках которого будут просчитаны прогнозные показатели индикаторов. Как только эта работа будет завершена, думаю, смогу рассказать о стратегии более подробно.
Словом, главное отличие разрабатываемой стратегии в том, что она станет первым документом комплексного развития страны, учитывающим новые принципы планирования, ориентированные на результат.

— Помнится, осенью, принимая антикризисную программу, премьер-министр Карим Масимов сказал, что это — самый конкретный документ, когда-либо принятый его Кабинетом. Но реализация плана пока оставляет желать лучшего. Почему?
— Не могу с Вами согласиться. Реализация плана антикризисных мер правительства, Национального Банка и Агентства по финансовому надзору идет по плану. Не стоит забывать, что это — работа не одного дня, она продолжается уже в течение полутора лет, с тех самых пор, как наша страна в 2007 году ощутила последствия первой волны кризиса на международных рынках. Тогда мы сформировали план первоочередных мер и стали последовательно двигаться в направлении его исполнения.
Давайте посмотрим, что за это время было сделано. Государство вошло в состав двух крупнейших банков страны, тем самым поддержало их ликвидность. Косвенную помощь также получили те 12 банков, через которые госресурсы направляются для финансирования жилищного сектора, малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, а также инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.
Да, сегодня есть вопросы по скорейшему доведению до экономики выделяемых средств. Естественно, чем раньше мы вольем финансирование, тем более ощутимым будет мультипликативный эффект и, самое главное, сработает защитная функция. Но здесь существуют определенные процедурные моменты, которые гарантируют целевое использование ресурсов, поскольку в соседних странах были примеры, когда предусмотренные для банков финансы оказывались на валютных рынках.
Безусловно, для нас важно в первую очередь оздоровить экономику. В то же время нельзя оставлять без внимания вопрос сохранности этих денег, ведь в рамках антикризисной программы используются запасы Национального фонда, а это — резервы наших будущих поколений, поэтому априори они должны быть возвратными.

— С этим трудно спорить. Но финансовая помощь до адресатов — тех же компаний малого и среднего бизнеса, строительных фирм — доходит слишком медленно. В чем причина?
— Действительно, сейчас много разговоров вокруг того, что кредиты не так-то просто получить. Но, согласитесь, деньги по этим программам выдаются под более низкие проценты, нежели на финансовом рынке. Они оформляются в кредит, а не просто дарятся. Поэтому требуется традиционная проверка платежеспособности заемщика, должна быть уверенность в возвратности вложений. Со своей стороны государство ограничило круг потенциальных заемщиков из тех соображений, что в сегменте малого и среднего бизнеса предпочтение должно отдаваться не торговым компаниям, а производствам.
Что касается жилищного сектора, то здесь все средства поступают по графику. Каждый может заметить, что строительство многих «замороженных» объектов вновь возобновилось. Параллельно ведется рефинансирование ипотечных кредитов. Также продолжается финансирование инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. Часть из них, реализация которых еще не началась, пришлось отложить на посткризисный период, но отказываться от них никто не собирается.
Процесс кредитования находится под контролем. Для его ускорения руководство фонда «Самрук-Казына» недавно подписало соглашения с банками-операторами, в которых предусмотрена процедура возврата не освоенных ими средств по программе рефинансирования ипотечных кредитов населения. Если банки не уложатся в отведенные сроки, деньги у них будут отозваны и перераспределены.
Так что антикризисная программа правительства работает. Что же касается критики, то никогда не бывает так: приняли программу, раздали деньги — и все сразу стало хорошо. Любой процесс требует времени.

— После февральской девальвации тенге глава государства заявил, что второй волны обес-ценивания казахстанской валюты не будет. В то же время в ряде соседних с нами стран, в том числе в России, собираются пойти на подобный шаг. Что будем делать в этом случае?
— Как недавно заявил председатель Национального Банка Григорий Марченко, в течение года курс национальной валюты будет удерживаться в коридоре 150 тенге плюс-минус 3 тенге. Это означает, что все факторы, которые могут повлиять на обменный курс, будут отслеживаться еще более тщательно для того, чтобы не допустить второго витка девальвации. Установленный в начале февраля курс тенге, на мой взгляд, с экономической точки зрения оправдан.
Девальвация же в России, равно как и в Казахстане, отражает внешние реалии, в том числе и снижение цен на нефть. По сравнению с пиковыми значениями, зафиксированными в середине 2008 года, они снизились в четыре раза, что сжало платежный баланс и в совокупности с выплатой внешних долгов повысило напряженность на валютном рынке наших стран. Более слабые тенге и рубль должны позволить улучшить платежный баланс. Более того, на данный момент очевидно, что девальвация не только способствовала сохранению стабильности в финансовом секторе, но и восстановлению конкурентоспособности нашей экспортной продукции. Правда, очень трудно предсказать, как дальше будут вести себя цены на нефть, но сейчас тренд пошел в рост.
Что же касается России, которая является ориентиром для многих стран, то в настоящее время там наблюдается укрепление национальной валюты, и маловероятно, что намеченный коридор рубля относительно бивалютной корзины существенно изменится в ближайшее время. Однако если на мировом рынке произойдет резкое падение цен на сырьевые ресурсы, в первую очередь на нефть, то Центральный банк России может вновь прибегнуть к плавной девальвации рубля, исходя из своих резервов.

— После известных событий вокруг «БТА Банка» и «Альянс Банка» доверие к банковской системе явно снизилось. Какие действия предпринимает правительство, в частности Минэкономики, для нормализации ситуации?
— В этом вопросе следует выделить два периода. На первом этапе, с момента прихода нового руководства в банк, многим представлялась неясной ситуация, какие задачи стоят перед командой государственных менеджеров. На фоне девальвации среди населения и клиентов наблюдалась вполне понятная нервозность, из-за которой произошел отток депозитов и юридических, и физических лиц.
Однако после этого произошел перелом, и сегодня мы наблюдаем другую тенденцию. Вновь начался приток вкладов, произошла стабилизация числа клиентов. В настоящий момент уровень депозитов нормализовался в обоих банках.

— Скажите, из каких источников теперь будут погашаться внешние долги этих двух банков?
— Банки обладают собственными финансовыми ресурсами. Их уровень достаточен для погашения долгов. Кроме того, продолжается возврат ранее розданных ими кредитов. И, разумеется, банки привлекают депозиты населения.
Что касается опасений, что средства, размещаемые в банках в рамках антикризисной программы, будут перенаправлены на погашение внешних займов, то они безосновательны. За государственными средствами ведется строгий контроль со стороны всех уполномоченных органов, и вероятность того, что хотя бы один тенге «уйдет на сторону», равна нулю.

— По Вашим оценкам, пик кризиса уже миновал или худшее еще впереди? Чего ждать?
— Тенденции развития мировой экономики свидетельствуют, что нынешний год обещает быть достаточно сложным. По прогнозам экспертов МВФ, Всемирного банка и других авторитетных международных организаций, в 2009 году мировая экономика войдет в рецессию, но уже на следующий год прогнозируется ее оживление.
Казахстан, как страна, интегрированная в мировое хозяйство, в этом году достаточно остро испытает на себе негативные тенденции глобальных экономических процессов, поскольку в государствах—основных наших торговых партнерах происходит замедление темпов роста и, как следствие, сокращается спрос на казахстанскую экспортную продукцию. Эти негативные факторы проявляются в отраслях, ориентированных на внешние рынки. В итоге на этих предприятиях с начала года сокращаются объемы производства, особенно в обрабатывающей промышленности.
По первому кварталу у нас произошло снижение роста ВВП на два процента. И сейчас будущий сценарий развития, то есть войдет ли казахстанская экономика в рецессию или ее удастся избежать, зависит от скорости реализации антикризисных планов. Уже сейчас наблюдаются признаки рецессии. Теперь все зависит от темпов вливания в экономику выделенных по всем каналам средств государства.
Но сразу хочу предупредить тех, кто заявляет, что рецессия у нас уже наступила, — это неверно. Принято судить о течении рецессии по динамике темпов роста ВВП, для чего берутся ежеквартальные значения показателя. В привязке к такой периодичности считается, что отсутствие или снижение темпов роста в течение трех последних кварталов дает право признать вступление экономики в рецессию состоявшимся.
Что же касается «пика кризиса», то его прогнозировать трудно. Я придерживаюсь позиции МВФ, что уже к концу нынешнего года ситуация в мире начнет стабилизироваться. В Казахстане же, как я уже сказал, все зависит от темпов реализации антикризисной программы. Если средства, поступающие от государства, будут вливаться в экономику по графику, а не задерживаться на счетах БВУ, как это происходит сейчас, то можно будет говорить о том, что «дно» уже пройдено. 

Комментарии (0)

    Персона mobievent

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.