«Англосаксы» не хотят, чтобы за нашу страну «отвечал» Путин - Exclusive
Поддержать

«Англосаксы» не хотят, чтобы за нашу страну «отвечал» Путин

Акорда, несмотря на всю дипломатичность ее хозяина, все больше стремится избавиться от токсичного Кремля. Почему «коллективный Запад» воспринял как данность заявление Токаева с трибуны ООН о своем намерении переизбраться на, мягко говоря, не очень демократичный 7-летний срок. И какое значение в этом имела таинственная встреча западных и казахстанских спецслужб?

Оренбург не наш?

Для начала стоит обратить внимание на то, чего не произошло. А именно, предполагаемой встречи президентов России и Казахстана в рамках форума межрегионального сотрудничества. На этот раз он должен был пройти в Оренбурге, а презентовал очередной визит Токаева в Россию премьер-министр этой страны Михаил Мишустин 29 августа (до этого были лишь слабые намеки на это), выступая на заседании правительства. Особая пикантность анонса заключалась в одной из тем форума – снятие инфраструктурных ограничений в торговле двух стран, причем, с акцентом на «работу над освобождением от влияния иностранных санкций и защитой двустороннего взаимодействия».

Конечно, от премьера страны-агрессора, который сам находится под персональными западными санкциями, можно ожидать чего угодно (как, например, и от его предшественника Дмитрия Медведева), и он запросто может выдавать желаемое за действительное. Но слово не воробей. В любом случае, российские СМИ, региональные и федеральные, несколько раз поднимали эту тему, прогнозируя, что встреча Путина и Токаева пройдет в сентябре, а потом «назначили» ее на октябрь. Однако наша официальная пресса хранила молчание.

Теперь, судя по всему, турне президента Казахстана в Оренбург отменяется, поэтому сам форум превращается в формальное мероприятие областного масштаба. Но рандеву на высшем уровне все же состоится – в Астане, 13-14 октября. На эти дни намечено сразу три «больших» мероприятия: VI Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (тот самый СВМДА), заседание Совета глав государств СНГ и саммит «Центральная Азия – Россия». На второе из них, помнится, Токаев лично приглашал Путина во время сочинского вояжа. Но такие заседания в «новых геополитических реалиях» уже испытывают кризис жанра, и при других обстоятельствах можно было бы даже пожалеть Владимира Владимировича, теряющего стремительно статус «старшего брата» даже в собственных глазах.

Что касается третьего мероприятия, то нетрудно догадаться, что это некий противовес (кто-то может даже подумать, что пародия) саммитам формата «5+1» – «ЦА и ЕС» и «ЦА и США», ставшими в последние годы регулярными, что не может не волновать Москву. В любом случае, это будет интересная встреча, которая привлечет внимание западных СМИ и аналитиков. В том числе аналитиков мировых разведок, которые будут следить не только за высказываниями Путина, но и за реакцией лидеров стран СНГ и Центральной Азии.

МИ-6 против ФСБ

На прошлой неделе прошла инсайдерская информация о том, что высокопоставленные сотрудники служб внешней разведки Казахстана и Кыргызстана встречались со своими коллегами из британской МИ-6. Понятно, что детали разговоров, учитывая уровень и профессионализм собеседников, вряд ли станут достоянием общественности, но известно место переговоров. Это произошло в узбекском Самарканде в середине сентября – как раз, когда там проходил саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). И место это выбрано неспроста.

Если брать во внимание специфику службы сторон, то можно прийти к пониманию, что эта встреча, как и последовавшее за ней обнародование информации о ней, были показательными. В первую очередь, для Кремля и Лубянки. Ведь не секрет, что внешняя разведка ряда стран СНГ имеет тесные отношения с СВР России и даже в некоторой степени зависима от нее (в том числе, по части получения информации и обмена ею). А тут такое.

Как подчеркивает источник, «разведывательные службы Центральной Азии сталкиваются с растущей неуверенностью в отношении российской поддержки безопасности перед лицом внутренних и региональных угроз, исходящих от Афганистана, напряженности на границе и исламистских движений». В принципе, региональные и «афганские» угрозы были всегда в центре внимания спецслужб СНГ и часто являлись официальным оправданием совместной работы. В то же время, какие-либо контакты с «третьими странами» считались недопустимыми, а двусторонние взаимоотношения (например, тех же разведок стран ЦА) априори контролировались СВР РФ. Кстати, в прошлую пятницу в Москве состоялась встреча глав внешних разведок стран СНГ, перед которыми в онлайн-формате выступил Путин. Он опять говорил про угрозы из Афганистана, но не забыл упомянуть про «коллективный Запад» и нехороший НАТО. Но больше информации об этом в российских СМИ не было, а наши вообще промолчали.

Вернемся к контактам с МИ-6. Надо понимать, что интерес в них был обоюдный. Казахам с кыргызами надо получать альтернативную и более объективную информацию во внешней сфере, а если конкретно – по происходящему в зоне боевых действий в Украине и перспективах развития российско-украинской войны. Британцам же хотелось, чтобы мы стали постепенно отодвигаться от ставшего токсичным ФСБ. Дело в том, что СВР РФ имеет задачу вовлечь центрально-азиатских коллег в выработку совместных действий, направленных против НАТО и Украины. Это, кстати, прямо подтверждает и бывший глава внешней разведки Украины Николай Маломуж, который также отметил, что былого единства спецслужб стран СНГ уже не будет.

С большой долей вероятности можно предположить, что встречи представителей КНБ РК и ГКНБ КР с «бриттами» были санкционированы высшим руководством наших стран. Напомним, что по некоторой информации в кулуарах того же Самаркандского саммита ШОС президент Казахстана Токаев имел беседу с Владимиром Путиным, в ходе которой предложил ему закончить войну в Украине любым (лучше мирным) способом, и что это вызвало негативную реакцию со стороны хозяина Кремля. И напомним, что Касым-Жомарт Токаев еще 12 января стал говорить о кардинальных реформах в КНБ и службе внешней разведки, а глава СВР РК «Сырбар» Габит Байжанов не так давно заявлял, что его ведомство ежедневно докладывает главе государства о своих наработках.

Нью-Йорк, Нью-Йорк!

Надо полагать, что и про встречу с МИ-6 президент тоже получил расширенный доклад от Байжанова. Получил, а потом вылетел в Нью-Йорк. Мы довольно подробно описывали этот визит, сделав акцент на том, что главной его целью было даже не выступление с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, а встречи накануне и в кулуарах ГА. Переговоры с финансовыми воротилами и главами транснациональных компаний, с некоторыми из которых труднее назначить встречу, чем с президентами, может говорить о некотором «одобрямсе», данном западным бизнесом для контактов с Казахстаном.

Напомним, что в марте, а затем в августе в США и Евросоюзе включали РК в список стран, которые могли помогать России обходить санкции. МИД РК и Акорда несколько раз разными способами напоминали, что мы не собираемся жульничать и намерены четко соблюдать санкционные ограничения, наложенные «коллективным Западом». Пусть даже при этом Астана заявляла о продолжении сотрудничества с Москвой, но, видимо, такая многовекторность вполне устраивает Вашингтон, Лондон и Брюссель. Ведь большая политика без большой экономики тоже долго не протянет.

Встречи президента Казахстана с главами Еврокомиссии и Евросоюза имеют не только протокольное значение. Официальные пресс-релизы по этому поводу хоть и преподносились в виде достижения казахской дипломатии, но все же не несли четкой информации, о чем договорились стороны. Впрочем, сам факт этих переговоров может говорить о том, что ЕС «принял к сведению» и принял как данность желание Токаева переизбраться на 7-летний срок, о чем тот фактически объявил с трибуны ГА. Можно даже осторожно предположить, что Запад отнесся «с пониманием» – уж лучше этот глава «региональной державы». Другой кандидат, или, того хуже, те, кто хочет восстановить свой статус-кво в республике (ведь последние практически полностью сходятся с санкционным списком казахских клептократов), который в скором времени будет обнародован с трибуны Европарламента и Конгресса США, мало кого устроят.

И при чем тут выборы?

Так же в конце прошлой недели появилась пока еще не подтвержденная официально информация о том, что в Казахстан приедет миссия наблюдателей от Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В принципе, это стандартная процедура, а ОБСЕ никогда не пропускала выборные кампании в Казахстане, начиная с 1999 года (равно как и никогда не признавала их честными, достаточно прозрачными и справедливыми). Исключением, наверное, служит общенациональный референдум 5 июня 2022 года – тогда международные наблюдатели (не считая таковых от СНГ и «Тюрксоя») попросту не успели собраться и приехать. Да и смысла особого не было, между нами говоря.

Но тут, как говорится, другое. Большой тайны в том, что в Европе сейчас пристально следят за всеми движениями Астаны – как явными, так и не очень, нет. Работа идет в разных направлениях, в том числе и с участием гражданского сектора и зарубежной оппозиции. Одна из задач этого вектора – понять, выполняет ли Токаев свои обещания не обходить санкции, причем, не только на глобальном уровне, но и на более приземленном. Речь идет о помощи отдельных казахских компаний (в том числе, банков) российским коллегам, а также воспрепятствование нашими правоохранительными и фискальными органами использования незаконно полученных средств на помощь Кремлю.

Немаловажным фактором, конечно, является и соблюдение Акордой прав человека. В этом плане, как мы пока видим, не все так хорошо, как с латентной поддержкой антироссийских санкций, но, возможно, Европа и США готовы на определенные скидки – не все же сразу. Ну, это примерно так же, как и часть казахстанского электората относится к деятельности действующего президента – да, отдал приказ на расстрел, но сейчас же что-то делает. Кстати, одним из экзаменов для Касым-Жомарта Кемелевича будут судебные процессы по январским событиям. Понятно, что Токаев и его Администрация стремятся обелиться готовящейся амнистией, но тут тоже могут возникнуть некоторые нюансы. Казахстано-российские взаимоотношения тоже подвергаются глубокому анализу, и если ЕС и США увидят то, что хотят, то Астана (а вместе с ней и мы) может получить некие бонусы, которые будут поважнее и повкуснее «печенек Госдепа».

В целом же, если говорить об избирательной кампании, что Запад тоже сейчас выбирает того, кто будет «отвечать» за Казахстан – Токаев или Путин.

Мирас Нурмуханбетов




6 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. «Напомним, что по некоторой информации в кулуарах того же Самаркандского саммита ШОС президент Казахстана Токаев имел беседу с Владимиром Путиным, в ходе которой предложил ему закончить войну в Украине любым (лучше мирным) способом, и что это вызвало негативную реакцию со стороны хозяина Кремля. » — это ваша цитата, г-н Мирас Нурмуханбетов.
    Вы там не были и не знаете был ли этот разговор? И вся ваша статья, ваши домыслы.
    В.Путин постоянно предлагает начать мирные переговоры правительству Украины. А вы пишите о негативной реакции. Вы в «своем» мирке живете?

    Спасибо редакции за возможность высказать свое мнение.

  2. Басмач а вы хотите чтобы Казахстан полностью лег под уже точно всемирного изгоя — вЯликорусскАго Ымперца?

  3. Анониму от Басмача. Казахстан не девка, ложится под кого то. Будь то Россия, Китай или Запад.
    Объективным нужно быть.
    По поводу СВО. Россия борется с фашистами.

  4. Токсичность Кремля настолько явна, что организм не может это воспринять как истину.
    Тем не менее, взаимоотношения с россией необходимо четко подчеркивать, как третьестепенные в совокупности с удалением Казахстана от любых как политических, так и экономических «союзов» с ней.
    Параллельно, поддерживающий ее этнос в Казахстане должен сделать единственный выбор: быть с Казахстаном в Казахстане либо с россией, но только не в Казахстане.