8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
singapure_bf

За покупками

Раушан Бостанова

Что думают о работе сетевых магазинов простые покупатели, где и почему они предпочитают приобретать продукты, как оценивают ассортимент, сервис, прочие важные опции? С этими вопросами мы вышли на улицы Алматы. — Обычно овощи и фрукты я беру на рынке, потому что в супермаркете они стоят дорого, хотя качество слабое. А вот молочные и мучные изделия, колбасы, мясо и остальное покупаю в супермаркете, — рассказала Оля, преподаватель химии в средней школе. — Но поскольку он находится далеко от дома, то такие покупки приходится откладывать на выходные дни. По словам нашей собеседницы, выручает ее маленький магазинчик у дома, где можно прикупить все необходимое «по мелочи» в течение рабочей недели. В таком же магазине у дома привыкла отовариваться и пенсионерка Мария Павловна. Но у нее своя причина: пожилой женщине уже трудно передвигаться, а потому выбирать не приходится. — За последнее время цены стали такими кусачими, что мне пришлось убрать из рациона мясные продукты, — посетовала пенсионерка, — а за овощами я потихоньку хожу на «Зеленый базар», благо живу рядышком. Схожую точку зрения высказала Марал, сотрудница одного из банков, правда, привела несколько другие причины: — Так как я живу одна и употребляю мало продуктов, не кормлю мужа и детей, то чаще всего делаю покупки в магазинах поближе к дому или по дороге с работы. Как правило, это «Рамстор» и «Силк вэй сити». Если покупок планируется больше, например, когда жду гостей или нужен какой-то специфический продукт, не самый распространенный, тогда уже еду в конкретный магазин. Но ехать куда-то в далекие края, тот же «Метро», не вижу большого смысла — с затратами на дорогу выйдет то же самое по стоимости плюс времени много потрачу. И потом в больших супермаркетах нет нормального обслуживания, зачастую плохой персонал, который будто с гор спустился. Во-вторых, по натуре не люблю столпотворения. Лучше чуток переплатить в магазинчиках у дома, где тебя знают и уважают, зато сберечь нервы. Это того стоит. С мнениями предыдущих наших собеседников мнение Айдоса, менеджера рекламного агентства, в чем-то перекликается: — Продукты питания, как правило, приобретаю в «Рамсторе», изредка в «Магнуме». Потому что расположены они близко к моему дому, да и цены устраивают. Уровень обслуживания, честно говоря, там достаточно низкий. В основном сотрудники не знают русский язык или владеют им с акцентом, не всегда знают местонахождение определенного товара. Иногда бываю свидетелем того, что сотрудники «Рамстора» между собой при клиентах позволяют нецензурно выражаться или просто проводят беседу, обсуждают рабочие или личные темы, несмотря на то что рядом клиент. Ну а к кассиршам претензий нет: всегда вежливы, приветливы, употребляют стандартные фразы. Ассортимент предлагаемых товаров устраивает, и само расположение товаров тоже удобное. Еще из-за детей по выходным хожу в «МегаЦентр» — неплохой магазин, парковка удобная, правда, платная, что отталкивает. Своими ощущениями по качеству обслуживания в отечественных сетевиках по сравнению с европейскими поделилась туроператор Анель: — Чаще всего отовариваюсь в сети магазинов «Дастархан». Во-первых, это рядом с домом. Во-вторых, устраивает уровень обслуживания. Раньше где-то раз в месяц ездила в «СМ-маркет», поскольку тоже находился недалеко. Сейчас иногда бываю в «Грине» или «Магнуме», но уровень обслуживания здесь  оставляет желать лучшего. Порой сталкиваешься с откровенным хамьем. Например, в сравнении с французской сетью «Карфур» у нас, можно сказать, обслуживания просто нет. Хотя если сравнивать уже с российскими сетевыми магазинами, то казахстанские продавцы и кассиры все же вежливее. А вот студентки Сабина и Жанна стараются отовариваться по выходным в «Магнуме». Но так как он находится на приличном расстоянии, а собственной машины нет, то приходится больше пользоваться услугами маленьких магазинчиков. — На автобусе с сумками, набитыми продуктами, не поедешь, а на такси дорого. Так есть ли смысл ехать в супермаркет, если можно купить продукты рядом с домом? — считают девушки. Свете , тоже студентке, повезло, как она считает, больше в том плане, что гипермаркет находится рядом с ее домом: — Я хожу отовариваться в «Грин» и «Метро». В «Грин» потому, что он рядом с домом, где я снимаю квартиру. К сожалению, обслуживание неудовлетворительное. Да, цены сравнительно низкие, зато качество продуктов страдает, иногда подгнившие продукты в упаковках не всегда заметишь, много льда, да и с датами срока годности надо быть повнимательнее. Вот недавно у них был сломан холодильник, а я об этом не знала, купила кефир, пока донесла до дому, он вздулся, пришлось вылить. В плане сервиса и разнообразия товаров «Метро» выглядит получше. Но общее впечатление портит отсутствие бесплатных пакетов на кассе — нашли на чем экономить! Зарина, мать двоих детей, специалист одной из сотовых компаний, рассказывает: — В последнее время продукты стала больше и чаще покупать в «Магнуме»: там дешевле, удобно и, главное, практически все необходимое для кухни можно найти. А больше приходится брать, потому как дети подросли, и их запросы тоже. Но овощи в этих магазинах не беру, они там несвежие! Овощи и фрукты я покупаю на «Зеленом базаре» — больше выбора, свежее и привыкла уже. — В супермаркеты не ходим принципиально, — поделился Михаил, менеджер по продажам в магазине бытовой техники, — потому что продавцы, что хозяева там, — жулики. По его словам, в больших супермаркетах наподобие «Гроса» и «Сити-центра» овощи гораздо дороже, чем на базаре. В упаковках могут оказаться подгнившие овощи, да к тому же часто бывает недовес, то есть на упаковке значится один вес, а реально он ниже. — На кассе тебя могут облапошить, — вмешалась в разговор его мама, пенсионерка Анна Петровна. — Возьмешь три сырка, а они пробьют четыре, а если берешь много продуктов, то и не обратишь внимания на такие приемы. Поэтому пенсионерка с сыном за продуктами ходят на базар и стараются закупиться сразу на неделю. Следующая наша собеседница Ирина уже давно живет в Москве, но часто приезжает в южную столицу к дочери. — Овощи и мясо я предпочитаю брать на рынке, а бакалейные и кондитерские товары — в магазине «Столичный», там очень вкусная выпечка, — поделилась Ирина. — Правда, не очень-то культурное обслуживание. И чего они все такие грубые? Журналист Алия уже пять лет как переехала в Астану, но периодически прилетает в Алматы, ей также приходится посещать магазины. — Была в «Меге», в «Апорте» очень понравилось, теперь когда приезжаю, отовариваюсь в них. Там все есть, в «Апорте» я имею в виду, и парковка супер, и недорого. И цены дешевле, чем на базаре, и вроде все сертифицировано и упаковано. Хотя я все люблю в Алматы! Люди здесь хорошие, приветливые. Не так давно переехавшая в Новосибирск офис-менеджер одного издательского дома Диана вспоминает: — Вообще-то мы предпочитали ездить на оптовый рынок... А любимым магазином был «Скиф» на Жарокова. Он нравился компактностью, размещением и большим ассортиментом, да и обслуживание достаточно приличное. Но пару раз вызывало раздражение то, что при большой очереди к кассам не хватало фасовщиц, а рядом стояли праздно болтающие сотрудницы магазина и не делали никаких попыток помочь своим коллегам... Ну хотя бы ушли в другое место болтать. Да еще пару раз я брала товар в емкостях, особенно бытовую химию, и заметила, что из тары была отлита жидкость… Очень неприятно было это осознавать. А вот если, например, сравнить «Мегу» в Алматы и Новосибирске... Очень похожие магазины, только в Алматы это комплекс, он включает большую  развлекательную часть — кинотеатры, боулинг, «Хеппилон», а здесь это огромные торговые площади разного направления — «Икеа» (шведские товары для дома, мне очень нравится — недорого, выбор огромный и удобно), «Ашан» — самый популярный супермаркет, широчайший ассортимент! Оба центра очень красивые, но в Алматы шика больше, прилегающая территория красивая, парк возле реки, фонтаны, а здесь это просто территория с развязками и подземными парковками, и внутри попроще, но тоже красиво. А насчет обслуживания… Оно, наверное, примерно одинаковое. Мне и в Алматы никто не хамил. А вот если с Астаной сравнивать, то она в проигрыше и перед Алматы, и перед Новосибирском. О своих магазинных буднях физрук Эдуард рассказывает: — Все происходит по дороге домой. На «Чайке», иногда заезжаю в «Магнум» на Рыскулова, другие торговые точки тоже по пути домой. Что можно ожидать по уровню обслуживания наших супермаркетов? Во-первых, не устраивают очереди на кассах. Зайдешь в мясные отделы, а там холодрыга, запросто можно подхватить простуду. Поэтому внимательно посмотреть на качество мяса или фарша времени нет, нужно быстрее выбегать. Ассортимент предлагаемых продуктов слабенький. Расположение товаров не совсем удобно, иногда приходится долго бродить в поисках, не хватает указателей. В «Магнуме» парковка очень неудобная, мест для стоянки мало, часто вынужден оставлять машину вдалеке, потом тащишься с корзиной. Раздражает еще то, что охранники требуют оставить какой-то документ как залог за корзину — думают, украду, что ли, или по себе судят? Неприятным опытом общения на рынке поделилась Роза, офис-менеджер: — В основном я отовариваюсь в «Смайле», там мне нравится отдел для детей. В целом мне удобнее покупать продукты в крупных магазинах, чтобы за раз взять все необходимое и больше не бегать. Ну, бывает, что-нибудь да забудешь, и тогда спасают магазинчики около дома. Вообще по продуктам почти везде стоит быть внимательной. Выводят из себя нечеткие или мелкие даты срока годности на скоропортящихся продуктах — замучаешься разбирать. Недавно с утра бегала по делам и оказалась на «Зеленом базаре», решила что-нибудь на работу к завтраку купить. Купила печенья, конфет, несколько маленьких упаковок молока. Пришла на работу подуставшая, сели пить чай. Открываю молоко — а оно уже открыто, и аромат зловонный, да и вообще даже не вытекает! Беру печенье — совершенно засохшее. Было бы не так обидно, если бы я не спрашивала у продавца о сроках годности и свежести… Сама потрогать печенье не решилась — не гигиенично… Продукты возвращать я не стала, потому как по весу мало чего покупала, да и чека не брала. Было очень неприятно, потому что продавцы улыбались и были предельно вежливы. Просто решила там больше ничего не покупать. Так обидно, ведь это рынок, а я даже не торговалась… Хорошо хоть фрукты купила, они все компенсировали — были свежими и вкусными. Арман, сотрудник одного из PR-агентств, придерживается совсем иных критериев: — Я не любитель ходить за покупками, но если приходится, обычно хожу в магазин через дорогу. Не только потому, что находится рядом, — там работает сексуальная продавщица. В принципе, обслуживание не как в 5-звездном отеле, но сойдет. Может, потому, что и наши «5-звездочные» отели тоже не соответствуют своим «звездам». Там есть все самое необходимое, не хватает немного авторского дизайна. Ну, про хлеб и про водку знать много не нужно. А вот парковки, к сожалению, там нет. Итак, поговорив с алматинцами, мы пришли к выводу, что большинство жителей южной столицы все больше доверяют супермаркетам, чем рынкам и базарам. Особенно если надо закупиться по-крупному, на неделю или две. Сказывается желание не только подешевле купить тот или иной товар, сэкономить на опте, но и сделать это приятно для себя, цивилизованно, без сутолоки и нервотрепки. Привлекают различные рекламные акции и скидки. Хотя оценки уровня сервиса в гипермаркетах, мягко говоря, еще невысокие. Немало нареканий в адрес качества продуктов, ассортимента, парковок. Вместе с тем по определенным видам продуктов, особенно в части овощей и фруктов, рынки все еще составляют серьезную конкуренцию сетевым магазинам. Большинство горожан считают, что на базаре продукты свежее, выбор более разнообразный, да и поторговаться можно. На следующем месте по популярности — магазинчики у дома, где можно прикупиться по мелочи, без дополнительных затрат на такси или поиска мест на парковке. К тому же продавцы знают своих покупателей, обслужат с улыбкой, поинтересуются делами.

Комментарии (0)

    Персона

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.