8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Чем мы хуже других?

Керим Нурыев

Собственные проблемы всегда кажутся уникальными по степени своей сложности. Возможно, опыт стран, которые сегодня можно с полным основанием назвать успешными, поможет нам по-новому взглянуть на то, что мы сегодня называем так удобно подвернувшимся словом из шести букв. По крайней мере, очевидно одно — эти государства предпринимали кардинальные шаги в самые тяжелые для нации времена, и эти усилия дали удивительный результат.

Япония
Самый впечатляющий пример возрождения — это, безусловно, Япония, которая после окончания Второй мировой войны была оккупирована американской армией. Армией, которая в первое время диктовала свои условия развития, включая разработку Конституции и законодательных актов, а также контролирование экономического развития страны. Перевод экономики с военной на мирную ориентацию с рентабельным использованием наличных производственных мощностей, с реализацией планов прибыльного промышленного строительства оказался как никогда ранее прочно привязанным к налаживанию выпуска гражданской продукции вообще и предметов личного потребления в особенности. Во время войны десятки тысяч предприятий были демонтированы, а их оборудование превращалось в сырье для тяжелой промышленности.
Но эти изменения в структуре экономики сопровождались серией глубоких институциональных реформ. Была проведена либерализация цен, стабилизирован бюджет и введен фиксированный валютный курс. Оккупационные власти осуществляли программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.
Также в стране была проведена радикальная аграрная реформа с ликвидацией крупных земельных владений и массовой перепродажей земли, что утвердило в сельском хозяйстве страны преобладание мелкого независимого фермерства. Была перестроена система государственных предприятий и произошло финансовое оздоровление частных корпораций и банков, реализована налоговая реформа, которая обеспечила предприятиям внутренние источники накопления. Одновременно в Японии была введена одна из самых демократических в мире конституций, ограничив императора декларативными функциями, являясь лишь символом государства и единства народа.
Около 30% расходов госбюджета Японии в послевоенные годы уходило на операционные расходы, структурную перестройку экономики в целях ее демилитаризации. Расходы осуществлялись, несмотря на их серьезное инфляционное воздействие. В итоге к 1949 году производство в Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях и на все 100%. Именно восстановленное производство составило одну из опор, которая помогла стране позднее выдержать жесточайшую дефляционную политику в рамках так называемой «линии Доджа», что означает период либерализации экономики с 1949 по 1952 год.
Важным событием, повлекшим изменения политики США в Японии, стала война в Корее 1950—53 годов, которая ознаменовала начало «японского экономического чуда». В период 1950—55 годов ВНП увеличивался примерно на 10% в год. США начинали вкладывать деньги в японскую промышленность, видя в Японии одного из главных своих союзников на Дальнем Востоке. Эти вклады позволили покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырья.
Среди основных причин, обусловивших столь быстрое развитие японской экономики до середины 1970 года, следует назвать факторы, которые способствовали форсированному накоплению капиталов в промышленности. Колоссальная экономия средств на развитии собственных НИОКР, ставшая возможной благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, относительная дешевизна японской рабочей силы, отсутствие значительных военных расходов — все это позволило японским компаниям сэкономить и направить на развитие промышленности огромные дополнительные средства. Чрезвычайно важную роль в экономических успехах Японии сыграл «человеческий фактор», а именно высокое качество японской рабочей силы. Однако без вмешательства США и проводимой американской политики «экономическое чудо» в Японии не могло бы состояться.
В Японии были предприняты дальнейшие усилия по развитию страны, и особенный упор был сделан на образование. В 1980-х годах проведена реформа системы образования, и ее главными направлениями являлись улучшение управления и организации обучения в университетах, разработка политики непрерывного образования, улучшение финансовой поддержки университетов, изменение методики преподавания в колледжах для усиления индивидуального подхода к учащимся, улучшение образования в области информатизации и автоматизации, усиление связей между образовательными учреждениями и общественностью, улучшение качества подготовки студентов на последнем курсе в дипломированный период. Все это привело к быстрому технологическому развитию страны, которое мы видим сегодня.

Китай
Триумфальный подъем КНР начался относительно недавно — в 1980—90 годы. КНР вышла на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзэдуна в КНР был провозглашен курс на экономическую реформу. Основой преобразований стали: внедрение многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены три уровня цен: твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные); переход в деревне к системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и многое другое.
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» — политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 году. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн человек, а в 1990 году там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 — полностью иностранными.
Бюджетный дефицит и денежная экспансия не привели к серьезной инфляции. Признаки инфляционного давления проявлялись в конце 80-х и в середине 90-х годов. За 80-е годы среднегодовой темп инфляции равнялся 7,2%, в 90-е годы — 7,5%. Это в 2,5 раза ниже уровня всех развивающихся стран в последнее десятилетие. Низкоинфляционный, но значительный прирост денежной массы объяснялся тем, что он обслуживал производственный сектор экономики. Рост производственного и потребительского спроса препятствовал резкому обесценению денежной массы. Неиспользованная часть доходов переводилась в сбережения.
Произошедшие изменения приблизили структуру промышленного производства к уровню ведущих индустриальных стран, который они имели несколько десятилетий назад. В ней большое место занимают текстильная промышленность (9% обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости), черная металлургия (10,6%), промышленные химикаты (10%), керамика, фарфор (7,7%), а на все машиностроительные отрасли приходится 24,5%. Значительными темпами росло производство сельскохозяйственной продукции (5,9 и 4,4% за 80-е и 90-е годы). В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, а животноводство занимает относительно скромное место — примерно одна треть продукции. Производство зерна достигло 500 млн тонн, или 0,4 тонны на человека. Качественные изменения в структуре производства считаются важной составной частью совершенствования этой сферы.
В целом в структуре китайского хозяйства произошли существенные перемены. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами изменилось в пользу последнего при одновременном высоком росте в каждом из них. Доля сферы услуг возросла до одной трети ВВП, сельского хозяйства — сократилась до 17%. При этом к концу века в стране в основном решена продовольственная проблема и преодолен недостаток предметов первой необходимости. Доля обрабатывающей промышленности несколько снизилась.
К началу 2002 года в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а также иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны.

Норвегия
Эта страна особенно интересна для нас с точки зрения идеальной модели использования своих ресурсов.
По состоянию на начало XXI века Норвегия входит в тройку крупнейших в мире экспортеров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970-м. Государственная политика Норвегии в отношении ее нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью — здесь на деле была реализована провозглашенная с самого начала концепция «Углеводороды — достояние нации». Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962).
В 1960-е Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах.
В 1965-м Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969-го было открыто первое большое месторождение.
В 1970 году создан специальный правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью.
Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах создана государственная компания Statoil. Еще одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежат 51% акций.
Освоение норвежского шельфа проводилось консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50%. Налогообложение нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился еще один налог — на выбросы углекислого газа.
Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счет будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 году внешний долг Норвегии достиг 30% ВВП, после чего приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005-м у Норвегии уже не было внешнего долга.
В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности — прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.
В 1990-м в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд.
В 2001-м началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности, госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации.
К 2007-му осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный неф-тегазовый гигант способен составить серьезную конкуренцию России на европейском рынке.
При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребностей покрывается возобновимым источником — гидроэнергией. Если бы Норвегия в одночасье лишилась своих углеводородов, на норвежцах это никак не отразилось бы.
Норвежцы все время снижают уровень добычи нефти, наращивая одновременно продажи газа. С 2004 по 2006 год падение нефтедобычи составило около 14%, а рост продаж газа в 2013 году превысит уровень 2005 года на 55% и достигнет уровня 130 млрд куб. м.
Государство сохраняет часть поступлений в так называемом «нефтяном фонде», чтобы обеспечить свое процветание в долгосрочном периоде. Накопленных денег норвежцам хватит еще на сто лет благоденствия: и промышленность не остановится, и люди в домах не замерзнут, и все потому, что энергетика страны никак не зависит от нефти и газа. Дело в том, что 99% электроэнергии в Норвегии вырабатывается вовсе не на ТЭС или ТЭЦ, а на гидроэлектростанциях, причем не на гигантах, а на карликах. Микро- и мини-ГЭС имеют огромное значение на местном уровне, так как они обеспечивают долгосрочный доход их владельцам, а при подключении к местной сети укрепляют и придают стимул к ее использованию.
Норвегия — третья в мире нефтедобывающая страна — планирует вложить около $3 млрд в развитие альтернативной энергетики. На эти цели, сообщает Space Daily, в бюджете за последние три года истрачено $1,5 млрд. Средства предоставлены государственной корпорации Enova, специализирующейся на развитии, пропаганде и внедрении экологически чистых возобновляемых видов энергетики.

Турция
Экономика Турции в 1980-х претерпела реформу и в настоящее время характеризуется значительной долей частного сектора и преобладанием рыночных отношений. Правительство Т. Эрдогана продолжает курс на либерализацию экономики, приватизируя государственные концерны и открывая доступ на внутренний рынок иностранным инвесторам. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28%, сельского хозяйства — 15%, строительства — 6%, услуг — 51%. В общем объеме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность (84%, включая строительство). Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров. Динамично развивающейся отраслью является туризм.
Объявив своей целью создание современного светского государства западного типа, Мустафа Кемаль Ататюрк сделал упор на прогрессивные реформы в экономике. Турецкое государство приобрело железные дороги, сооруженные европейскими компаниями еще в период Османской империи, проложило новые и соединило их в единую национальную сеть. Оно включилось в строительство промышленных объектов и организовало банковскую систему, призванную сделать Турцию независимой от зарубежных финансовых учреждений. В первое десятилетие после провозглашения республики Ататюрк в решении задачи экономического развития полагался на частную инициативу, однако в стране отсутствовал класс предпринимателей.
С 1980 по 1987 год годовое значение роста ВВП колебалось между 3,3 и 8,1%, но в 1988-м сократилось до 2,5%, а в 1989-м — до 1,1%, после чего правительство ввело ограничения, направленные на замедление инфляции. После снижения показателя до 0,9% в 1990-м, что было связано с войной в Персидском заливе (1990—1991), ВВП Турции начал постепенно увеличиваться: в 1995-м на 8,1, в 1996-м — на 7,1 и в 1997-м — на 8%.
В 1994 году аграрный сектор экономики, включая лесное и рыбное хозяйство, обеспечивал создание 15,7% ВВП и давал рабочие места около 40% трудоспособного населения страны. На Анатолийском плоскогорье, где традиционно выращивают зерновые и разводят скот, большинство крестьян являются собственниками по крайней мере части обрабатываемых ими площадей.
В 1973 году правительство приняло программу, по которой 3,2 млн га земель намечалось перераспределить среди приблизительно 500 тыс. безземельных крестьян в течение следующих 15 лет. Четверть этих земель находилась в частном владении, а остальная часть принадлежала государству, однако вследствие политической нестабильности в 1970-х годах программа не была выполнена.

Наши возможности или то, что могло бы ими стать
При всей непохожести сценариев прорывного развития этих стран все они имеют общие системные элементы.
1. Политическая воля к реформам. Но еще более важными факторами во всех случаях стали приверженность в течение длительного времени выбранному социально-экономическому курсу и последовательные институциональные изменения.
2. Модернизация инфраструктуры и поддержка агропромышленного сектора.
3. Демонополизация в энергетической отрасли и снижение зависимости от сырь-евых ресурсов.
4. Создание внутреннего производства и формирование среднего класса.
5. Масштабные акции в области образования нации.
6. Интенсивные вливания в инновации.
7. Даже прошедшие почти 20 лет не избавили нас от взаимного снобизма к ближайшим соседям. Несмотря на существование огромного количества интеграционных структур потенциал, которым обладает постсоветская экономика, не используется. А ведь промышленный потенциал, достаточно большой потребительский рынок СНГ и не утерянные до сих пор элементы общей ментальности — это то самое конкурентное преимущество каждой из частей некогда большого социально-экономического сообщества.  

Комментарий независимого редактора:
Мыслящее общество постоянно оценивает и отбирает. Иноземный интересный опыт не стоит отвергать, ведь он может быть полезен в решении наших собственных насущных проблем, особенно когда этот опыт принес конкретные положительные результаты. Исторически Восток известен своим особым подходом к образованию и воспитанию. Возможно, сегодняшний передовой уровень развития и авторитет Японии обязаны своевременно проведенной реформе образования. И разве мы не говорим сегодня о необходимости разработки политики непрерывного образования, изменения методик преподавания в школах и колледжах для усиления индивидуального подхода к учащимся, об улучшении финансовой поддержки университетов и т.д.? Мы, в принципе, всегда были бережливым народом. Щедрым, но бережливым. Но почему-то стесняемся демонстрировать свою бережливость.
В этом плане импонирует опыт Китая, где культивируется особое, бережное отношение к своему добру. Не может не привлекать внимания опыт Норвегии, которая, будучи одним из трех крупнейших мировых экспортеров нефти, очень бережно и рачительно относится к использованию своих природных недров и к экологии. Введение прямой доли государства в месторождениях и трубопроводной системе, налог на выбросы углекислого газа, накопление нефтяного фонда страны, усиленное и разумное развитие альтернативной энергетики, в частности гидроэнергетики (даже при высоких запасах углеводородов), — все это делается для сохранения высокого уровня жизни населения страны и обеспечения его процветания в долгосрочном периоде. Мы тоже создали свой нефтяной фонд, но уже успели его распечатать. Очень интересен пример Турции, в которой на определенном этапе аграрный сектор обеспечивал работой 40% трудоспособного населения страны.
У нас огромная страна, имеющая все предпосылки для развития аграрного сектора, и народ, который любит свою землю и может работать на ней. Разные страны, разные экономики и культуры. Однако между ними (и нами) есть общие человеческие нужды и чаяния. За первые годы независимости мы много поездили и много повидали, так может, уже пора браться за дело просто и по-житейски?

Комментарии (0)

    Персона mobievent

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.