8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
singapure_bf

«Сливки» ремесленного общества Казахстана

Наталья Кривец

1 июля 2011 года, за несколько дней до празднования Дня столицы, в культурной жизни Астаны и всего Казахстана имело место событие, пусть не такое масштабное, как приезд Лары Фабиан или еще более нашумевший отказ Стинга приехать, однако само по себе интересное и в определенном смысле многозначительное. В этот день в Астану в Президентский центр культуры со всего Казахстана съехались талантливые ремесленники для участия в завершающем этапе конкурса «Шебер ». 92 мастера представили свои работы на суд жюри, 21 из них прошел в финал. 11 победителей определены в 8 номинациях, представив действительно замечательные произведения из войлока, серебра или кожи, в основном вдохновленные традиционной культурой. Этот конкурс проводится уже в третий раз усилиями общественного фонда Our heritage при поддержке частных компаний, а также Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), ЮНЕСКО и Министерства культуры РК и является частью программы «Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане». Толчком к ее созданию послужило значительное отставание казахстанского рынка ремесленников по сравнению с другими странами Центральной Азии, в частности Киргизии и Узбекистана. В то же время Казахстан является самым крупным в регионе рынком сбыта изделий ручного производства для этих самых стран. Например, из-за нехватки местных каналов поставки большинство сувениров, продаваемых в Казахстане, производится в России, Иране, Узбекистане, Турции, Китае и Кыргызстане. Собственно говоря, программа и была создана с целью развития и повышения конкурентоспособности именно казахстанских изделий в Центрально-Азиатском регионе. В последние годы ситуация, по мнению организаторов конкурса «Шебер», благодаря предпринятым усилиям меняется в лучшую сторону. Так, помимо проведения внутренних мероприятий казахстанские ремесленники начинают выходить на международный уровень. Например, в прошлом году на крупнейшую международную выставку ремесел в Санта-Фе, США, где уже давно участвуют ремесленники из Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, принято 26 казахстанских изделий, а за год до этого их было только три. Правда, автор их по-прежнему один — ювелир Сержан Баширов. Однако при всех этих положительных сдвигах нам еще есть чему поучиться у наших соседей в отношении возрождения и развития ремесел. Например, в Узбекистане существует официальный статус ремесленника, также издается специализированное периодическое издание, чего еще нет в Казахстане. Существенным вкладом в развитие ремесленничества стало бы, по словам одного из организаторов конкурса Айжан Беккуловой, создание Союза ремесленников РК. Проведение такого конкурса, как «Шебер», стимулирует поиск новых идей и улучшение общего уровня качества ремесленных изделий, а значит, конкурентоспособность изделий возрастает, параллельно растет заинтересованность покупателей. Как показывает практика, при покупке ремесленных изделий клиент все же больше ориентируется на качество, чем на стоимость. Человек, заинтересованный только в низкой стоимости, может удовлетвориться недорогой индустриальной продукцией, тогда как настоящий ценитель ручного труда будет смотреть в первую очередь на качество и оригинальность изделия. Так, работы конкурсантов оценивались по критериям, предложенным ЮНЕСКО для присуждения знака качества ремесленным изделиям, отвечающим таким показателям, как качество, подлинность, инновации в дизайне и производстве, экологичность, соответствие требованиям рынка. Необходимо отметить сильную маркетинговую сторону финалистов, предлагающих не только красивые изделия, но и удивительные упаковки, рекламные проспекты, исчерпывающую информацию по предлагаемому изделию. Еще несколько лет назад подход ремесленников к продажам не был таким грамотным. Изменению ситуации способствовали регулярные тренинги по так называемому арт-маркетингу, проводимые при поддержке ЮНЕСКО и других организаций. Вот и в данном случае до чествования финалистов приглашенный международный эксперт по качеству ремесленной продукции из Малайзии Эдрик Онг, участвовавший также в жюри конкурса, провел трехдневный семинар по разработке дизайна и маркетинга продукции. Приглашение Эдрика Онга на данное мероприятие эмблематично. Разрабатывая собственные текстильные изделия из натуральных материалов, включая корни, листья, кору растений и кожицу тропических фруктов, опираясь на традиции саравакских малайцев, он сам когда-то стал победителем конкурса «Знак качества от ЮНЕСКО–АСЕАН» в сфере ремесел. Позднее он выиграл престижный конкурс японской организации содействия дизайну G-Mark Awards. Теперь это весьма успешный дизайнер, продающий свои изделия, помимо Малайзии, в Сингапуре, Японии, Корее, Индии, США и Европе. То есть он представляет собой наглядный пример талантливого ремесленника, четко уловившего тенденции современного рынка моды, соединив этнические и этические аспекты. Его тренинг был, несомненно, полезен для казахстанских ремесленников, так как был ориентирован именно на маркетинговую сторону ремесленного бизнеса, который, несмотря на традиционные корни, требует инновационного подхода к дизайну и продажам изделий. Его семинар изобиловал примерами успешных ремесленников из разных стран, добившихся признания на международном уровне. В нашей с ним беседе он отметил, что казахстанские ремесленники имеют большой творческий потенциал и что в их распоряжении находятся очень модные сейчас материалы, такие как войлок, кожа. По его мнению, казахстанские ювелиры достигли больших успехов, о чем свидетельствует участие в престижной выставке в Санта-Фе. Однако нашим мастерам, по его словам, необходимо быть активнее на международных выставках и при создании своих изделий за основу взять инновационный подход. Кроме того, он отметил, что тот факт, что в Казахстане частные компании участвуют в финансировании таких проектов, как «Шебер», способствует более динамичному развитию ремесленного производства по сравнению с ситуацией, когда ремесло поддерживается только государственными субсидиями. Действительно, конкурс «Шебер» и сама программа «Развитие ремесел и возрождение народных промыслов» поддерживаются как частными компаниями, так и Министерством культуры РК, а также общественными организациями. По словам представителей партнеров этой программы, проект в первую очередь привлекает своим прикладным характером, так как польза от него несомненна: в культурном отношении речь идет о сохранении и реальном развитии народного искусства, в артистическом плане это приводит к появлению новых талантов, но, кроме этого, развитие ремесел означает увеличение занятости населения, так как создаются новые рабочие места. Если повышать качество изделий и разрабатывать стратегию их продвижения, ремесленничество может стать катализатором возрождения экономики в селах, а также сделать более привлекательными для туристов культурно-исторические центры страны. Поэтому как государственным структурам, так и крупным частным компаниям, реализующим социальные проекты, стоит прилагать усилия по стимулированию ремесленного бизнеса, так как это дает реальные результаты и положительно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса. Ремесленный рынок при достижении определенного уровня развития может стать существенной частью экономики страны. Например, во Франции, стране высоких технологий и крупнейших корпораций, насчитывается около 38 000 предприятий художественных промыслов, относящихся в основном к малому и среднему бизнесу, включая самые малые мастерские и ателье. Годовой оборот этого сектора составил в 2007 году ни много ни мало 8 млрд евро. То есть, несмотря на консервативный, с первого взгляда, характер, ремесленные предприятия могут вносить существенный вклад в развитие экономики, если им создать необходимые условия. Так, ремесленники могут быть представлены в следующих областях: Производство и продажа изделий частным лицам Предлагая натуральные материалы, изделия, сделанные вручную по индивидуальным заказам, ремесленный рынок все больше привлекает современного потребителя, уставшего от стандартных товаров. Кроме того, традиционно ремесленники представлены на рынке сувениров. Музеи Музеям необходимы компетенции ремесленников для восстановления и пополнения коллекций. Новые приобретения способствуют признанию новых талантов. Усилия по созданию интересных и богатых коллекций — необходимая составляющая процесса улучшения туристического имиджа страны. Общественные места Пока эта сфера еще находится в стадии развития, однако общественные места представляют собой большой потенциал для использования ручных изделий и инсталляций. Это могут быть малые архитектурные формы, фонтаны, декорации, оборудование для школ, транспортных остановок и пр. Здесь многое зависит от инициативы муниципалитетов и владельцев общественных зданий. Архитектура Было бы замечательно, если бы казахстанские архитекторы активнее привлекали ремесленников в свои проекты. Они могли бы больше использовать такие художественные формы, как мозаика, витражи, ковка, роспись, формовочный гипс и др. Интерьер Дом — область, где ремесленные изделия могут найти применение во всех своих проявлениях. Все больше потребителей стремятся создать у себя неповторимую атмосферу благодаря уникальным предметам, текстилю или отделке. Наличие изделий ручного труда отражает определенный уровень культуры владельцев. Часто ремесленные товары находят своего клиента среди людей, много путешествующих, интересующихся культурой других и своего народов, не боящихся быть оригинальными, предпочитающих натуральные материалы. Дизайн Как мы уже говорили, все больше дизайнеров обращается к традиционным художественным промыслам для создания ограниченных серий изделий. Речь идет о настоящих совместных проектах между дизайнерами и ремесленниками, что еще недостаточно развито в Казахстане. Мода Перья, кружева, текстильные работы, войлок — все это необходимо модельерам, высокая мода не может обойтись без ручного труда. Повышение интереса к этнической культуре и желание использовать натуральные материалы и окраску еще больше стимулирует этот процесс. Люкс Hermes, Baccarat, Vuitton, Chanel… Мировые марки имеют в своем распоряжении целую сеть экспертов высокого класса в различных областях ручного производства уникальных предметов. Конечно, в отношении казахстанского рынка вначале необходимо развитие самого производства товаров класса люкс. Современное искусство Некоторые ремесленники становятся артистами и представляют свои произведения в сфере современного искусства. Таким образом изделие отдаляется от функциональности и становится предметом искусства. Кстати, на наш взгляд, этот процесс в большой степени свойственен казахстанской ремесленной среде. То есть ремесленные изделия реально могут использоваться в нескольких секторах экономики. Ремесленный сектор может и должен развиваться, в первую очередь благодаря естественной потребности местных производителей в изделиях ручного труда. Но... Оставим в стороне экономические и социальные аспекты. Просто вспомним, что ремесленники — это в первую очередь увлеченные люди, мужчины и женщины, создающие предметы на пересечении прекрасного и полезного, использующие навыки и умения, сохранявшиеся и передававшиеся из поколения в поколение. Они работают с деревом, кожей, войлоком, тканями, металлами, передавая этим материалам тепло и умение своих рук и создавая наше культурное богатство. Мы тоже можем внести лепту в это приумножение, поддерживая наших мастеров и приобретая их работы. Корни, кора и листья в показе моды от Эдрика Онга Для мастеров и гостей финала конкурса «Шебер-2011» малайзийский дизайнер Эдрик Онг, участвовавший в жюри конкурса, показал две свои коллекции этнической одежды — «Этническое вдохновение» и «Ботаника». Модные коллекции Эдрика Онга сочетают как современные, так и этнические и восточные черты. Дизайнер обновляет традиционные стили и представляет их в неожиданном ракурсе. Многие его идеи навеяны малайзийскими и азиатскими костюмами, в частности костюмами народностей Саравака, его родного штата. Эдрик использует ткани, изготовленные вручную и окрашенные с помощью натуральных красителей. Будучи экспертом в этой области, дизайнер много экспериментирует, извлекая красители из корней, коры, листьев растений и кожицы тропических фруктов. Уникальный стиль Эдрика Онга уже обрел многочисленных поклонников в мире, особенно среди тех, кто любит изделия ручной работы из натуральных волокон и естественных цветов. Он успешно продает свои дизайнерские работы не только в магазинах Куала-Лумпура, Сингапура, Бангкока и Токио, но и имеет агентов в Европе и Северной Америке. Успех коллекций Эдрика Онга объясняется, в частности, возрастающим интересом современной публики к одежде в этническом стиле. Его последователи, как правило, творческие личности, которые не боятся показать свою индивидуальность, поделиться своим настроением, при этом оставаясь в гармонии с окружающим миром и самим собой. Зародившись в 1960-е годы благодаря движению хиппи, противостоявших общепринятым ценностям и массовым шаблонам, что в моде в то время выражалась поголовными мини-юбкам и синтетическими материалами, этот стиль был подхвачен самыми известными кутюрье. Одним из первых был Ив Сен-Лоран, облагородивший и перенесший «уличный стиль» с его лоскутной одеждой, смешением разных узоров с этническими мотивами на высокий подиум. Мотивы Древнего Китая, Марокко, Перу, Африки были любимыми в коллекциях кутюрье. Одной из самых красивых коллекций в этническом стиле была его русская коллекция, произведшая фурор во всем мире, после которой журнал Time признал Ив Сен-Лорана лучшим кутюрье семидесятых. Другим модельером, значительно повлиявшим на развитие этнического стиля, был выдающийся японский кутюрье Кензо. В его этнических коллекциях можно увидеть индийские «пайджама», индейскую бахрому, бедуинские аба, испанские болеро, русские косоворотки и меховые шапки. Элементы фольклора всегда находили место и в творчестве выдающегося Жан-Поля Готье. Впервые появившись в дебютной коллекции 1976-го года, они до сих пор сопровождают автора в его путешествии во времени и пространстве. Его коллекция «Тату», созданная под впечатлением мотивов культуры Юго-Восточной Азии и Африки, стала определяющей в молодежной моде целого десятилетия, основными чертами которого с подачи французского дизайнера становятся пирсинг, имитация татуировок, использование граффити. Как считает сам Жан-Поль, «этника должна стать некой свежей кровью, которая даст новую жизнь всем новым модным направлениям». Однако обращение современных дизайнеров моды к этническому стилю имеет и другую причину: этическую. Используя ткани и аксессуары, выполненные вручную по традиционным технологиям из натуральных материалов, производители одежды стремятся тем самым удовлетворить современного потребителя, все более обращающего внимание на экологическую и социальную сторону производства потребляемых товаров. Это изменение сознания является одним из наиболее значимых феноменов культуры XXI века. Так как социальная ответственность бизнеса становится необходимым условием для поддержания конкурентоспособности, этическое и экологически дружественное производство в секторе моды из сезонного тренда переросло в фундаментальное изменение мышления под влиянием акционеров. Например, согласно данным TNS Worldpanel Fashion, крупнейшей компании маркетинговых исследований, более половины (23,1 млн) британских потребителей считают для себя важным тот факт, что покупаемая одежда производится этическим путем, то есть с учетом экологических и социальных факторов. Согласно этому же исследованию, большая часть опрошенных считает, что усилия производителей модной индустрии в этом плане еще недостаточны. По-видимому, за этническим стилем как одним из возможностей этического производства — большое будущее, так как помимо эстетических качеств он еще дает возможность своим последователям выразить гражданскую позицию. Пока это явление больше характерно для стран развитого Запада. Присоединится ли казахстанское общество к неумолимому движению потребителей за более экологический образ жизни — покажет время. В любом случае этнический стиль — характерная черта нашего времени и, пожалуй, единственный симптом глобализации, против которого не будут выступать даже самые радикальные антиглобалисты. Победители конкурса «Шебер» 2011 года Тасов Калмырза, номинация «Төлтумалық» («Подлинность») Сейфулла Рыстан, номинация «Жаңашылдық» («Новаторство») Саливанова Виктория и Шермуханбетова Эльмира, номинация «Жоғарғы сапа» («Высокое качество») Ермухаметов Тимур и Кусыман Карлыгаш, номинация «Дарынды бастау» («Начинающий талант») Турдугулов Жолауши, номинация «Асыл ұстаз» («Наставничество») Кульмамбетов Кудайберген, номинация «Озат іскер» («Предпринимательство») Казаков Илья и Бейсенова Жупар, номинация «Жоғарғы шеберлік» («Высокое мастерство») Мукажанов Амангельды, номинация «Мұрагер» («Живое наследие»)

Комментарии (0)

    Персона

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.