8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Откровения дипломатов

Есть избитая фраза, согласно которой язык дипломату дан лишь для того, чтобы скрывать правду. Насколько она соответствует действительности – судить не станем. Но коль скоро речь идет о персонах, представляющих свои страны на самом высоком уровне, выступающих посредниками в урегулировании спорных ситуаций, мы решили адресовать волнующие нас вопросы некоторым иностранным послам, аккредитованным в Казахстане.
1. Как, на Ваш взгляд, глобальный финансовый кризис влияет на региональную и глобальную безопасность? Угроз стало больше или меньше?
2. Какие основные источники угроз для Центральной Азии Вы бы назвали и почему?
3. Многие аналитики считают, что сейчас роль США как мировой супердержавы идет на убыль. Согласны ли Вы с этим утверждением? И какой, на Ваш взгляд, миропорядок в ближайшем будущем был бы более справедливым и устойчивым?

Посол Великобритании Пол Браммелл:
1. Думаю, лондонский саммит, прошедший в начале апреля, продемонстрировал, насколько важными являются скоординированные действия в глобальном масштабе в ответ на мировой финансовый и экономический спад. Участники лондонского саммита – лидеры стран «двадцатки» – сосредоточились на пяти направлениях работы в целях выхода из кризиса. Первое: пакет фискальных мер беспрецедентного в истории масштаба. Второе: совершенствование регулирования, включая регулирование как в географическом смысле, например в отношении так называемых островов «налогового рая», так и по секторам, например деятельность хеджинговых фондов. Третье: усиление роли и реформирование международных финансовых институтов. В ходе лондонского саммита было принято решение о серьезном увеличении выделяемых Международному валютному фонду ресурсов. Четвертое: обязательство по борьбе с протекционизмом, так как глобальный рынок должен продолжать оставаться открытым. И, наконец, пятое: стремление к низкоуг­леродному экономическому восстановлению в целях достижения высоких темпов роста, иными словами – «чистое и зеленое» восстановление, без возвращения к прежнему высокоуглеродному развитию.
Многие вопросы, касающиеся мирового финансового и экономического спада, оказывают непосредственное влияние на вопросы безопасности. Так, во многих странах растет безработица. Это серьезная проблема, связанная с миграцией, и здесь, в Центральной Азии, есть опасения, что поток денежных переводов от мигрантов-рабочих, в частности из Кыргызстана и Таджикистана, может снизиться. Но, думаю, ответ на все эти вопросы, включая вопросы безопасности, и другие, связанные с преодолением финансового и экономического спада, находится в сотрудничестве. Мы должны дать общий глобальный ответ трудностям, с которыми столкнулись.

2. Центральная Азия имеет множество преимуществ, например географических, располагаясь в самом центре евразийского континента. Но, конечно, существуют и проблемы. Одной из наиболее явных является афганский конфликт, несущий в регион угрозы, связанные с исламским экстремизмом и производством героина. Мы рады видеть, что центральноазиатские страны, включая Казахстан, поддерживают работу антитеррористической коалиции в Афганистане, и мне особенно приятно отметить тот вклад, который делает Казахстан, оказывая содействие восстановлению в Афганистане. Думаю, для стран Центральной Азии особенно важной является совместная работа для решения общих региональных проблем, например связанных с управлением водными ресурсами и энергораспределением. Такие вопросы требуют регионального подхода и не могут быть разрешены на национальном уровне. Открытый к сотрудничеству подход является необходимым условием для избежания рисков возникновения напряженности.

3. Я не стал бы вдаваться в дебаты по поводу роли того или иного государства относительно другого. Но, думаю, сегодняшняя реальность – и это урок, полученный нами в ходе мирового финансового и экономического кризиса, – показала, что мы живем во взаимосвязанном и взаимозависимом мире, и эти связи продолжают углубляться. Ясно, что те трудности, с которыми мы столкнулись, вне зависимости от того, с чем они связаны, с мировой ли экономикой или необходимостью бороться с изменением климата и повышением уровня мирового океана, – эти проблемы требуют единого решения на глобальном уровне. Думаю, посыл для всех стран таков, что необходимо работать вместе, мы должны избегать протекционизма, изоляции, а устойчивый и справедливый миропорядок означает сотрудничество всех стран для общего блага и во благо планеты.
P.S. Посольство Великобритании в Казахстане с удовлетворением приняло на себя роль координационного посольства НАТО в регионе. Форум безопасности Совета Евро-Атлантического партнерства станет полезным мероприятием, в ходе которого члены ЕАП смогут обсудить широкий ряд важных вопросов, как в контексте региона, так и в мировом масштабе. Мы хотим выразить признательность Казахстану за проведение форума и ожидаем начала его продуктивной работы.

Посол Ирана Рамин Мехманпараст Нодехи:
1. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить внимание на его корни, то есть мы должны обратить внимание на то, как и каким образом появился или возник данный экономический кризис. Вот уже много лет доллар был главной валютой в международных торговых обменах, по решению американских политиков в той или иной сферах стоимость этой валюты иногда снижалась или повышалась, никакого международного механизма, контролирующего распространение этой валюты, не существует. Лишь исходя из интересов американской власти или же американской правящей силы могут напечатать большое количество долларовых купюр без каких-либо необходимых защитных мер, то есть обеспечения. В результате снижается стоимость товаров, которые покупаются за доллары. Во время восьмилетнего правления господина Буша-младшего израсходована огромная сумма на войну в Ираке и Афганистане, и такая политика, с одной стороны, обеспечила интересы республиканской партии и владельцев военных заводов, а с другой – нанесла колоссальный ущерб стоимости самого доллара и мировой экономики.
Вмешательство американского правительства во внутренние дела других государств, его военные действия в далеких от Америки странах подготовили почву для мирового кризиса, и этот кризис стал причиной усиления бедности, безработицы и снижения доходов многих стран мира. В результате, несом­ненно, усиливаются экстремизм, нестабильность и появляются все новые угрозы. То есть, иначе говоря, правительство Соединенных Штатов в своем стремлении единолично управлять миром и создать однополярный мир делало все для того, чтобы усилились противостояние, конфликты, войны, напряженности и так далее. Результаты подобных действий налицо, и теперь мы видим, что растут различного рода преступления, экстремизм, производство наркотиков и т.д. Эти угрозы в настоящее время усиливаются, и нестабильность в мире растет и становится всеохватывающей. Угрозы становятся меньше только тогда, когда такие страны, как США, в корне изменяют свою политику, то есть не будут повторять ошибки прежних администраций – тогда можно ожидать справедливости в экономике и изменения в жизни разных стран.

2. В связи с тем, что страны Средней Азии всегда находились в зоне интересов России, а западные страны во главе с США стремятся к тому, чтобы их присутствие и влияние было ощутимо в регионе, и их конечная цель – создание однополярного мира, они способствуют организации так называемых «цветных» и «бархатных» революций, политических противостояний, экономической и социальной нап­ряженности, противостоянию в пограничных зонах и т.д. При этом ловко используются в своих интересах такие важнейшие инструменты, как так называемые демократические выборы, права человека и т.д. и т.п. С другой стороны, беспокойство и нестабильность в регионе, в частности Афганистан и Ирак, из-за ошибочной политики американцев и их союзников становятся основными причинами развития экстремизма, процветания наркомафии и организованной преступности. Все это не может не влиять на ситуацию в регионе, в частности в Центральной Азии. Естественно, нельзя забывать, что, кроме геополитических интересов, в Центральной Азии у подобных стран есть еще более привлекательная причина их интереса к региону – это огромные запасы углеводородов, которые стали главным стимулирующим фактором присутствия некоторых далеких стран в регионе, они ищут всевозможные поводы для вмешивательства во внутренние дела региона.

3. Признаки ослабления и падения США очевидны. Современный мир не приемлет никакого единоличного лидера, желающего управлять миром, как ему заблагорассудится. Устойчивой и справедливой может быть лишь та система и тот миропорядок, когда сильные мира сего отказываются от тирании и желания господства на чужих территориях, система, которая с уважением относится к суверенитету других стран, система, которая позволяет самим народам того или иного региона решать свои проблемы и сов­местно думать о будущем. 

Посол России Михаил Бочарников:
1. Нынешний финансовый кризис делает необходимой интеграцию мер по решению общемировых и региональных проблем. В этих условиях СНГ как институт международного сотрудничества не только не изживает себя, но и постоянно предстает в качестве эффективной модели взаимовыгодного партнерства. Этот факт еще раз доказала встреча глав правительств стран Содружества в Астане в мае 2009 года. Укрепление интеграции на пространстве СНГ отвечает общей тенденции налаживания глобального управления на региональном уровне в условиях разбалансированности общемировых механизмов, включая экономику и финансы. Именно региональный уровень может обес­печить «страховочную сетку» на случай рецидивов финансово-экономического кризиса.
Возьмем ЕврАзЭС. По итогам участия глав государств 4 февраля 2009 года во внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве приняты решения об учреждении совместного Антикризисного фонда в размере 10 миллиардов долларов и Международного Центра высоких технологий. Создание такого фонда позволит государствам Евр­АзЭС координировать действия в вопросах предотвращения последствий дестабилизирующих факторов в национальных экономиках, сохранения крупных отраслеобразующих предприятий, а также деловой активности бизнеса.

2. Все имеющиеся источники угроз для Центральной Азии уже объявлены в рамках таких организаций с участием России, как ОДКБ, ШОС, СНГ и ЕврАзЭС. Эти интеграционные структуры находятся в постоянном развитии, успешно ликвидируют существующие вызовы и доказывают свою эффективность.
В начале февраля этого года в Москве состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ, на котором руководители государств-участников подписали решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Тем самым создан совместный потенциал для отражения агрессии, по ведению контртеррористических операций, специальных мероприятий по борьбе с транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также для оказания взаимной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Другой пример – успешное и результативное проведение под эгидой и по инициативе ШОС 27 марта в Москве специальной конференции по Афганистану. Ее участники договорились, что принятые на этом форуме конкретные документы о путях активизации антитеррористической и антинаркотической борьбы будут не просто выполняться, а станут основным ориентиром стран в рамках их участия в других форумах, посвященных задачам стабилизации обстановки в Афганистане и вокруг него.
На состоявшемся 15 мая 2009 года в Москве заседании Совета министров иностранных дел государств–членов ШОС согласована организационная и содержательная подготовка саммита Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге. Среди прочих согласованы проекты Екатеринбургской декларации, Совместного коммюнике, Конвенции ШОС против терроризма, Положения о мерах и механизмах политико-дипломатического совместного реагирования на ситуации, которые могут создавать угрозу в регионе ШОС.
Все это еще раз подтверждает, что имеющиеся механизмы взаимодействия на центральноазиатском пространстве обладают достаточным арсеналом возможностей и в целом весьма положительно себя зарекомендовали.

3. Не отношу себя к аналитикам, стремящимся к сенсационным выводам. Будущее покажет. Насчет миропорядка скажу, что он должен быть многополярным, полицентричным. Не может быть возврата к прежним «сферам влияния» – мир более не является биполярной директорией. Но это не отрицает естественного, обусловленного целым рядом исторических и прочих объективных факторов, взаимного тяготения государств на основе взаимных интересов.
Полицентричный мир, безусловно, должен основываться на коллективных началах и международном праве. Сила в отрыве от права неизбежно порождает непредсказуемость и хаос, а любое избирательное применение основополагающих международно-правовых норм подрывает и международную законность.
Полагаю, требуется решительный отказ государств – и малых, и больших – от войны как средства, как инструмента своей политики. И если мы признаем, что международные отношения – это сопряженные интересы равноправных суверенных государств, то всякое стремление к доминированию, к обеспечению своей безопасности за счет безопасности других должно быть признано аморальным. Недопустимо также навязывание другим государствам собственного национального права, как и решений внутреннего суда.
В связи с этим хочу подчеркнуть важность сох­ранения центральной и координирующей роли Организации Объединенных Наций как наиболее полномочной международной организации. Задачи ее укрепления, поддержки ее международно-правового авторитета сейчас актуальны как никогда. 

Посол США Ричард Хоугланд:
1. Каждый раз, когда возникает экономическая нестабильность, это чревато возможными ухудшениями и в других сферах – там, где уже существует напряженность. Это одна из причин, по которой правительства всех стран мира, включая Казахстан и США, быстро вступили в борьбу с глобальным экономическим кризисом, используя широкий спектр экономических мер. В то время как краткосрочная экономическая перспектива, в том числе и у нас в стране, остается сложной, чрезвычайно важно, чтобы все государства проводили политику, нацеленную на построение сильной экономической базы в будущем. Президент Назарбаев продемонстрировал подобную прозорливость в своей экономической политике с момента обретения Казахстаном независимости. И как только этот кризис пойдет на спад, всё расширяющиеся экономические возможности Казахстана будут работать на сокращение всех видов угроз, с которыми страна может столкнуться в будущем.

2. Центральноазиатские страны сталкиваются с теми же угрозами, что и Соединенные Штаты, включая нынешний экономический кризис, терроризм, распространение оружия массового поражения, а также наркотрафик и торговлю людьми. Поэтому Соединенные Штаты заинтересованы в тесном сотрудничестве со странами Центрально-Азиатского региона с целью увеличения возможностей развития торговли, усиления пограничной безопасности и помощи таким странам, как Казахстан, в развитии их энергетических ресурсов. Угрозы в ХХI веке больше не являются национальными или региональными, они по-настоящему глобальны. Только посредством совместных усилий мы сможем преодолеть эти угрозы и построить безопасное и процветающее будущее для наших детей.
Одной из особых угроз, стоящих как перед регионом, так и миром в целом, являются нестабильность и экстремизм в Афганистане. Соединенные Штаты благодарны Казахстану за то, что он продолжает искать возможности сыграть позитивную роль вместе с другими международными партнерами в развитии безопасности и стабильности в Афганистане.

3. Честно говоря, я с этим не согласен. Думаю, когда аналитики выносят подобные суждения, они все еще мыслят категориями холодной войны. Такой тип мышления содержит посыл власти и конфронтации. На мой взгляд, США – сильная и влиятельная страна, благодаря идеалам, на которых она была основана – идеалам свободы и равных возможностей для всех. США всегда были страной, которая постоянно перестраивает себя и которая служит примером для других государств. Благодаря лидерству Президента Обамы мы снова вовлечены в великий эксперимент обновления и переосмысления нашего государства, как в экономическом, так и в социальном плане. Думаю, лидерство, основанное на замечательных идеалах, обладает мощным потенциалом и в конечном итоге более эффективно, чем грубая сила.

Президент Обама и госсекретарь Клинтон подчеркнули, что Соединенные Штаты будут прислушиваться ко многим голосам со всего мира, и даже когда мы не будем соглашаться с другими мнениями, мы будем делать это с уважением. Будущее всего мира лежит не в разделении и разногласии, а в партнерстве. Стратегическое партнерство между Казахстаном и Соединенными Штатами являет собой прекрасный пример того, как два государства могут тесно сотрудничать в таких различных областях, как борьба с туберкулезом и предотвращение распространения оружия массового поражения. И это только два примера. Менее чем за 20 лет независимости Казахстана стратегическое партнерство наших двух стран укрепило региональную безопасность и предоставило новые возможности народам наших стран. Вот то устойчивое будущее, которое я вижу для региона, а также для всего мира. 

Комментарии (0)

    Последние публикации

    Кто виноват?

    В Жанаозене произошла ужасная катастрофа, погибли люди. Власти ищут зачинщиков, хотя самый главный вопрос в этом деле — кто вообще может считаться зачинщиком в политической катастрофе? Поскольку лучшая система расследования катастроф существует в системе гражданской авиации, будем брать пример с нее и признаем, что причин у любого бедствия всегда много. И они складываются...

    Персона Дуспулова
    Chevron (сб) rus

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.