8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Smartsatu хочет стать «как Facebook» для бизнеса

Стоит минут пять погуглить Казнет на заданную тему и может возникнуть зрительный обман, будто жизнь в высокотехнологичном Казахстане бурлит от стартапов и смарт-проектов. На самом деле, на серьезном международном уровне казахстанские проекты пока не так успешны, как об этом порой кричат официальные заголовки.  

 

 

Между тем, президент страны настаивает на скорейшей цифровизации экономики, а министр информации и коммуникаций Даурен Абаев на днях заявил, что государство планирует создать международный парк IТ-стартапов.

«Это очень важно. 200000 долларов в минуту тратится на площадку Amazon, это означает, что проекты должны принести большие плоды», – ошеломлял цифрами министр.

Сегодня одним из наиболее интересных и многообещающих проектов называют бизнес онлайн-платформу предпринимателя Болатбека Оспанова – основателя marketplace Smartsatu. О себе Болатбек настоятельно просит говорить меньше, чем о деле. Но один из его ранних бизнесов – сеть интернет-кафе – показателен именно с точки зрения развития и влияния информационных технологий на современную жизнь.  

 

 

 

– В стране была сумасшедшая деловая активность. Нам это все только помогало. Кто-то продавал квартиры, кто-то дома, кто-то землю под строительство, автомашины и не было еще в природе смартфонов. Люди ходили в торговые центры, в интернет-кафе и, казалось, что это круто – провести там два-три часа. Интернет-кафе было много, компьютеров еще больше, но все равно собирались очереди. Всем нужен был интернет. Время для бизнеса было очень динамичное. Потом пришло время смартфонов, поколения связи 3G и это убило тот тепличный бизнес, который был. Это мы сейчас сидим с вами и рассуждаем о том, как глядеть вперед, упреждать и планировать. А тогда, казалось, что так будет всегда. Любой опыт – хороший опыт. Тот же Стив Джобс говорил, что никогда нельзя свести точки в одну, глядя вперед, свести их можно, только оглянувшись. Тогда мы просто думали, что все рухнуло.

– Но вышло так, что со временем вы пришли к Smartsatu. Как и для кого это работает?  

– Smartsatu – платформа, которая на текущий момент решает три задачи. Мы закрываем вопрос заказов – даем возможность торговым точкам делать прямые онлайн-заказы поставщикам и дистрибьютерам по их прямым ценам. Возможность видеть сразу несколько поставщиков по товару, где у каждого своя актуальная цена на сегодняшний день. Второе – мы интегрированы с Казкоммерцбанк, единственное – ждем подписание договора, чтобы можно было запустить платежи. Вы знаете, там смена руководства. Техническая часть прошла, осталась юридическая и пилот. Третье – мы хотим, чтобы наша система генерировала кейсы заказов. Если, например, взять сейчас поставщика/дистрибьютера, то у него есть целый парк машин, армия водителей, экспедиторы, логисты, техобслуживание автопарка, проще говоря – большая расходная часть.

Так как мы имеем много заказов от поставщиков, то можно все это переложить на частных водителей. Дать им мобильное приложение, где они будут получать сразу от нескольких поставщиков заказы, собирать и развозить по торговым точкам. Это означает оптимизацию расходов. В идеале вы, возможно, увидите, как разгрузится город от машин, которые каждый день развозят товары. Это потянет за собой обновление парка машин, потому что мы будем договариваться с тем же банком о выгодном лизинге. Тот же водитель с хорошей характеристикой может заключить договор с нами и у него появится возможность взять новую машину в лизинг, зарабатывать и возвращать деньги банку. Это выгодно всем, в том числе городу.   

– В чем разница между вашей платформой и другими похожими продуктами?

– Это обычный marketplace, таких много в мире. Просто наша модель Smartsatu своеобразная. Мы подключаем торговые точки, даем бесплатные планшеты и трафик, бесплатные заказы. В конце концов, тот же планшет – это сегодня никакая не ценность. Ценность – это та база, которую мы собираем. Эта аналитика позволяет видит поставщикам общий оборот, в каких категориях какой объем и процент продаж. Например, прошло по системе 20% продаж по молочной продукции, и производитель видит свой вклад, свою долю в этом объеме и своих конкурентов. Выстраивает свою стратегию и тактику работы. Наша же задача – сбор всех этих данных и объединение под «зонтиком», где все видят друг друга.

– Тогда Smartsatu, как интеграционная онлайн-площадка, помогает решать и политические задачи?  

 

 

– Возьмите тот же Таможенный союз в рамках ЕАЭС. Тут, вроде бы, есть все условия, но нет площадки, где опять же производители и дистрибьютеры могли бы работать друг с другом. Кроме нас эту точную аналитику никто не собирает. Есть, конечно, международные аналитические компании и у них, допустим, в каждой стране, в каждом городе есть маркетологи, которые ходят ногами и собирают на бумажку данные, потом это дело консолидируется и продается всевозможным заинтересованным партнерам. Мы же создаем огромную онлайн-среду и внутри Smartsatu даем живую, прозрачную конкуренцию, где каждый старается дать наименьшую цену и лучшую логистику. Тот же гигантский Китай, если захочет создать такую систему для оптимизации расходов своих поставщиков, то ему опять же лучше и проще опереться на Smartsatu для того, чтобы получить доступ ко всем производителям, дистрибьютерам в ЕАЭС. Тоже самое с Евросоюзом. Такая платформа в мире есть – это Facebook, но она социальная, а наша глобальная задача – построить похожую бизнес-платформу.

– С государством вы не работаете?

– Мы доказали, что система Smartsatu рабочая и у нас есть франшизные партнеры в регионах. Было бы здорово, если бы они получили государственную поддержку. Потому что это сделано и реализовано в Казахстане. Это же круто! Мы бы при такой поддержке могли бы на уровне страны очень быстро собрать всю базу производителей и предлагать ее иностранным дистрибьютерам. Если наших региональных партнеров будут поддерживать, то и цена на полках будет дешевле, а другие рынки будут активней стучаться в двери к отечественным товаропроизводителям.

– Между тем, высокие технологии существенно влияют на рост безработицы.

– Да, но это происходит во всем цивилизованном мире. Что делать? Создавать новые рабочие места. Строить заводы, развивать сельское хозяйство. Вот здесь поддержка государства действительно нужна. Она есть сегодня, правда, может, госпрограммы работают неэффективно. Надо развивать собственное производство, которое имело бы выход на другие рынки. 

– Сейчас очень много официальных деклараций про цифровую экономику, про то, как это хорошо и выгодно, но на практике стартапы – по-прежнему очень рискованное вложение средств? 

 

 

– Сегодня, на мой взгляд, людям попроще инвестировать в стартапы, потому что есть прецеденты, есть ряд проектов, в которые поверили казахстанские инвесторы. Сейчас много говорят про тот же блокчейн, криптовалюту и уже наши агашки стараются показать, что они в тренде. Даже банки стараются объединяться в какие-то фонды, искать проекты, появляются платформы, стартапы, которые стараются познакомиться друг с другом. Мне кажется, эта среда развивается. Тут все очень правильно.

– А что неправильно? Что такое, скажем, психология казахского инвестора?

– Психология казахского инвестора, это когда верят уже в готовый продукт. Если есть продукт и его обороты, есть база пользователей, то тогда, да, вот, пожалуйста. А под бумагу с нарисованным проектом, мало кто верит. Вкладывают только, если есть успешный проект или же по принципу «хороший знакомый».

– Раз уж заговорили и о блокчейне, то, видимо, это в ваших планах?         

– Мы планируем положить систему на платформу блокчейн и дать возможность сторонам заключать смарт-контракты. К тому времени, думаю, у нас будет своя смарт-валюта, которая будет ходить внутри Smartsatu. Прочему бы и нет? Это будет валюта, непривязанная ни к одному государству, ни к одной стране. Я не знаю, как это получится, но, по крайней мере, мы движемся в эту сторону.

– А есть ли понимание у пользователей вашей платформы?

  – Смарт-контракты на блокчейне – это такие контракты, которые находятся на тысячах серверов, и ты никак их не удалишь, не переделаешь. Я сам далеко не эксперт по блокчейну и криптовалютам, как и не специалист в it-технологиях. У нас для этого есть ребята, команда в Минске, которые в этом разбираются. Я просто обычно строю в голове какое-то видение, а потом это уже воплощают профессионалы. Недавно я был в Москве, где мы встречались с представителями одной компании, которые уже проводили ICO (технология, по которой криптовалюта продается за ликвидные виртуальные деньги). Не факт, что мы тоже будем делать ICO, но интерес есть. Мы изучаем процессы. То, что за блокчейном будущее – однозначно. Мы будем использовать эту технологию. Сейчас стараемся в это быстро вникать и впитываем различный опыт, а сможем сделать или нет – покажет время. Иногда в бизнесе нет понимания, что делать. У нас это понимание есть.

 

 

– Согласитесь, понимание и готовый результат – разные вещи.

– Сегодня очень многие люди стараются «майнить» деньги, все то и дело, как сумасшедшие, разговаривают о блокчейне и криптовалюте. В Алматы тоже много, кто об этом говорит, считает себя профессионалам в этой отрасли, но на самом деле больше разговоров, чем конкретных вещей. Все понимают, что это будущее, а каким оно будет – не знает никто.

Smartsatu – это все-таки технически не чисто казахстанский продукт? 

– Изначально, когда привлекались инвестиции было понимание, что систему Smartsatu будут разрабатывать белорусы. По одной простой причине. Потому что у них есть история и много успешных продуктов.

– Чем же принципиально белорусское it так выгодно отличается от казахского?

– Я не хотел бы повторяться, про это уже сказано много. В белорусском it нет столько государства. В этом основное, очень важное отличие. Они, как среда, существуют сами. Парк высоких технологий в Минске живет самостоятельно.

– А Казахстану, судя по всему, еще предстоит догонять?

– У нас тоже есть своя база. Есть крутые болашаковцы, которые отучились и могли бы вернуться в страну. Правда, по моему ощущению, пока они не видят себя здесь как раз из-за отсутствия необходимой среды. Возможно, они хотят вернуться, но то, что есть в стране сегодня им недостаточно. Не надо изобретать свой уникальный путь, можно взять за основу то, что реализовано в Беларуси. Чего у них нет, так это богатых людей. Их в разы меньше, чем в Казахстане.  

Комментарии (0)

    Персона
    2_kz_сб_shevron

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.