Израильский феномен
Асель Асхатова
Так уж повелось, что в Казахстане с момента обретения независимости слало модно заниматься поиском моделей для подражания. Экономический взлет разрушенных войной Германии или Японии или чудесные прыжки из зоны отсталости на уровень развитых стран знаменитых тихоокеанских «тигров» – Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Тайваня – казались вполне пригодными в качестве примера. Не случайно образами восточноазиатских «тигров» был навеян символ нашей стратегии–2030 – «центральноазиатский барс». Но то ли в силу отличий в ментальности, традициях, хозяйственном укладе, то ли из-за банальной нехватки воли и последовательности в действиях или других объективных и субъективных факторов все попытки применить соответствующие ноу-хау не дали пышных всходов. «Китайское чудо» вообще стало нам постоянным живым укором. Стенания на тему, почему мы не пошли китайским путем, заканчиваются ставшей уже не смешной и банальной репликой: «Потому что у нас слишком мало китайцев». Но есть и другой пример.
Процветание вопреки
Наступил новый финансовый 2010-й год. Удачное время для подведения экономических итогов прошлого года. Проанализировав статистические данные, специалисты дали заключение, что, несмотря на нестабильность внутренней ситуации в сфере безопасности и угрозы со стороны арабских соседей, израильская экономика даже на фоне мирового финансового кризиса – выстояла (http://www.lernerisrael.ru/auto/articles/0/50/text.html).
Ранее экономическое чудо, свершившееся еще в первом квартале 2008 года, заставило чесать затылки видавших виды экономистов и экспертов – в экономике Израиля продолжается рост, несмотря на глобальный кризис, иранскую угрозу и террористические атаки палестинцев. Общий рост составил 5,4%, что несколько меньше, чем в предыдущих двух кварталах, однако является прекрасным показателем на фоне глобальных экономических неприятностей. Наибольшее недоумение экономистов вызвал рекордный, на 12%, рост экспорта. Экономисты также указывают на продолжающийся уверенный рост уровня жизни израильтян. Согласно опубликованным данным, израильтяне за первый квартал получили возможность на 12% увеличить траты на личные нужды. Если данная тенденция сохранится, уровень свободного располагаемого дохода израильтян к концу года увеличится ни много ни мало, на 99% (http://www.rusliberal.com/showthread.php?t=284551).
Достижения в экономике в первые 50 лет существования Израиля не менее впечатляющи, чем достижения этой молодой страны в других областях жизни. Успехи, особенно в первые годы существования страны, поражали мировых экспертов.
Задачи, которые предстояло решить молодой стране, представлялись почти нереальными. Израиль был вынужден с оружием в руках завоевывать право на существование и при этом дать возможность сотням тысяч беженцев, как пережившим Катастрофу, так и жертвам притеснений в арабских странах, обрести дом на земле предков. В только что возродившейся стране не было ни жилья, ни продуктов питания для такого количества людей. Подобных испытаний было бы достаточно, чтобы разрушить экономику более мощных и стабильных держав. Израиль того времени представлял собой страну с населением 650 тыс. человек, занимавшую территорию менее 21 тыс. кв. км, большую часть которой составляли пустыня и скалистые горы.
Оглядываясь назад, можно сказать, что история израильской экономики, как и история государства Израиль, – это череда непрекращающихся кризисов и угрожающих ситуаций. Успех израильской экономики – это прежде всего успех преодоления этих трудностей, причем с неуклонным укреплением экономической мощи страны (http://www.souz.co.il/israel/read.html?id=490).
Рецепт чуда: самое главное – экспортная ориентация
Израиль имеет технологически развитую, рыночную экономику со значительным участием государства. Она зависит от импорта нефти, зерновых, сырья и военной техники. Несмотря на ограниченные природные ресурсы, Израиль за последние 20 лет сумел достичь завидных успехов в интенсивном развитии промышленности и сельского хозяйства. Израиль импортирует значительное количество пшеницы, однако самостоятельно обеспечивает свои потребности по другим видам сельхозпродукции. Обработанные алмазы, высокотехнологичное оборудование и сельхозпродукция составляют основную долю экспорта (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%D0%BE).
Как и по отношению к большинству западноевропейских стран, к Израилю может быть применено понятие рыночной экономики. Однако точнее было бы говорить об экономике смешанного типа, потому что до сих пор значительное влияние на экономику страны оказывает государство. В Израиле большинство земель принадлежит государству и контролируемым им институтам (Земельному фонду Израиля (Керен каемет ле-Исраэль), армии и др.). Государству же принадлежит главенствующая роль и в некоторых ключевых производственных отраслях (электроснабжение, водоснабжение, железнодорожный транспорт, нефтеперегонные заводы), в то время как в западных странах явное предпочтение отдается приватизации и переводу большинства производственных отраслей в частные руки (http://alekmih.fromru.com/).
В немалой степени росту израильской экономики способствовала и отмена в 1994 году арабскими государствами бойкота любых торговых отношений с Израилем. Он был введен Лигой арабских государств еще в 1951 году. За более чем 40 лет действия этого бойкота – вплоть до подписания договора в Осло – экспортный потенциал Израиля, по данным Торговой палаты, потерял почти 40 млрд долларов. С началом арабо-израильского мирного процесса отношения несколько потеплели, однако ненадолго. В 2001 году во время встречи в Дамаске представители 13 арабских государств в ответ на жесткие действия Израиля на палестинских территориях решили ужесточить торговый бойкот Израиля, введя также и «вторичный» бойкот, запрещающий сотрудничать с любыми фирмами, работающими с Израилем.
Впрочем, некоторые бизнесмены утверждают, что торговля между Израилем и рядом арабских стран ведется, хотя и не напрямую, но через третьи государства вроде Кипра. По мнению Даниэля Блоша, представителя израильского Института экспорта, в основном речь идет о нефтяных монархиях Персидского залива, которые, несмотря на бойкот, заинтересованы в импорте из Израиля современных технологий и телекоммуникационных систем (http://www.ng.ru/economics/2002-10-04/3_palestina.html).
Не будем забывать и о том, какое значение имеют в Израиле предприятия военно-промышленного комплекса, и о том, сколько новых разработок оборонного назначения находят применение в гражданской сфере. Конверсия ВПК – процесс болезненный, но в конечном итоге она помогает укреплению высокотехнологичных предприятий с большим экспортным потенциалом.
Именно экспортный потенциал хай-тек заставляет государство заботиться о развитии этой отрасли. Так, для индустрии высоких технологий существует льготный налоговый режим (вместо 31% налогов на прибыль от внешних инвестиций – максимум 15%, сниженная ставка налога на дивиденды), в районах национальных приоритетов промышленники получают государственные субсидии и платят муниципальный налог в уменьшенном размере. Стратегические инвесторы – мировые компании с общим оборотом более 13 млрд шекелей, при инвестиции в израильскую экономку на периферии минимум 600 млн шекелей получают полное освобождение от налогов в Израиле (http://www.az-sut.co.il/russian/14/55/article.html).
Только в третьем квартале 2009 года сектор высоких технологий в Израиле увеличил число работающих израильтян на 7–13% («Глобс», 26 октября 2009 г.). В одном из своих выступлений генеральный директор компании «Майкрософт» отметил, что возглавляемое им объединение в одинаковой мере можно считать американским и израильским, потому что израильские программисты внесли в новейшие разработки «Майкрософта» поистине неоценимый, очень большой вклад (http://www.lernerisrael.ru/auto/articles/0/50/text.html).
Отдельная фирма стремится увеличить объем экспорта своей продукции, чтобы расширить бизнес и получить большую прибыль. Когда же речь идет об экономике страны, увеличение объема экспорта – это прежде всего экономическая независимость, то есть жизнеспособность: средств, полученных от экспортных продаж, должно хватить на все нужды импорта. В этом отношении израильская экономика также добилась значительных результатов. Если в 1950 году доход от экспорта составлял лишь 14% от суммы, необходимой стране для приобретения товаров и услуг, то в 1960-м – уже 51% суммы, в 1980-м – 73%, 1990-м – 78%, 2000-м – 85%, а в 2008 году – 90%.
Недавно на инновационном конгрессе, который проходил в Алматы, выступал экс-министр науки и технологии Израиля, который рассказал об опыте Израиля по выходу на внешние рынки. Он отметил: «Мы для себя уяснили, что самое главное для того, чтобы Израиль выжил и выбился в число высокоразвитых стран, – нужна экспортная ориентация». Благодаря этому Израиль сейчас имеет очень хорошие позиции по сельхозпереработке, машиностроению, IT-технологиям. А по расходам на образование и науку Израиль занимает одно из ведущих мест в мире. Опыт Израиля показывает, что именно экспортная ориентация способствует успешному развитию отраслей экономики и ускорению научно-технологического развития в стране. И поэтому нам тоже нужна экспортная ориентация. Наши компании и в целом отрасли экономики не могут быть конкурентоспособными, не выходя на внешние рынки (http://www.dknews.kz/old/archive/20%2867%29/dialog/index.php).
Банк Израиля регулярно вмешивается в торги, пытаясь поднять курс доллара и помочь тем самым израильскому экспорту в США, но теперь беда пришла со стороны евро. Курс европейской валюты упал за два месяца более чем на 10% – с 5,70 шекеля до 5,11, и в результате ухудшились условия продаж израильской продукции в Европу, которые по объему равны экспорту в США.
По данным Центрального статистического бюро, экспорт израильских товаров в США в связи с укреплением шекеля вырос в последнем квартале прошлого года только на 5,6%, тогда как в третьем квартале 2009-го – на 45%. Экспорт в Европу вырос, соответственно, на 35 и 45%, но январское падение курса евро отрицательно отразится на показателях первого квартала нынешнего года. Экспорт в страны Азии вырос в последнем квартале прошлого года на 31,8%, тогда как в третьем квартале рост составил 102,2% (http://www.isra.com/news/120806).
«Еврейские мозги» и не только
В последние два года Израиль, как и остальные страны мира, борется с тяжелыми последствиями мирового экономического кризиса. Вместе с тем именно на фоне глобального кризиса израильской экономике представился шанс продемонстрировать ее преимущества относительно других стран мира. К концу 2009 года в израильском хозяйстве ощущаются признаки оживления. Застой тормозится, повышается процент экспорта, наблюдается рост ВНП (Израиль является практически единственной западной страной, где на протяжении 2009 года не было зафиксировано отрицательного прироста). Внешние инвестиции продолжают поступать, и наблюдается также умеренное снижение уровня безработицы.
Стабильность израильских экономических структур можно объяснить несколькими факторами.
1. Израиль превратился из государства с социалистическим уклоном в современное государство с высоким уровнем экономического развития. Этот успех можно связать, среди прочего, с «еврейскими мозгами», наличием образованных и качественных рабочих кадров, а также с широкой внешней поддержкой, которую получало государство на протяжении всех лет его существования от евреев всего мира. По указанию управляющего Государственного банка Израиля Стенли Фишера, еще в 2007 году было начато использование бюджетных резервов для снижения государственного долга.
2. Особенности финансовой системы. Следует помнить, что кризис начался с существенного послабления условий получения ипотечной ссуды в США, вследствие чего финансовые системы оказались несостоятельными. Ипотечная политика в Израиле сильно отличается от той, что была принята в США. Здесь не утверждают ипотечные ссуды (машканты) людям с низкой способностью возврата, и поэтому не раздулся пузырь цен на недвижимость.
3. Отсутствие сложных финансовых продуктов, обладающих высоким риском, которые создали обвал на американском рынке недвижимости. По словам г-на Рони Хизкиягу, инспектора банков («Биржевой журнал», июль 2009 г.), «израильскую силу устойчивости против кризиса следует приписать именно консерватизму банковской системы».
4. Общественное поведение. Вследствие центрального положения банковской системы в Израиле, ее централизма и консерватизма эта система приобрела доверие общества. По этой причине здесь не произошел эффект домино, который привел к окончательному крушению финансовых учреждений в других местах.
5. Другая культурная особенность связана с менталитетом израильского потребителя: уровень задолженности домашних хозяйств в Израиле, особенно в области машканты, весьма низок.
И, наконец, вдобавок ко всем преимуществам можно указать способ противостояния Государственного банка Израиля финансовому кризису: в то время как другие страны вливают тысячи долларов в свое хозяйство, управляющий Госбанка Израиля Стенли Фишер решил бороться с проблемой с помощью механизма понижения и повышения учетной ставки. Несмотря на это инфляция осталась приемлемой (4%) (http://www.il4u.org.il/Israel/AboutIsrael/Economy/NewsEconomy/Dynamics_of_success.htm).
Итак, природа «израильского экономического чуда» состоит в редком сочетании мощного притока рабочей силы в результате массовой репатриации, с одной стороны, и капитала – с другой. Так, каждая из волн алии оборачивалась вначале тяжелым бременем для израильской экономики, но затем, когда новые репатрианты занимали свое место в производственном цикле страны, становилась ее удачей (http://www.az-sut.co.il/russian/14/55/article.html).
«Израиль, крошечная страна, население которой состоит из иммигрантов, раздираемая бесконечными войнами, – пишет исполнительный директор Института Джорджа Буша и заместитель государственного секретаря по публичной дипломатии и общественным вопросам Джеймс Глассман, – сумел занять первое место среди других стран в сфере высоких технологий» («Уолл-Стрит Джорнал», 23 ноября 2009 г., http://www.lernerisrael.ru/auto/articles/0/50/text.html).
«В начале 1951 года Израиль впервые выступил на мировой арене, направив четырем союзным державам две ноты, в которых указывалось, что еврейские требования, касающиеся возмещения ущерба новой Германией, определены суммой полтора миллиарда долларов, из которых половину должна выплатить Западная Германия и половину – Восточная. Эта сумма основывалась на следующих расчетах: Израиль принял около 500 000 евреев, и экономическая реинтеграция одного беженца стоила примерно 3000 долларов. Спасая этих жертв нацизма и приняв на себя огромные финансовые расходы, Израиль считает себя вправе предъявить эти требования от имени еврейского народа, хотя и без законной основы, так как еврейского государства не существовало во времена нацистского режима. Соглашения были подписаны 10 сентября 1952 года в Люксембурге. Германию представлял канцлер, Израиль – министр иностранных дел Моше Шарет. Из воспоминаний Шарета: «Когда утром в день моего прибытия я нанес визит премьер-министру Давиду Бен-Гуриону, он подошел ко мне с торжественным видом: «Мы с тобой имели счастье увидеть два чуда: создание государства Израиль и подписание соглашения с Германией. Первое сотворил я, второе – ты» (http://cagal.clan.su/load/5-1-0-74).
Комментариев пока нет