Дилемма Токаева: собственная промышленность или Парижское соглашение? - Exclusive
Поддержать

Дилемма Токаева: собственная промышленность или Парижское соглашение?

Казахстану придется выбирать между выполнением своих обязательств по Парижскому соглашению и развитием своей промышленности.

Казахстан планирует нарастить производство «зеленой» энергии до 15% к 2030 году К этому времени также планируется снизить выбросы углерода минимум на 15%, – заявил премьер-министр Алихан Смаилов на Саммите мировых лидеров Глобальной конференции по изменению климата (COP27) в Египте. «Наша страна поставила перед собой амбициозную цель – достичь углеродной нейтральности к 2060 году. В рамках этого мы планируем до конца года принять Стратегию низкоуглеродного развития», – отметил он. – Сегодня доля «зеленой» энергии в общей выработке Казахстана составляет порядка 3%.

В то же время, в своем сентябрьском Послании от 1 сентября 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев отметил: «Наша общая задача по отрасли – увеличить объемы производства в обрабатывающей промышленности как минимум в 1,5 раза за пять лет». Это значит, Казахстану необходимо произвести больше строительных материалов, сгенерировать больше энергии, добыть больше сырья и произвести больше продукции. Все это требует развития реального сектора экономики, что неизбежно приведет к генерации СО2, поскольку он является естественным побочным продуктом производства. Бизнес сообщество в недоумении, как достичь намеченных целей, если при этом у промышленности РК уже есть искусственный дефицит СО2. При этом, с точки зрения регулирования СО2, импортные товары и иностранный бизнес имеют более привилегированные условия в сравнении с казахстанскими предприятиями.

Напомним, Казахстан является стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), Киотского протокола к ней и Парижского соглашения, которое сменяет Киотский протокол с 2021 года. Ратификация Парижского соглашения на всех уровнях означает, что его положения стали юридически обязательными для Казахстана на международном уровне.

В рамках Парижского соглашения в 2015 году Казахстан представил Секретариату Рамочной конвенции ООН об изменении климата свой предполагаемый Определяемый на национальном уровне вклад страны в достижение температурной цели Парижского соглашения, выразив безусловную готовность к 2030 году сократить выбросы СО2 на 15 % от уровня 1990 года. В 1990 году нетто-эмиссии РК по СО2 составили 386,3 млн. тонн СО2, следовательно, к 2030 году, МЭГПР планирует, что эмиссии СО2 в РК не превысят 328,3 млн. тонн СО2.

В то же время уже в 2018 году эмиссия СО2 в Казахстане была на уровне 401,9 млн. тонн СО2, что уже выше уровня выбросов 1990 года на 4,05%! Но превышение пороговых значений будет продолжаться, если Казахстан все же намерен строить заводы, дома, дороги, школы и больницы, развивать обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство!

Таблица динамика выбросов СО2 в Казахстане.

Совершенно очевидно, что для Казахстана развитие своей промышленности стало уже не роскошью, а необходимостью, которая стала вопросом выживания на фоне последствий российско-украинской войны: больше промышленного производства, больше роста экономики и ВВП = больше выбросов СО2.

Между тем, ограничение СО2 уже создало дополнительные административный и финансовый барьеры для всей казахстанской промышленности в виде штрафов или дополнительных затрат на покупку квот СО2, что априори снижает конкурентоспособность всей казахстанской промышленности.

Те же планы правительства о строительстве 111 млн. кв. м. жилья в течение следующих 7 лет нереализуемы, поскольку отечественные производители цемента – основы строительной индустрии уже имеют дефицит квот СО2 и не смогут нарастить выпуск цемента для обеспечения увеличения темпов жилищного строительства. Аналогичная ситуация в энергетике – производство электроэнергии упирается в том числе в искусственный дефицит квот на выбросы.

В то же время в других государствах ЕАЭС – основных торговых партнерах Казахстана, нет ограничений на выбросы СО2. Например та же Россия, где нет регулирования эмиссии СО2, является четвертой страной в мире по объемам выброса данного парникового газа в атмосферу. В Иране (7 место в мире), Узбекистане, Кыргызстане, Беларуси также нет регулирования СО2, а в Турции оно только на стадии рассмотрения. Китай, который является мировым лидером по выбросу СО2, публично заявил о планах наращивать выбросы СО2 до 2030 года и только потом начать поэтапное снижение.

Совершенно очевидно, что если Казахстан и дальше «впереди планеты всей» будет проводить политику по сокращению выбросов СО2, то в среднесрочной перспективе импорт из ЕАЭС и других стран (где нет ограничения СО2) будет иметь конкурентные преимущества перед отечественными производителями на разницу цены С02. Это приведет к спаду отечественного промышленного производства и экономики в целом, потере рабочих мест, а значит росту социального напряжения.

По расчетам АО «Жасыл даму» (100% принадлежит Министерству экологии РК) с 2026 года, цена покупки СО2 в РК должна сформироваться около уровня 51 долл. США за тонну СО2, а значит, бизнес будет вынужден покупать не достающие СО2 по этой цене. То есть речь идёт, по сути, о налоге «на воздух» на сотни миллионов долларов в год для отечественной промышленности.

Сегодня технологии для контроля и снижения выбросов CO2 в обрабатывающей промышленности и энергетике находятся в стадии разработки, зачастую существенное снижение выбросов СО2 физически невозможно, как, например, в угольной энергетике и цементной промышленности.

Динамика выбросов РК за 1990-2018 гг. хорошо коррелирует с динамикой ВВП страны. До 1996 года включительно наблюдалось стремительное снижение объемов выбросов СО2, связанное с экономическим спадом переходного периода. С 1997-го по 2000 год видны колебания в фазу глубокой депрессии, когда экономика пыталась встать на ноги. А с 2001 года наблюдается период поступательного увеличения выбросов СО2. Более 80% выбросов парниковых газов в Казахстане связаны с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и сжиганием топлива во всех секторах экономики. Доля выбросов СО2, не связанных со сжиганием топлива, в отраслях промышленности составила всего 5,6%.

Таблица структура выбросов парниковых газов Казахстана.

Совершенно очевидно, что текущая структура казахстанской экономики, основанная на традиционных источниках энергии: нефти и угле, не в состоянии обеспечить рост производства, а следовательно и экономический рост в целом без увеличения эмиссии СО2.

Соответственно руководству страны пора понять, что всеми любимая и красивая концепция «зеленой экономики», предполагающая немедленное поэтапное снижение выбросов СО2, противоречит текущим планам по экономическому развитию и росту ВВП.

Дальнейшее целеполагание, которое не учитывает текущий уровень развития и структуру национальной экономики, губительно для страны. Сегодня, когда даже Европа – апологет «зелёной экономики» перед лицом энергетического кризиса, спровоцированного войной на Украине, возвращается к традиционной угольной энергетике, Казахстану пора забыть о красивых лозунгах и концепциях и проводить прагматичную экономическую политику где главным приоритетом будет не иллюзорный «международный престиж», а реальные национальные интересы.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.