8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Как стать звездой?

Магжан Куанышбаев

Кто в детстве не мечтал о славе великого ученого, полководца, летчика – словом, об интересной, насыщенной взрослой жизни? А сколько мальчишек и девчонок грезили карьерой «звезды» с сопутствующими данному статусу толпами поклонников, охапками цветов, раздачей интервью и автографов? Но внешняя роскошь и красота, с которыми обычно ассоциируется жизнь звезды, зачастую имеет мало общего с реальностью. Не говоря уже о трудностях, которые подстерегают амбициозных молодых людей на пути в мир богемы. Никого не устраивает быть актрисой какого-нибудь заштатного театра или певцом в кабаке. Каждый мнит себя одаренным, а вот «фартит» лишь единицам.

Расхожая формула, что талант всегда пробьет себе дорогу, едва ли применима к жизни обыденной, тем более коль скоро речь заходит о шоу-бизнесе. И сказки вроде индийского «Танцора диско», когда скромного паренька, идущего, пританцовывая, по улице, замечает известный шоумен, а спустя мгновенье Джимми предстает в образе мегазвезды, остаются только сказками. Талант – он всегда нуждается в поддержке. В противном случае рискует быть просто нераскрытым. История вокального искусства знает немало мощных, но не признанных певцов. Они так и остались в тени, те, кто верил в свой талант, дерзал, но с каждой неудачей уходил в себя. Уходит и время, и один в поле не воин.
Но если все-таки абстрагироваться от привязки карьерного взлета на поприще шоу-бизнеса к большим деньгам и протекции, какие способы раскрутки доступны начинающему вокалисту либо группе музыкантов? Рассмотрим некоторые из них.
Для начала для того, чтобы тебя узнали, надо давать побольше концертов, в основном бесплатных. Это можно делать на благотворительных вечерах, всевозможных культмассовых мероприятиях, организуемых по линии отцов города, области и т.д. Нередко приятное можно совмещать с полезным, устроившись музыкантами в рестораны и кафе, – какая-никакая, а есть своя зрительская аудитория, да и гонорары будут не лишними. Именно так начинало немало известных певцов. Хотя справедливости ради следует заметить, что достаточно и противоположных примеров, когда вчерашние «звезды», спускаясь с большой сцены, продолжали творчество на подмостках общепита.
Другой вариант – конкурсы. Однако в Казахстане подобные мероприятия зачастую проводятся для того, чтобы члены жюри смогли дать своим протеже звания лауреатов. И, тем не менее, несмотря на то, что большинство конкурсов выигрывают «блатные», участвовать в них все же желательно. Это и опыт, и возможность показать себя, и посмотреть других, завязать нужные знакомства. Обнадеживает то, что в последние годы появились довольно многообещающие проекты по поиску талантов, наподобие «SuperStar.KZ». И яркие вспышки на отечественном эстрадном небосклоне, как Макпал Исабекова или Алмаз Кишкинбаев, можно записать в «жирный актив» таких начинаний. Правда, и они не лишены субъективизма, когда на окончательную оценку тех или иных исполнителей сильное влияние оказывают личные пристрастия, симпатии и вкусы членов жюри.
Возможен выпуск и распространение своих любительских записей, которые затем можно разослать по продюсерским центрам, музыкальным радиостанциям. Однако на практике все это оказывается малоэффективно, если только вы не представляете собой явление в музыке такого полета, как, например, Майкл Джексон или Алла Пугачёва.
Поэтому приходится возвращаться к тому, с чего начали. Самый надежный способ – это иметь такого родственника, как у Алсу или нашего Рахата Турлыханова, выйти удачно замуж, как Валерия или наша Каракат, либо завести влиятельного ухажера, как в случае с Наташей Королёвой или нашей Зариной Алтынбаевой. Жизнь – забавная штука, и на поверку оказывается, что на пути к искомому результату талант играет далеко не первостепенную роль. При современных саунд-технологиях стать звездой может даже самый безнадежный претендент, были бы деньги. И чем больше, тем лучше.
Итак, начнем с главного – со стартового капитала. Опыт показывает, что пробовать силы с бюджетом менее 10 000 долларов – занятие бессмысленное. При этом верхняя планка расходов в расчет вообще не берется, все зависит от фантазии, аппетитов и материальной подпитки потенциальных героев светской хроники. Кому посчастливится – на каком-то этапе расходы на финансирование возьмут на себя продюсеры, остальным придется уповать лишь на свои силы.
На что же пойдут инвестиции? Во-первых, если вы не в состоянии сами написать музыку и текст, а таких исполнителей подавляющее большинство (уникумов разряда Виктора Цоя или Батырхана Шукенова нынче по пальцам пересчитать), то вам необходимо будет заплатить композитору и поэту. В среднем сумма за эту услугу может варьировать от 200 долларов и выше. Если же вы хотите, чтобы будущая песня стала хитом, то придется покупать мелодию и стихи у раскрученных авторов. Тут уже совсем другие расценки. Да и с авторами уровня Еркеша Шакеева большая напряженка.
Следующий этап – преображение гадкого утенка в изящную лебедь, иначе говоря, превращение сырых мелодий и текста в привлекательные, трогающие за душу шлягеры. За эту работу аранжировщику придется выложить 300–500 долларов. Чтобы сделать профессиональную студийную запись песни, необходима дополнительная сумма от 500 до 2000 долларов, в зависимости от мастерства и количества привлекаемых музыкантов.
Песенка готова, и вы в надежде, что она вскоре побьет все рекорды отечественных хит-парадов, уже спешите на музыкальные радиостанции. Правда, здесь снова потребуют кругленькую сумму – 1000 у.е. купюрами с изображением покойного американского президента. Да и просто трансляция вашей композиции, пускай очень яркой, по радио совсем не гарантирует успеха, а тем более узнаваемости. Непременным условием того, чтобы певец стал популярным, а его песня – хитом, является производство собственного клипа – удовольствие тоже не из дешевых, особенно если руководствоваться желанием сотворить не какую-нибудь третьесортную халтуру, а добротный видеофон, сопровождающий хит. Стоимость съемки видеоклипа (декорации, аренда павильона, аренда оборудования, зарплата съемочной группы) зависит от запросов: цифровое видео типа Betacam – 5000–10000 у.е. (Ташкент); 7000–15000 у.е. (Алматы); кинопленка KODAK – 35000–70 000 у.е. (Алматы–Москва–Санкт-Петербург–Европа). Что касается собственно сценария и визуального содержания, то ставки хороших специалистов достигают 5000 долларов.
На очереди – переговоры с телеканалами, ведь именно от их расположения зависит судьба отснятого материала. Вопрос можно считать решенным, если вы на короткой ноге с кем-нибудь из руководства интересующей компании. Возможно, тогда ваша мордашка будет транслироваться по голубому экрану либо бесплатно, либо за символическую плату. Впрочем, есть возможность пойти обходным путем – договориться о бартере: вы крутите мой клип бесплатно, в ответ я так же бесплатно выступаю на всех ваших акциях и днях рождения. Но, скорее всего, за ротацию на каналах все же придется раскошелиться. Чтобы люди заметили песню, нужно сделать минимум 100 выходов на 3–4 каналах. В среднем это тянет на 10 000—15 000 у.е. Хотя чем больше денег потратите на раскрутку, тем больше шансов, что публика запомнит ваше лицо и, может, даже имя.
Но и это не все. Сколько было исполнителей, и хороших, и не очень, которые, «прожив» несколько недель, выпадали из поля зрения, будто подснежники под жаркими лучами солнца. Избежать подобной участи можно, только время от времени напоминая о себе по радио и телевидению. А для этого одной-двух композиций явно недостаточно, и чтобы оставаться «на плаву», надо выдавать по паре песен каждые полгода и крутить их видеоверсии по телеканалам. Нелишне примелькаться на страницах гламурной прессы, что, особенно на первоначальных порах, потребует солидных знакомств и материальной подпитки пишущей братвы. Тогда ваше имя будет у всех на слуху.
Наконец, вершина карьеры любой звезды, по казахстанским меркам, – организация сольного концерта на престижных сценах, в частности во Дворце Республики в Алматы. Это самая затратная, но одновременно самая эффективная фаза в раскрутке реноме звезды. По прикидкам, проведение только одного концерта обходится музыкантам в 400–700 тысяч дензнаков США, не считая побочных затрат на имиджмейкеров, репетиторов и хореографов. Ясно, что платить такую сумму по карману далеко не каждому артисту, поскольку расходы окупаются не всегда, а техническое оснащение главной сцены страны плачевно, равно как качество работы техперсонала вызывает немало нареканий.
Таким образом, завоевать собственную нишу среди плеяды звезд отечественного шоу-бизнеса – задача архисложная. Понятно, что выдержать изнуряющий марафон почти немыслимо без допинга, главным из которых являются деньги. И здесь возникает вопрос вопросов – насколько оправданны шансы, что вложенные инвестиции окупятся? Здесь многое зависит от продюсера. Раскрутка того же Рахата, например, по непроверенным данным, составила около 150 000 долларов. Российская же поп-дива Алсу стоила еще дороже – около полумиллиона «зеленых». Несмотря на баснословные деньги, которые были потрачены на этих певцов, их продюсеры уверены, что инвестиции окупятся. А иначе зачем лезть в шоу-бизнес, не для сиюминутного же утоления жажды славы?
Ну а если всего этого нет, то остается только дерзать, уповая на собственные силы и Богом данный талант. Тогда, может быть, когда-нибудь судьба улыбнется и вам…

Комментарий независимого редактора:
Чувствуется, автор статьи точно знает, откуда идет звон, который он слышал. Я тоже слышал примерно тот же звон. Мне даже посчастливилось в разных ипостасях побывать участником этого процесса. Но обо всем по-порядку.
Инвестор. Сначала это было в истории с Нурланом Абдуллиным. Было вложение денег в запись песен (примерно по тем тарифам, что указаны в статье), затем пришлось стать спонсором одного престижного тогда песенного фестиваля (про деньги молчу, так как это, извините, коммерческая тайна) на условиях: мы вам деньги, а вы даете возможность спеть Нурлану в рамках то ли гостя фестиваля, то ли что-то вроде «молодые надежды», ну, в общем, тогда пришлось изрядно раскошелиться и попотеть. Потом мы инициировали и ко-спонсировали еще несколько проектов, один из последних – запись на Abbey road казахского этно-фьюжн-проекта «Магия кочевников» (
www.magicofnomads.kz).
Авторы песен. Затем мы с моим другом и партнером по бизнесу Василием Гаврилиди в свободное от работы время начали писать песни. Сначала для Нурлана, а потом к нам стали обращаться и другие. С Нурлана мы денег не брали, да и другим их, как правило, дарили, потому что увлекались и увлекаемся этим как хобби. А вообще, за некоторые песни можно было бы и предъявить счет, уж больно хорошие они получились – ну да ладно!
Креативное бюро и продюсирование. Ну, эту работу мы любим очень сильно, потому что это позволяет постоянно что-то придумывать и находиться в творческом тонусе, что очень полезно и в основной работе (бизнес на основе смарт-технологий на бензиновом рынке). Начиналось все опять же с Нурлана, он у нас был первый подопытный кро… простите, исполнитель. Потом было много еще разных креативных разработок и продюсерских потуг. Самые известные – «кожаный» альбом Асылбека Енсепова «Великий Шелковый путь» с подробным бизнес-расчетом изготовления (футляры дисков были из кожи) и альбом группы «Магия кочевников» (The Magic of Nomads).
Исполнение. Ну, про пение мне похвастать особо нечем, вот разве что песня «Центр Алма-Аты», которая, как оказалось, живет своей отдельной жизнью.
Все это, конечно же, опыт. В том числе и опыт общения с артистами, которым совершенно бескорыстно делюсь по причине того, что знаю, как нелегко приходится бороться отечественным артистам и всем, кто причастен к этому, за место под солнцем! Наверное, по этой причине в том числе всегда держу почтительную дистанцию по отношению к нашему шоу-бизнесу. Как-то кто-то из журналистов назвал меня общественным продюсером. Что ж, может, это определение ближе всего к тому, чем я занимаюсь, повторяю: в свободное от бизнеса время. Что касается денег, от себя могу лишь добавить, что деньги, которые у нас в Казахстане тратятся на эстраду, разные по своей, так сказать, мотивации и своему, так сказать, эквивалентному выражению. Я бы выделил несколько основных групп денег:
1. Связи – иногда это больше, чем деньги, потому что могут решить сразу весь комплекс вопросов, описанных в статье.
2.  Деньги по-братски, когда вам могут дать их в силу разных причин – помощь талантливому земляку, просто талантливому человеку, из уважения к отцу, матери, брату и т.п. (отрабатываются, как правило, на тоях дающего и его родственников, коих может быть очень много, но там тоже можно еще что-то подсобрать, так что это уже, по сути, «вхождение в тему»).
3. Деньги как благотворительность – более цивилизованная, но и редко встречающаяся форма денег по-братски.
4. Той-деньги – без комментариев.
5. Деньги как бизнес – практически не встречал таких денег, пробовал сам, получилось только один раз. И беда в том, что наших артистов сильно приучили и продолжают приучать к деньгам, о которых я упомянул выше. Но кое-кто уже вкладывает свои кровные в себя самого, а значит, марксова схема про деньги-товар-деньги штрих начинает потихоньку работать и здесь.
Но если бы только в этом заключался путь на звездный олимп! Если б ларчик открывался так просто! Мало ведь взойти на олимп, важнее на нем удержаться, хотя бы пару сезонов, спеть хотя бы пару хитов! А это, братцы, уже индустрия, и, по закону жанра, «на коленках» ее на поток не поставить. Вот в чем проблема! А индустрию без грамотного менеджмента, без государственной программы, наподобие инновационно-индустриальной или кластерной с целевым финансированием, «по-взрослому» не создать. И пусть там много своих нюансов и подводных камней, но ведь речь идет о нашей с вами стране, культуре, идеологии и безопасности.

Иосиф Пригожин, известный российский продюсер
Будущее музыкального шоу-бизнеса – за ярким, динамичным зрелищем. Зрители хотят видеть именно это. В России подобные шоу делают несколько человек: Валерий Леонтьев, группа «На-на», Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, балет «Тодес». В большинстве же случаев, к сожалению, мы видим на сцене бездействие, безголосое множество артистов-временщиков. Они деформируют культуру, вовлекая в круговорот действа, мало чего общего имеющего с культурой, множество людей, соблазняя их эфемерной возможностью легких денег. Все это подобно теперь уже хорошо известным нам финансовым пирамидам.

В Казахстане пока не налажен конвейер по производству звезд надлежащего уровня. «Сделать звезду» в России стоит 400–500 тысяч долларов, причем в эту сумму входит и полная раскрутка певца. Звезды «мэйд ин Казахстан» зажигают всего за 40–50 тысяч долларов, без особой раскрутки. А значит, конкуренцию российской попсе наши смогут составить еще не скоро. Основным источником доходов для отечественных звезд остаются концерты, выступления в ночных клубах и на частных вечеринках. Кстати, по признанию продюсеров и самих артистов, именно вечеринки приносят самую большую прибыль и составляют 90% всех доходов казахстанских звезд.

 

Комментарии (0)

    Персона
    2_kz_сб_shevron

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.