8 (727) 291 22 22

info@exclusive.kz

Подписаться
Smart горизонт

Зачем к нам приезжал новый узбекский президент? (видео)

Первый государственный визит в Астану Шавката Мирзиёева «насторожила» нашего министра экономики.

Цитату казахского министра экономики, которую в своей статье: «Активность Ташкента насторожила Астану» привела известная российская журналистка Виктория Панфилова, каждый понял по-своему. Кому-то показалось, что за этим стоит некая казахская зависть, кому-то почудились алармистские настроения. На самом же деле, это наша типичная казахская стратегия – хвалить соседей, чтобы «свои» приняли к сведению.

Главный вывод, который делают в Казахстане – нам выгодно сотрудничать с Узбекистаном, нам выгоден сильный сосед. Причем, пишут об этом в соцсетях, где политкорректность или дипломатичность совершенно не требуется.

Водный вопрос, границы, харизматичность во власти

Как узбекская сторона оценивает результаты первого государственного визита Мирзиёева в Астану? С этими и другими вопросами Exclusive.kz обратился к известному узбекскому эксперту Бахтиёру Эргашеву.

- Бахтиёр, как вы считаете, что осталось за рамками визита? Какие вопросы сегодня не решены между Казахстаном и Узбекистаном? В частности, на какой стадии решение водного вопроса в нашем регионе?

- Водный вопрос в Центральной Азии - это не проблема между Узбекистаном и Казахстаном. Это проблема между Таджикистаном и Киргизией – с одной стороны и Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном – с другой. Узбекистан, Казахстан и Туркменистан, как страны, расположенные в нижнем течении Сырдарьи и Амударьи – имеют общую позицию относительно планов регулирования стока данных рек со стороны Таджикистана и Узбекистана путем строительства целого ряда ГЭС в верховьях Амударьи и Сырдарьи. И заявления президентов двух стран в ходе их личной встречи показывают, что позиции Узбекистана и Казахстана в этом вопросе по-прежнему едины.

У Узбекистана с Казахстаном таких секторов, где национальные производители конкурировали бы между собой – почти нет.

Узбекистан и Казахстан - это две самые крупные страны региона, крупнейшие экономики, с самым большим населением, и от состояния отношений между этими двумя странами во многом зависит состояние дел в регионе в целом. Экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. В отличие от той же России, с которой у Казахстана есть серьезная конкуренция производстве и экспорте зерна и нефти, у Узбекистана с Казахстаном таких секторов, где национальные производители конкурировали бы между собой – почти нет.

Если с этой точки рассматривать отношения между нашими странами, то главный вопрос, который надо решить, это совершенствование внешнеторгового режима, поощрения и защиты взаимных инвестиций, оптимизации вопросов налогообложения. Узбекистан, реализующий стратегию экспорториентированного развития с упором на ускоренную индустриализацию, и Казахстан, реализующий программу ФИИР и приступивший к реализации третьего этапа модернизации – находятся на качественно новом этапе развития национальных экономик. Есть огромное поле для работы, совместных инициатив и инвестиций. И нужно убирать препоны на этом пути.

Расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном - это настоятельное требование экономики.

У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении – проходит через Узбекистан. И расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном - это настоятельное требование экономики.

Как у сильных личностей, у Каримова и Назарбаева была определенная личная конкуренция.

- В бытность президента Каримова эксперты любили писать о некой конкуренции между президентами Казахстана и Узбекистана. Второй узбекский президент из другого поколения политиков. Как вы считаете, как будут складываться личные отношения Мирзиёева и Назарбаева с учетом нашего среднеазиатского менталитета уважения к старшим?

- Первые президенты Узбекистана и Казахстана - покойный Каримов и здравствующий Назарбаев - это сильные харизматичные лидеры, во многом определившие стратегию развития своих стран. И как у сильных личностей, у них, несомненно, была определенная личная конкуренция.

«Схватки тигров на азиатском ковре» не случилось.

Они разработали и реализовали во многом различные между собой модели политических и экономических реформ. Они различались между собой в выборе внешнеполитических приоритетов. Т.е. различия были большие. Но при этом, благодаря мудрости и прагматичности двух лидеров, Узбекистан и Казахстан смогли выстроить прагматичные отношения, уйти в 1990-ые годы от навязываемой двум странам стратегии борьбы за региональное лидерство (можно вспомнить, как определенные авторы писали об ожидаемой «схватке тигров на азиатском ковре»). Но этого не случилось.

Узбекистан и Казахстан пришли к тому, что на сегодня у двух стран нет непримиримых противоречий в вопросах безопасности. В частности, Узбекистан и Казахстан, имея огромную общую границу (свыше 2 тысяч км.), решили почти все вопросы по общим границам еще в нулевые годы. Кроме того, по вопросу вододеления крупнейших рек региона - Сырдарьи и Амударьи, имеющего серьезнейших конфликтогенный потенциал, у Узбекистана и Казахстана общие позиции. И это тот фундамент, который позволяет новому президенту Узбекистана выстраивать новый формат отношений, направленный на активизацию казахско-узбекского экономического и политического партнерства.

Прорывной, интересной и многообещающей инициативой является создание Виртуальной приемной и.о. президента в октябре прошлого года.

- Какие первые инициативы нового узбекского президента вы могли бы отметить особо? С чем граждане Узбекистана связывают свои надежды с приходом нового президента?

- С точки рения изменения политической стилистики, большей прозрачности системы управления - на мой взгляд, прорывной, интересной и многообещающей инициативой является создание Виртуальной приемной и.о. президента в октябре прошлого года.

Сейчас этот механизм институционализирован, и его начинают распространять на уровень руководителей органов государственной власти на местах (хокимияты) и на уровень министерств и ведомств.

В результате реализации данной инициативы достигаются следующие результаты:

Во-первых, глава государства получил доступ к информации о реальных проблемах. Если научиться нормально анализировать информацию, полученную по результатам жалоб, руководство получает шанс вживую ощутить пульс жизни страны. И теперь не нужно думать, где в каких сферах наибольшие проблемы - они видны по тем жалобам и обращениям, которые поступают в виртуальные приемные.

Во-вторых, президент получил новый канал получения реальной информации. Этот доступ прямой и никто не сможет ограничить/блокировать возможности главы государства по получению реальной информации.

И, самое важное, виртуальные приемные, в случае реализации заложенного в них потенциала, могут стать серьезным инструментом контроля и оценки эффективности деятельности чиновников, особенно на региональном уровне, со стороны главы государства.

Даже частичные меры, направленные на решение проблем бизнеса в сфере валютного контроля – серьезный прорыв. 

Несомненно, очень важна та часть инициатив нового президента Узбекистана, которая направлена на снятие ограничений и препонов, которые мешают работе малого бизнеса и частного предпринимательства. Только за последние полгода были решены такие важные для частного бизнеса вопросы как снижение размера обязательной продажи валютной экспортной выручки (с 50% до 25%), разрешение на свободное распоряжение субъектами малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям своими валютными средствами.

Пока, в силу многих объективных причин, нет возможности унификации валютных курсов и введения свободной конвертации валюты в ближнесрочной песпективе. Но, даже частичные меры, направленные на решение проблем бизнеса в сфере валютного контроля – серьезный прорыв. И я думаю, что эта тенденция будет продолжена.

Комментарии (0)

    Персона

    Проект «ТОПЖАРГАН»

    Репутация всегда будет являться базовым капиталом как для менеджера, так и компании. Поэтому портал «Exclusive» вновь формирует список компаний-номинантов для участников уникального репутационного проекта «ТОПЖАРГАН».

    Во время первой фазы исследования (февраль – март 2016 г.) путем экспертных опросов будет сформирован шорт-лист по итогам голосования. Во время второй фазы исследования (март 2016 г.) авторитетное жюри, состоящее из ведущих журналистов и блогеров страны ... определит наиболее уважаемые компании в своих отраслях в 2016 году.