8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Время нашего кино

Уважаемые читатели! Если понравится публикация, вы можете проголосовать за нее, отправив ее цифровой код по SMS на короткий номер 1245. Код публикации «Время нашего кино»: 30844. Внимание! SMS для абонентов KCell и Activ, Beeline и Теле2 бесплатны.     Наконец-то пришло время, когда отечественный кинематограф вышел к массовому зрителю и стал предметом всеобщего интереса и обсуждения. Первое десятилетие независимости казахское кино было известно лишь узкому кругу специалистов и было окружено ореолом элитарности. Зато сегодня кино смотрят и обсуждают все. Наличие интернет-форумов сделало всех кинокритиками, и одновременно с этим обнаружился дефицит авторитетного мнения. И все же, кто формирует общественное мнение? Предпосылки роста Ситуация бурного всплеска казахского кино, которую мы наблюдаем сейчас, сложилась не сама по себе. На то есть предпосылки как объективного, так и субъективного характера. Из объективных назову следующие факторы. 1. Кинематограф — наиболее активная сфера общественных интересов, поэтому развивается как его коммерческая, так и идеологическая составляющая. 2. Кино сегодня заменило собой литературу и сместило на второй план все другие традиционные сферы искусства, поэтому неудивительно, что оно является точкой притяжения всех творческих личностей. 3. За первое десятилетие независимости наступило насыщение обществом зарубежным кинопродуктом, и возникла объективная потребность в своем отечественном кино, в котором отражались бы проблемы нашего общества. К субъективным предпосылкам развития казахского кино относятся конкретные усилия людей и организаций, заинтересованных в развитии этого сектора культуры. Прежде всего речь идет о государственной поддержке кинематографа, которая не прекращалась все эти двадцать лет. Но качественный прорыв произошел в 2005 году. Именно в тот год сложились два важных фактора: во-первых, начал восстанавливаться кинопрокат — были отремонтированы старые кинотеатры, устанавливалось долби-оборудование, и зритель начал вновь смотреть фильмы на кинопленке, а не на видео, как было десятилетие до этого. Во-вторых, в тот год на экраны Казахстана вышел фильм «Кочевник», и молодое поколение казахстанцев поверило в то, что в кинотеатрах можно смотреть отечественные фильмы. Несмотря на критику по отношению к «Кочевнику», он сделал свое дело, вернув казахское кино в разряд мировых брендов. Если в начале 2000-х у нас производилось от одной до четырех картин в год, то после 2005 года число фильмов начинает резко расти. Причем наиболее успешны фильмы частных студий. Так, фильм «Рэкетир» режиссера Ахана Сатаева окупился вдвое, заработав миллион долларов. В 2008 году снято уже 12 фильмов, наиболее известные и отмеченные призами в мире — «Подарок Сталину» Р. Абдрашева, «Баксы» Г. Омаровой, «Тюльпан» С. Дворцевого — также произведены на независимых студиях. В 2009 году было произведено 14 казахстанских фильмов, из которых 9 — частных студий, и почти все они вышли в прокат. Международный авторитет казахского кино растет — и параллельно увеличивается зрительский интерес к своему отечественному кино в Казахстане. В 2010 году фильм «Келин» режиссера Ермека Турсунова входит в пре-шорт лист «Оскара» и однозначно разворачивает зрительский интерес к казахскому кино. По данным агентства «Бриф», в 2010 году казахстанский рынок кинопроката оценивался, по данным официальной статистики, в 7,1 млрд тенге (около $47 млн). Примечательно, что за год рынок вырос более чем на 60%! При этом за пять лет размер рынка увеличился практически в четыре раза. То есть кинопрокат готов к тому, чтобы стать хорошей площадкой для промоушена казахского кино. По данным таблице видно, что за последнее десятилетие производство казахстанских фильмов выросло с 1–2 до 24 картин в год. Происходит этот рост примерно в равной степени благодаря государственной киностудии «Казахфильм» и частным киностудиям. К сожалению, не все производимые фильмы выходят в прокат. Например, в 2011 году из 24 произведенных картин вышли в прокат только 12. Попробуем суммировать субъективные факторы бурного развития казахстанского кино. 1. Государственная поддержка кинематографа через финансирование киностудии «Казахфильм». 2. Успехи казахстанских картин на международной арене и усилия кинематографистов по созданию качественного кино. 3. Развитие сектора частного кинобизнеса в сфере производства фильмов, появление кинопродюсеров. 4. Активное развитие частного кинопрокатного бизнеса в Казахстане. Почему развитие частного кинопрокатного бизнеса стоит на последнем месте? Потому что опыт предыдущих лет показал, что кинопрокатчики не были особо заинтересованы в развитии казахского кино. Эта сфера развивалась исключительно как бизнес, с преимущественным показом американских, а потом российских и европейских картин. И сегодня доля казахстанского кино в прокате остается чрезвычайно низкой. Доля в прокате Кстати говоря, ее подсчитать очень легко. Достаточно открыть сайт kino.kz и там, где фильмы расписаны по месяцам, посмотреть, сколько всего фильмов и сколько казахстанских картин вышло в прокат, скажем, в 2011 году. Итак, всего было в прокате 252 фильма, 15 казахстанских картин составляют лишь 5,9%. Для сравнения скажем, что доля российских фильмов в прокате России в 2011 году составила 21,4%, доля французских во Франции — 47,3%. Если мы долю казахстанских фильмов в нашем прокате можем легко подсчитать, то бокс-офис, то есть сборы казахстанских картин, мы узнать точно не сможем. Все дело в том, что в Казахстане отсутствует единый электронный билет, поэтому точных цифр по результатам проката не существует. Есть только та цифра, которую заявляют кинотеатры. Поэтому в этом отношении мы полагаемся только на примерные данные, которыми можно манипулировать. Что касается качества фильмов, производимых в государственном и частном секторе кино, то очевидно, что зрители запомнили в основном фильмы производства киностудии «Казахфильм» благодаря обширным рекламным кампаниям таких фильмов, как «Небо моего детства», «Возвращение в «А» и «Жеруйык». Однако, по мнению зрителей, «Лучшим казахстанским фильмом 2011 года» была названа лента частной киностудии «Коктейль для звезды-2». Кто формирует мнение? Этот зрительский опрос был проведен сайтом Nur.kz. Он не был массовым, в голосовании участвовало чуть более 600 человек, но, тем не менее, этот опрос дал срез определенного зрительского мнения. Легко предположить, что в этом голосовании участвовала главная фокусная группа — молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, те, кто в основном и ходят в кинотеатры. За фильм «Коктейль для звезды-2» проголосовало 42% опрошенных. По мнению кинематографической общественности Казахстана, «Лучшим фильмом года» была признана картина «Небо моего детства», получившая премию Союза кинематографистов «Кулагер». Решение это вполне понятно. Но что еще более интересно — лучшей картиной года, отправившейся на соискание премии «Оскар» от Казахстана, стала лента «Возвращение в «А». Не углубляясь в подробности, как принимались эти решения, можно, суммируя, сказать, что лучшими фильмами 2011 года, согласно общедоступным данным, были: 1. «Коктейль для звезды-2» Жасулана Пошанова; 2. «Небо моего детства» Рустема Абдрашева; 3. «Возвращение в «А» Егора Кончаловского. По профилю своей профессии я каждый год пишу статью про казахское кино в киноежегодник International Film Guide, где также указываю, какие фильмы, на мой взгляд, являются лучшими казахстанскими картинами года. И за 2011 год я называла пять картин, в порядке предпочтения: 1. «Перед грозой», реж. Ерлан Нурмухамбетов, Сано Синдзю, Казахстан–Япония. 2. «Каусар», реж. Гульсина Миргалиева, Jado-production. 3. «Риэлтор», реж. Адильхан Ержан, «Казахфильм». 4. «Гакку», реж. Газиз Насыров, «Казахфильм». 5. «Солнечные дни», реж. Нариман Туребаев, «Казахфильм». Скажу сразу — ни одна из этих картин 2011 года не вышла в прокат. Но все они участвовали в международных кинофестивалях, и три фильма из пяти были удостоены различных призов. То есть получается, что у нас все-таки есть разделение — кино для местного пользования и для международного признания. Как видите, два эти списка нигде не пересекаются. А потом зритель говорит, что у нас нет серьезного, эстетского, умного, социально значимого кино. Оно есть, но его почти никто не видит. Зато видят «Супер Баху», «Девушку-ветер», «Цугцванг» и «Коктейль для звезды». И тут возникает вопрос: почему эти фильмы не дошли до проката? Цензура? Недостаток средств у производителей? И как можно формировать мнение о казахском кино, если мы смотрим одни фильмы, а на международных кинофестивалях показывают другое казахское кино? Наступит конец 2012 года, и снова журналисты, кинокритики, прокатчики и прочие заинтересованные люди и организации начнут подводить итоги года. Несложно предположить, что одним из лидеров этого года будет картина «Жаужурек мын бала», на рекламную кампанию которого затрачены немалые средства. Безусловно, событием года станет фильм «Шал» Ермека Турсунова, прокат которого ожидается этой осенью. Любопытно, как зритель примет фильм «Студент» Дарежана Омирбаева, который сейчас представляет Казахстан на Каннском кинофестивале. Всего за 2012 год вышло и должно выйти в прокат порядка 16 картин. Очевидно, что казахское кино вышло на тот уровень, когда общество с интересом следит за новыми фильмами и готово вступать в общественные дебаты. В этой ситуации с сожалением приходится отметить тот факт, что читать-то некого. Несмотря на то что факультет киноведения нашей Казахской академии искусств им. Жургенова окончили порядка ста человек, киноведов и кинокритиков в стране не прибавилось. О кино пишут в основном журналисты. Спасибо им за это! И каждый на своем месте, в своем издании формирует общественное мнение. Хотелось бы, чтобы те, кто честно пишут о кино, объединились и создали свою кинематографическую премию, на которую не влияли бы ни коммерческие, ни бюрократические механизмы. И кинематографисты, и зрители знали бы, что это справедливое мнение. Это то, о чем мечтается. Для начала мы решили открыть эту рубрику — «Кино: здесь и сейчас», в которой начинаем обсуждение наших казахстанских фильмов в профессиональной среде.   Уважаемые читатели! Если понравилась публикация, вы можете проголосовать за нее, отправив ее цифровой код по SMS на короткий номер 1245. Код публикации «Время нашего кино»: 30844. Внимание! SMS для абонентов KCell и Activ, Beeline и Теле2 бесплатны.

Комментарии (0)

    Персона mobievent

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.