8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Работа над ошибками

Карлыгаш Еженова

Как мы уже рассказывали в предыдущем номере, исследование взаимоотношений между властью, бизнесом и обществом выявило тревожный тренд — эти три кита не доверяют друг другу. Но выяснилось и нечто еще более настораживающее — персонал компаний не любит своего работодателя. Возможно, именно здесь нужно начать поиск для диалога, тем более что Запад, еще сотни лет назад столкнувшийся с этой проблемой, придумал для этого даже специальный термин: корпоративная социальная ответственность.
Справедливости ради надо сказать, что, по крайней мере в крупных компаниях, это понятие не режет слух своей мнимой надуманностью, но очевидно и другое — внешние атрибуты корпоративного управления не «вросли» в сознание сотрудников. Не успели. Обвальное падение продаж компаний отодвинуло интересы персонала на задний план. И напрасно.

Глубинное интервью:
«Совместно мы должны сделать так, чтобы общество научилось гордиться своими богатыми людьми, так же как гордится своими учеными, литераторами и спортсменами».
Как видно, для общества бизнес и власть — это единство противоположностей, которые в основном заняты своими разборками. В значительной степени конфликтность взаимоотношений обусловливается слабым вниманием предпринимателей к вопросам социального партнерства. Даже процесс введения корпоративного управления не только в бизнесе, но и в государственном аппарате многие не понимают, а те, кто в курсе этого, видят в этом только завершение периода первоначального накопления собственности. За ним начинается этап ее легализации, который также в основном не затрагивает большую часть общества и воспринимается как попытка чиновников и олигархов легализовать то, что было украдено у народа.
Но в обществе формируется общее понимание того, что социальная политика должна быть абсолютно прозрачной для граждан. Формирование общественного мнения относительно деловой и социальной репутации предприятий будет стимулировать руководителей, претендующих на длительный успех, серьезно относиться к цивилизованным методам ведения бизнеса.
В свою очередь, появление все большего числа компаний, придерживающихся в своей деятельности принципов социальной ответственности, в перспективе будет оказывать решающее влияние на изменение общественного мнения относительно восприятия бизнеса в целом. Нормы и стандарты этического поведения, которые будут транслироваться в общество казахстанскими компаниями, постепенно должны стать образцами для подражания со стороны иных социальных институтов: государственных органов (в силу рекрутирования представителей бизнеса во власть), для неправительственных организаций (в силу необходимости соответствия стандартам потенциальных бизнес-доноров).
Бизнес часто сетует на то, что в отношении него используются неправовые рычаги воздействия, желает видеть взаимоотношения с обществом и властью более демократичными. Но в то же время предприниматели, несмотря на то что являются одной из самых активных социальных групп, не воплощают в своей социальной практике эти демократические идеалы. Более того, в рамках своих корпораций, компаний и холдингов многие бизнесмены давно уже превратились в царьков с жестким авторитарным стилем управления. Многие из этих структур трансформировались в неприступные крепости, откуда дозированно выходит информация через скудные пресс-релизы и довольно редкие интервью.
Негласный опрос среди сотрудников некоторых из этих крупных казахстанских компаний и банковских структур показал низкую степень доверия к своему руководству, которое не столько уважают, сколько боятся. Если уж в собственных компаниях многие руководители не могут получить поддержки со стороны своих сотрудников, то что говорить об их способности наладить взаимоотношения с обществом?
В то же самое время нельзя сказать, что весь бизнес не понимает, что ему выгодно сильное, образованное гражданское общество, отстаивающее демократические принципы. Ведь это — гарант стабильности бизнеса, экономической и политической уверенности в завтрашнем дне, фактор прогресса и движения по демократическому пути. Объективно в борьбе бюрократии и бизнеса общество должно встать на сторону последнего.
Формирование положительного имиджа предпринимательства, на отсутствие которого мы посетовали выше, возможно за счет внешнего воздействия на бизнес-среду тремя путями: со стороны государства и средств массовой информации, а также с помощью внешнего изменения внутренней среды компании.
Для поддержания устойчивого развития бизнеса необходимо учитывать в бизнес-деятельности широкий спектр ожиданий общества. Оно предъявляет возрастающие требования в том, что касается прозрачности бизнеса и норм корпоративного поведения.
Очевидно, что современный бизнес не может находиться вне общества. В последнее время все больше компаний признает, что корпоративная социальная ответственность — средство построения устойчивого бизнеса. В западных странах участие частного капитала в решении общественно значимых проблем поощряется также на государственном уровне, и не только с помощью введения налоговых льгот для компаний, осуществляющих социальные инвестиции.
Отказ от улучшения имиджа бизнеса в обществе способен негативно сказаться на перспективах развития компаний. Доверие граждан является одним из важных ресурсов повышения конкурентоспособности предпринимателей.
Наличие позитивного имиджа у корпорации — это не абстрактная ценность. Он выступает своеобразным индикатором доверия к менеджменту компании со стороны общества, а следовательно, рассматривается партнерами по бизнесу как гарантия чистоплотности ведения дел. Коммерческие риски во взаимодействии с компанией, обеспокоенной поддержанием позитивного имиджа, существенно ниже, чем с компанией, не ведущей такой работы.
Все большее количество предпринимателей начинает понимать важность и полезность возрождения проф-союзов и советов трудовых коллективов. Полноценные отношения с профсоюзами, заключение коллективных договоров в наше время — мощный ресурс легитимизации бизнеса. Как правовой, так и моральной.
В настоящее время в Казахстане отсутствует четкое определение понятия «социальная ответственность компании». Как правило, ее путают с благотворительностью, меценатством. В то же время в это же понятие включают и такие характеристики, как добросовестная уплата налогов, выполнение законодательных требований и т.п. Упускается важная специфика понятия «социальная ответственность» — многоплановость.
Почему социальной ответственности сегодня уделяется такое пристальное внимание? Эксперты выделяют несколько причин:
• обострение конкуренции на всех рынках;
• рост размеров и влияния компаний;
• конкуренция компаний за персонал;
• возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов).
Существуют три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса. Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса — увеличение прибыли для своих акционеров.
Вторая точка зрения прямо противоположна первой теории. В соответствии с ней корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни.
Третья позиция говорит о том, что социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение — это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
Корпоративная социальная ответственность — очень сложный процесс. С одной стороны, это диалог секторов общества, с другой — это инструмент саморазвития компании. Все известные прорывы в производстве и технологиях совершали компании с очень сильной социальной оболочкой.
Казахстанский бизнес дозрел до того, чтобы создавать вокруг себя социально устойчивую среду и всерьез думать о будущем. Однако социальная деятельность большинства компаний до сих пор строится на весьма умозрительных и несистемных подходах. В результате реальная эффективность вложений в эту сферу часто оказывается нулевой или даже отрицательной.

Слово купеческое…
Важность использования этических регуляторов при ведении предпринимательской деятельности становится очевидна все большему кругу деловых людей. Этичный бизнес быстрее нарабатывает определенный репутационный капитал, более привлекателен для открытого, прозрачного партнерства, а в силу этого менее уязвим для втягивания в политическое противостояние. Кроме того, приверженность этичным и открытым правилам игры ставит перед менеджментом данных компаний высокую профессиональную планку. Открытые компании более мобильны и конкурентоспособны и, как следствие, способны оказывать активное сопротивление рейдерам.
Правда, сами критерии оценки этичности бизнеса пока находятся в стадии становления. Крупнейшие бизнес-объединения уже взяли на себя роль социальных институтов, устанавливающих этические правила предпринимательской деятельности. Однако, как показывают результаты опросов предпринимателей, разброс мнений в понимании критериев этичности бизнеса пока слишком велик.
Для больших предприятий этика связана с такой работой, при которой компания соотносит свои цели с целями общества: если бизнес приносит пользу обществу, он этичен.
Развитие казахстанским деловым сообществом институтов саморегулирования, в том числе процедур альтернативного разрешения экономических споров, способно снизить накал конкурентной борьбы и придать этому процессу цивилизованные формы.
Способность вести диалог с оппонентом, воспринимать его аргументы и идти на взаимные уступки также является идеологией этичного поведения в бизнес-сообществе.
Есть два института регулирования поведения персонала: жесткий и мягкий. Жесткие институты — это устав компании, а также внутренние документы, являющиеся корпоративными нормами и, соответственно, обязательные для исполнения.
Мягкие институты — корпоративная культура, мораль, этика — обеспечивают регулирование поведения участников в области, где ни закон, ни внутренние нормы не дают человеку ориентиров при принятии решения.
Практика показывает, что корпоративные мягкие регуляторы, особенно корпоративная культура и этика как составляющие корпоративной культуры, являются мощными элементами, обеспечивающими во многих случаях устойчивость компании, определяющими порой ее эффективность. Тем более в стратегической области.
Тот факт, что казахстанские компании стали обращать внимание на корпоративную культуру и этику, показывает, что бизнес выходит на новый уровень развития, переходит от этапа первичного формирования бизнес-систем, сопровождающегося в том числе переделом собственности, к этапу развития, повышения эффективности работы — при переделе собственности вопрос культуры, как и эффективности бизнеса, встает в последнюю очередь.
Какие меры необходимо предпринять, чтобы снизить потенциальные угрозы для казахстанского бизнес-сообщества?
1. Повышение социальной репутации и ответственности бизнеса в общественном сознании через участие в решении наиболее важных социальных проблем — 56%.
2. Формирование и реализация внутрикорпоративной этики, которая должна касаться не только принципов взаимоотношений внутри бизнес-сообщества, но и принципов взаимоотношений с населением и властью, — 48%.
3. Более активное участие в создании правового государства и в поддержке гражданского общества — 40%.
4. Внутренняя консолидация бизнес-сообщества по отношению к власти и обществу — 32%.
5. Затрудняюсь ответить — 4%.
Респонденты отмечают важность повышения социальной ответственности бизнеса для улучшения имиджа бизнес-сообщества в глазах общества и государственных органов. По мнению экспертов, увеличение публичной поддержки бизнеса со стороны общества, его институтов может способствовать повышению независимости от властей различных уровней.
Подводя итог рассмотрению проблем взаимоотношений в казахстанском бизнес-сообществе, можно констатировать, что институционализации каналов поддержания связей в этой среде еще не произошло. Кризис казахстанского бизнес-сообщества обусловлен как различиями в структурном построении компаний, так и разностью, а зачастую и конфликтностью мотивов деятельности. Без методологического разделения, типологизации компаний выстроить адекватную модель согласования интересов не удается.
Успеха в защите собственных интересов казахстанские предприниматели достигнут только тогда, когда смогут выстроить эффективные институты формирования общественного мнения в собственной профессиональной среде. Процесс становления казахстанского бизнеса начался уже давно, однако процесс кристаллизации бизнес-сообщества как социального организма еще только разворачивается.

Комментарий независимого редактора:
Власть, бизнес, общество. Их взаимоотношения всегда были непростыми. И одна из причин кроется в применении двойных стандартов как внутри обозначенных групп, так и между ними, что порождает недоверие. В бизнесе руководители компаний демонстрируют себя как грамотные и продвинутые менеджеры, с одной стороны, но с сотрудниками они культивируют авторитарный стиль управления и проявляют высокомерие и черствость в общении — с другой. В семье, с детьми эти современные родители сеют доброе, разумное и вечное, а в офисе в большей мере реализуется принцип «Я — начальник, акционер, хозяин и т.д., а ты — …» (список можно пополнить из накопленного индивидуального опыта). Такой подход к «корпоративной культуре» ведет к тому, что сотрудники не ощущают себя частью компании, а видят в ней только источник хорошего заработка.
Деловое сообщество должно уделять серьезное внимание социальной ответственности бизнеса как одной из самых быстрорастущих глобальных проблем, пониманию своей ответственности перед обществом и необходимости реализации различных программ по привлечению способных и увлеченных людей и созданию оптимальных условий для их самореализации. Сегодня все чаще говорят о том, что преуспевающие компании и организации должны проявлять социальную ответственность и руководствоваться определенной системой ценностей, как при выработке стратегии бизнеса и принятии инвестиционных решений, так и в отношениях с сотрудниками, партнерами и обществом.

Комментарии (0)

    Персона mobievent

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.