8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Экспорт без правил

Асель Асхатова

Чуть более года назад на базе ЦМАИ и «Казинвеста» создана корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX». Это первая попытка государства системно взглянуть на проблему конкурентоспособности своих предприятий на внешних рынках. Таким образом, появился институт сервисной поддержки несырьевого экспорта. Но основные препятствия на пути экспансии наших товаров находятся еще на территории Казахстана.

Логично, что, по опыту большинства стран, выстраивающих инфраструктуру поддержки своего экспорта, в первую очередь была проведена работа по выявлению продукции и производителей, имеющих потенциал экспорта, а также идентифицированы препятствия способности предприятий экспортировать. При этом применялся метод «независимой оценки экспортной готовности», рекомендуемый Международным торговым центром (МТЦ), организацией, учрежденной ВТО совместно с одним из подразделений ООН — UNCTAD.
Главные цели этой методики — определение предприятий с наибольшей экспортной готовностью, а также наличие у продавца проведенной независимой оценки экспортной готовности по методике МТЦ.
Из более 200 были отобраны 30 предприятий трех пилотных отраслей (машиностроение, пищевая, химическая), способных вкладывать свои ресурсы в подготовку, расширение или улучшение своей экспортной деятельности. Интересно, что в ходе данной диагностики сформировались группы предприятий, желающих и готовых к работе с KAZNEX, но не входящих в пилотные отрасли: текстильная и фармацевтическая. Поэтому именно эти отрасли предложены в качестве пилотных на 2009 и 2010 годы.
Помимо серии обучающих семинаров KAZNEX организовал серию туров для руководителей казахстанских предприятий на производственные площадки зарубежных предприятий-экспортеров, где они смогли «подсмотреть», как выполняются пресловутые международные требования, наладить прямые контакты, получить из первых рук нужную информацию.
Но отсутствие институциональной системы поддержки производства и экспорта продукции высокой добавленной стоимости заведомо ставит казахстанского производителя в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из других стран как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Производить на экспорт и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью ТРУДНО, ДОРОГО и НЕВЫГОДНО в сравнении с работой на внутреннем рынке. Но самое главное — отсутствует государственная идеология экспортной ориентации в целом.
1. Законодательство. По результатам изучения мирового опыта KAZNEX провел анализ правовой базы, регламентирующей деятельность экспортеров обрабатывающего сектора. Основной закон в этой области — «О регулировании торговой деятельности» — не содержит положений, касающихся поддержки и стимулирования развития и продвижения экспорта, а носит регулирующий характер. Этот закон не обеспечивает концентрацию и необходимую степень агрессивности государственной политики в области диверсификации производства и экспорта и не отражает целей развития экспортоориентированности, провозглашаемых государством.
2. Инструменты экономического стимулирования экспортеров несырьевого сектора. Ключевым аспектом законодательной инициативы KAZNEX является правовое закрепление экономических инструментов стимулирования и поддержки экспортеров несырьевой продукции. Подавляющее большинство стран (США, Япония, Турция, Австралия, Малайзия, Великобритания, Дания и т.д.), поддерживающих свой экспорт, и даже страны с развитой и диверсифицированной структурой экспорта широко и агрессивно применяют механизмы возмещения государством затрат, понесенных экспортерами в связи с выводом продукции на экспорт. Эти инструменты называются грантами для экспортеров, и стоимость этих программ составляет сотни миллионов долларов США ежегодно. То есть государства тратят эти деньги для завоевания экспортных ниш. И особенно примечательно, что даже крупные компании, которые перешли в ранг ТНК, продолжают пользоваться такого рода господдержкой. Эти инструменты господдержки экспорта закрепляются законодательно и не противоречат правилам и требованиям ВТО, так как не оказывают искажающего влияния на конечную цену продукции при ведении международной торговли и не относятся к категории субсидирования экспорта.
3. Исследования и разработка новых товаров, предназначенных для выхода на внешние рынки. Жесточайшая конкуренция на внешних рынках заставляет производителей все чаще обновлять свою продукцию. К примеру, лишь 10% продукции пищевого рынка являются основными, 90% — это постоянно меняющийся ассортимент. Среднее по размеру пищевое предприятие в год выпускает на рынок не менее десятка наименований новых продуктов, чтобы обеспечить непрерывный спрос на производимую продукцию.
Разработка и запуск нового продукта, тем более на внешний рынок, или его адаптация предусматривают значительные риски и затраты. Сегменты, которые занимают отечественные производители даже на внутреннем рынке, характеризуются ускоряющимся «устареванием» продукции, которое приходится компенсировать объемами. Выход на внешний рынок неизменно потребует изменения продукции, выпускаемой ныне производителями и имеющей потенциал экспорта.
Примерные затраты, подлежащие возмещению, могут включать: исследование/изобретение и анализ продукта собственными силами или с привлечением внешней экспертизы, производство пробных партий, продвижение (реклама, акции) и продажа пробных партий.
4. Обучение. Еще одна системная причина — недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства казахстанских предприятий, неразвитость отечественной системы обеспечения качества экспортной продукции на фоне усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых стран. Самой большой проблемой предприятий является отсутствие компетенций (знаний, навыков, умений) весьма широкого спектра — от ведения документации, например в области безопасности, до управления и сугубо технических аспектов, как на уровне руководителей, так и на уровне операционного персонала. Это приводит к непониманию и, как следствие, неприятию практики международных рынков, порождая больше протекционистские, чем рыночные настроения.
5. Маркетинговые исследования по конкретным видам продукции. Исследование рынков является наиболее проблемным и дорогостоящим для экспортирующих предприятий. Несмотря на наличие маркетинговых служб почти на любом предприятии, их эффективность остается низкой из-за отсутствия навыков маркетинга и специальных знаний в отношении внешних рынков.
Видимо, в первые годы возникнет необходимость привлекать внешние услуги (иностранные компании) из-за неразвитости отечественного рынка подобных услуг. Кроме того, это стимулирует развитие потенциала собственных маркетинговых служб предприятий.
6. Брендинг продукции на внешнем рынке. Казахстан в целом, а тем более его несырьевая продукция мало известны за рубежом, даже в странах СНГ. Для выхода на внешние рынки требуется «раскрутка» продукта или компании.
7. Понятийный аппарат. Существующий понятийный аппарат не позволяет четко определить предмет (экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью), объект (какая продукция) и субъект (какой экспортер) государственной поддержки. Используемые классификации сырьевой и обработанной продукции не позволяют определить степень обработки продукции, исходя из которой товар можно классифицировать как имеющий высокую добавленную стоимость. Отсутствие единых подходов вызывает разночтения результатов анализов и расчетов торговых потоков, служащих основой для принятия решений экономической политики.
Действующий экспорт характеризуется низкой добавленной стоимостью и идет в основном на рынки с низкими требованиями. Поэтому меры, принимаемые государством, должны быть направлены не только и не столько на продвижение экспортных продаж, сколько на создание возможностей развивать способность экспортировать для предприятий.
В международной практике (законодательстве) широко применяются понятия «развитие экспорта» и «продвижение экспорта», которые позволяют более точно определить фокус мер внутренней и внешней направленности, а также разграничить сферы ответственности между различными заинтересованными сторонами государственного и частного сектора. Меры внутренней направленности включают в себя решение проблем производства, то есть развитие способности выполнять требования рынков, тогда как меры внешней направленности нацелены на помощь в продвижении уже имеющейся продукции за пределы страны.
Все больше стран переносят акцент с продвижения на поддержку развития экспорта, то есть развития способности экспортировать. Реалии Казахстана таковы, что число предприятий, которым необходима поддержка в создании потенциала, намного превосходит число тех, которые надеются на помощь в стимулировании сбыта.
Отсутствие законодательной базы не позволяет обеспечить устойчивое финансирование деятельности KAZNEX и заведомо предопределяет фрагментарность и дискретность его работы. Существующее законодательство предусматривает финансирование содержания (уставного капитала), однако механизмы финансирования деятельности, которая в принципе не может приносить прибыль, не предусмотрены законодательством.
Действующий механизм финансирования деятельности KAZNEX на условиях его участия в открытом тендере приводит к необходимости конкурировать с частным сектором и преследовать краткосрочные выгоды, в результате уводит его от основных целей как национального института развития, сводя на нет все усилия правительства по заявленной политике поддержки экспорта.
Неясный мандат и статус KAZNEX затрудняют взаимодействие с государственными органами, иностранными и международными организациями и негативно сказывается на доверии со стороны бизнеса. Организующий статус KAZNEX, закрепленный в национальном законодательстве, позволит ему представлять Казахстан в заинтересованных международных сообществах, организациях, сетях, форумах, таких как Trade Promotion Organisation network, World Export Development Forum и др.
Дополнительно законодательно закрепленный статус KAZNEX даст возможность получить большее доверие в Центрально-Азиатском регионе, что, в свою очередь, позволит KAZNEX в перспективе представлять и продвигать интересы не только Казахстана, но и региона в заинтересованных иностранных бизнес-кругах и международных организациях. Это способствует интеграции региона в мировую торговую систему в целом, поскольку для мира представляет интерес скорее регион, чем отдельная страна.
Обобщенные проблемы предприятий по результатам диагностики

Приведенные ниже проблемы представляют собой обобщенные трудности, высказанные руководителями предприятий. По результатам диагностики проанализированы и обобщены также проблемы, идентифицированные в ходе независимой оценки. Мы выделили только наиболее приоритетные аспекты.
1. Отсутствие информации и неразвитость маркетинговых услуг (35%):
a)  отсутствие услуг информации или доступа к информации широкого спектра: о рынках и их тенденциях, продуктах, требованиях к продукции, о технологиях, поставщиках оборудования, комплектующих, о законодательстве других стран, обязательных требованиях;
b) низкий уровень знания и понимания в области маркетинга. Имеющиеся маркетинговые службы занимаются преимущественно обслуживанием существующих клиентов, слабо развит консалтинговый маркетинг.

2. Финансовые проблемы (27%):
a)  недостаток собственных оборотных средств;
b) неоправданно дорогие кредитные ресурсы коммерческих банков;
c)  практически отсутствие схем финансирования стартового бизнеса;
d) предоставление финансирования институтами развития (БРК, Инвестфонд) сильно бюрократизировано, непрозрачно и, как следствие, вызывает многочисленные и долгие последующие проверки финансовыми контролирующими органами, полностью поглощая эффект льготного финансирования.

3. Таможенные процедуры — многочисленные и сложные, дорогостоящие, требующие большого количества времени (25%):
a)  несогласованность таможенных тарифов (к примеру, импорт оборудования беспошлинно, а запчастей и комплектующих к нему — высокие пошлины);
b) простой контейнеров по причине длительного оформления таможенных документов вызывает избыточные затраты;
c)  часто недостаточная компетентность сотрудников таможенных органов;
d) отсутствие в таможенных органах электронного документооборота по типу «одного окна» (ТАИС-1 и ТАИС-2 и Web-declarant не работают);
e)  большое (избыточное) число разрешительных или подтверждающих документов.

4. Проблемы сырья (22%):
a) отсутствие качественного отечественного сырья;
b) дороговизна как импортного, так и отечественного сырья объясняется тем, что большая часть предприятий не может закупать достаточно большие объемы для снижения цен закупаемого сырья как внутри страны, так и за ее пределами (к примеру, металл, ткани, семена, и пр.);
c)  отсутствие структур и механизмов централизованных закупов сырья (аналог Госснаба), нет налаженных связей с поставщиками сырья.
5. Техническое регулирование (20%):
a) низкий уровень знания и понимания обязательных международных норм и требований в области стандартизации и сертификации как среди бизнеса, так и государственных органов;
b) требование «двойной» сертификации происхождения продукции (и сырья, и готовой продукции);
c) большое (избыточное) число требуемых разрешительных или подтверждающих документов;
d) достаточно высокая степень «профанации» внедренных систем управления качеством, безопасностью, охраной труда и ТБ и др.

6. Острый дефицит кадров (19%):
a) достаточно большая часть руководителей предприятий не готова и не мотивирована к обучению персонала;
b) острая нехватка современных управленческих и технологических кадров;
c) преподавательский состав либо не имеет опыта и знаний производства, технологий, либо знает лишь старое производство и технологии;
d) вузы не готовят специалистов по международной торговле и международному торговому праву.

7. Налогообложение (14%):
Проблемы, указанные предприятиями, принявшими участие в диагностике, свидетельствуют как о концептуальных, так и специфических аспектах несовершенства системы налогообложения. Замечаний концептуального характера высказано относительно немного, большая часть руководителей приводила конкретные проблемы специфического характера по тем или иным механизмам налогообложения.
В целом предприятия не считают налоговое законодательство стимулирующим развитие экспортного производства. Развитие экспортного производства и сами экспортные операции являются высокозатратными и несут множество рисков и неопределенностей, особенно в первые выходы на внешний рынок. Затраты, понесенные предприятием на подготовку к экспорту (обучение, маркетинг, пробные образцы, упаковка, реклама, участие в выставках, внедрение стандартов, технологий и пр.), могут и не привести к экспорту по причинам, находящимся вне контроля предприятия, однако будут подлежать полному налогообложению. В результате понесенные убытки лишь возрастут, что полностью дестимулирует даже рассматривать экспортную ориентацию.
Кроме того, несколько руководителей отметили, что для казахстанского законодательства характерно заведомое недоверие налогоплательщику, тогда как в зарубежных странах налоговое законодательство допускает определенную степень доверия производителям при жестком, но справедливом контроле.
Специфические (налоги, администрирование):
НДС
Доля добавленной стоимости, необходимая для сертификации товаров собственного производства, составляет 40%, что непосильно не только для МСБ, но и для предприятий обрабатывающих отраслей, которые обычно не превышают 18–20% (например, продукция кондитерской фабрики «Рахат» имеет долю 23%), в результате мало кто из предприятий может воспользоваться этой нормой.
Предусмотренный законом возврат НДС не осуществляется своевременно, что приводит к замораживанию части оборотных средств предприятия. При этом предусмотренная законом пеня за несвоевременный возврат никогда не выплачивается.
Недоработанный механизм отсрочки уплаты НДС на импортируемые товары, прежде всего для МСБ. Пример: импорт медицинского оборудования освобождается от уплаты НДС, а импорт запасных частей к нему подлежит обложению и НДС, и импортными пошлинами. Аналогична ситуация и для других отраслей. Не согласованы бухгалтерский и налоговый учет.

8. Проблема управления государственными предприятиями (5%), преимущественно отрасль машиностроения:
a) активное вмешательство головных/управляющих компаний в операционную деятельность (административно-директивные методы управления);
b) низкий уровень знания производства в головных компаниях.

9. Несовершенная инфраструктура (11%):
a) высокая стоимость ж/д перевозок;
b) нехватка железнодорожных вагонов;
c) отсутствие специализированных вагонов, автотранспорта;
d) система транспортировки и поставки электроэнергии;
e) дорогостоящее подключение дополнительных электромощностей.

10. Слабая политико-дипломатическая поддержка казахстанских компаний за пределами страны (5%):
a) практически полное незнание договоренностей, соглашений, заключенных Казахстаном с иностранными государствами, и малое использование ресурса межправительственных комиссий;
b) часто государственные органы, загранучреждения отдалены от бизнеса и очень сильно бюрократизированы;
c) трудности по налаживанию тесных деловых связей с зарубежными партнерами по причине незнания иностранных языков и отсутствия эффективных инструментов поддержки экспорта со стороны государства по выходу на перспективные зарубежные рынки сбыта.

Комментарий независимого редактора:
Мы постоянно говорим о необходимости развивать импортозамещающие и экспортные отрасли. Не могу согласиться с мнением автора, что производить на экспорт продукцию с высокой добавленной стоимостью невыгодно. Соглашусь, что это трудно и дорого — экспортировать конкретному предприятию и на краткосрочную перспективу. Недостаточно только говорить о механизмах возмещения затрат, понесенных экспортерами, о все увеличивающихся требуемых затратах на обучение кадров, исследования и разработки новых «правильных» товаров, что нелегко в связи с неразвитостью маркетинговых услуг. В государственном масштабе производить на экспорт и экспортировать просто необходимо и выгодно для диверсификации нашей экономики, иначе мы так и останемся страной с сырьевой направленностью, или, иными словами, сырьевым придатком наших ближних и дальних более удачливых соседей. Как говорится, tertium non datur (третьего не дано).

Комментарии (0)

    Персона Дуспулова
    Chevron (чт) kaz

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.