Что делать?
Интернет-пространство Казахстана, несмотря на тенденцию к всеобщей унификации, стиранию привычных границ, продолжает жить своей отдельной жизнью. С одной стороны, ему присущи болезни роста, как и во многих других государствах, с другой — разные взгляды властей, провайдеров интернет-услуг, рядовых пользователей, проблемы поиска баланса между магистральным путем развития человечества и сохранением своего «я». Exclusive предложил ряду отечественных экспертов высказать свою точку зрения на этот счет.
1. Можно и нужно ли контролировать интернет-пространство?
2. Что нужно сделать для развития Интернета в стране?
3. Каким вы видите Интернет Казахстана в будущем?
1. И-нет как виртуальный «забор» технически невозможно контролировать, даже обычный забор невозможно контролировать, если он физически растянут на всю площадь земного шара. Кто-нибудь ночью да напишет что-нибудь неприятное. Нет таких ресурсов ни у одного государства для контроля И-нета. Но его и не надо контролировать. В эпоху информационной революции и формирования глобального информационного общества это все равно что тратить зря силы, нервы и энергию на борьбу с объективным законом всемирного тяготения. Более важно сконцентрировать усилия на выявлении деструктивной, несистемной информации и генерировать альтернативную ей системную информацию, чтобы любой человек, наделенный разумом, мог определить истину. Конечно, до этого надо дорасти духовно, не желать того, чего нельзя желать по объективным причинам. Тогда тебе нечего будет стыдиться или бояться информации о себе. Легче и правильнее обратиться в суд, если, конечно, он правовой, чем пытаться плыть против течения или отменять объективные системы и закономерности их развития.
2. Развивать систему образования и науки, чтобы повысить компьютерную грамотность обычных пользователей и возродить научно-технический прогресс в обществе (исследования и инновации). Тогда будет развиваться экономика, а творчество людей по генерированию контента И-нета домена KZ будет вознаграждаться по достоинству.
3. Казахстан, как открытое гражданское общество с правовым государством, будет однозначно «интеллектуальным», то есть информационным обществом, основанным на «экономике знаний». А И-нет будет интеллектуальной платформой как для обмена товарами (ресурсы, продукты, услуги, права и идеи), так и для управления обществом (электронное правительство). Благодаря И-нету у нас будет новая политическая система с полиархическим политическим режимом непосредственного, а не представительского участия населения в общих делах государства.
Алена Аукенова, главный редактор интернет-сайта Gazeta.kz
1. Контролировать интернет-пространство — занятие для упорных и не слабонервных. Потому что единый монополист-провайдер (такой как «Казактелеком» в РК) может блокировать определенные сайты, однако никто не отменял прокси-серверы и иные не такие традиционные для большинства населения типы браузеров, но уже начинающие победное шествие по стране, которым нипочем любая блокировка. Самый простой пример — браузер Opera, который совершенно беспрепятственно позволяет заходить на ресурс Livejournal.com, заблокированный под Explorer. У той части общества, которая состоит из активных юзеров, правозащитников и оппозиции (все три сегмента активно пересекаются и накладываются друг на друга), поправки в законодательство по данному вопросу вызывают крайнее раздражение. Организовано движение «За свободный Интернет», которое начало выпуск серии роликов по инструктированию обхода блокировок в Сети (см. www.kaznet-freedom.org и видеопортал Youtube).
Кроме того, многие независимые интернет-сайты не просто блокируются, но время от времени становятся мишенью для хакерских взломов и DoS-атак. И в то же время нелегальные и существующие вне закона казахстанские сайты интим-услуг работают спокойно и бесперебойно. Из этого можно сделать лишь один вывод: контролирование Сети в РК — инструмент исключительно политического влияния. Хотя само приравнивание всех интернет-ресурсов к СМИ по крайней мере странно. Если у вас на кухне собрались гости, обсуждая те или иные шаги власти или тех или иных ее персонажей, — будет ли это свидетельством того, что вы организовали политическое движение или партию? То же самое и с сайтами: если люди в блогах или на форуме обмениваются той или иной информацией по части властных коридоров, называть ресурсы, на которых они резвятся, СМИ — величайшая глупость.
Не так давно стало известно о том, что в РК независимой интернет-ассоциацией создается комиссия по информационным спорам. Задача комиссии — защита прав пользователей Интернета и решение в досудебном порядке всех споров в казахстанском сегменте Всемирной сети. Что волнует правозащитников? В первую очередь то, что в республике могут начаться судебные процессы над блогерами и прочими, мало или вовсе не фильтрующими свои речи в Интернете, пользователями. Кто-то из экспертов предлагает создать Этический кодекс пользователя Казнета, для саморегулирования системы. Кто-то — единую Конвенцию по Интернету, подобную Конвенции по морскому праву, чтобы она, как и любое международное соглашение, встала бы выше национального законодательства. Однако президент интернет-ассоциации Шавкат Сабиров утверждает— небезосновательно, кстати, — что после приравнивания блогов к СМИ падения и уменьшения трафика не произошло. Контент продолжает расти даже несмотря на необходимость модерирования сообщений. Но не все так однозначно.
Что делать со случаями провокаций? Ведь именно благодаря им существует часть веб-сообщества, которая обеими руками за ужесточение ответственности и модерацию. Свежий пример из собственной практики. Одна из казахстанских блоговых платформ, взяв с сайта Gazeta.kz первый абзац материала, вывесила его у себя, указав автора и источник (без гиперссылки, разумеется, потому что последняя привела бы на оригинальную статью, полностью отличающуюся от опубликованной в этом блоге), но подверстав ниже абсолютно другой текст. И, конечно, такого содержания, за которое героям статьи нужно сразу подавать в суд, однако источник указан и, значит, все претензии к Gazeta.kz, а не к безвестному блогеру.
Поэтому регулирование и вопросы разрешения тех или иных конфликтов тоже должны иметь право на существование. И все же не стоит забывать: если РК председательствует в ОБСЕ и строит демократическое общество, то от драконовских мер нужно уходить, и от ущемления прав граждан на информацию — тоже.
2. Мне кажется, что ничего, кроме удешевления доступа к Интернету и компьютерной техники. Дальше жизнь сама научит, заставит или подтолкнет.
3. Таким же, какой он во всех других странах, — всеобъемлющим, с массой сервисов и услуг посредством Сети, разветвленными социальными сетями, блог-платформами, почтовыми сервисами, интернет-магазинами и настоящим, действующим электронным правительством.
1. Да, но в определенной степени. Контроль нужен для того, чтобы в Сети не было пропаганды насилия, межнациональной и межконфессиональной розни. Подобного рода контроль можно осуществлять законодательным путем, введя соответствующие нормы в законодательство.
2. Для развития Интернета необходимо снять ограничения в виде приравнивания веб-сайтов к СМИ. Это первое. Во-вторых, нужно прекратить блокировку сайтов, которые публикуют материалы, отличающиеся от официальной точки зрения. Все равно продвинутые пользователи Интернета найдут способ обойти эту блокировку. В-третьих, нужно реализовать программу компьютеризации школ. В-четвертых, надо обеспечить доступ к Интернету селян и малообеспеченных слоев населения городов, организовав курсы обучения компьютерной грамотности и интернет-клубы при акиматах. Кроме того, следует разработать отечественные почтовые сервисы наподобие mail.ru и поисковые системы. Причем это можно осуществить силами казахстанских специалистов, не привлекая людей из-за рубежа и не тратя огромные средства на это. Кстати, об этом давно говорят в правительстве, но воз и ныне там. А деньги, отпущенные на разработку данных продуктов, неизвестно где. И, наконец, следует снизить оплату за пользование Интернетом и ограничить монопольную деятельность «Казактелекома» на предоставление доступа к Интернету.
3. Интернет станет не только самым влиятельным информационным ресурсом, но и превратится в средство коммуникации людей. В будущем, как мне кажется, будет преобладать мобильный Интернет. Интернет будущего на самом деле станет Всемирной паутиной, посредством которой люди будут общаться, познавать мир, приобретать знания, читать. Через Интернет будет осуществляться оплата за товары и коммунальные услуги, телефон и т.д. Словом, без Интернета никуда. Интернет станет неотъемлемым правом человека. Кстати, Финляндия и Эстония уже включили Интернет в список прав и свобод человека. Я голосую за это.
1. Поскольку современное развитие технологий, в том числе телекоммуникаций, стремительно растет, все больше и больше становясь частью нашей повседневной жизни, то это неминуемо затрагивает и нашу безопасность, в том числе и личной жизни. Как, например, банковская информация и данные о себе. В этих случаях необходим определенный контроль. Однако Интернет — это бурно и стремительно развивающееся свободное пространство, которое вряд ли способно нести в себе скрытую угрозу. 2. В первую очередь начать с демонополизации рынка, а именно с создания естественного поля для конкуренции с возможностью проникновения международных игроков. То есть разграничить права «Казактелекома» как единого оператора и монополиста по предоставлению интернет-услуг и дать возможность игрокам на рынке свободно развиваться. Это самое первое условие для развития казахстанского Интернета — честная конкуренция, которая приведет к улучшению качества предоставляемых услуг, снижению цен, увеличению скорости и предоставлению еще большего спектра услуг. Во-вторых, необходима отмена антиконституционного закона об Интернете, приравнивающего его к СМИ. Фактор приравнивания пользователя к журналисту с риском иметь многомиллионные иски от властей или депутатов создает условия для самоцензуры. Следствие — пассивное отношение к интернет-услугам, в которых немалое место занимают блоггинг, наличие страничек, размещение видеосюжетов, частные расследования и т.д. 3. В первую очередь свободным, когда будет отменен закон об Интернете и когда каждый пользователь без оглядки и страха сможет писать в своих дневниках все, что ему хочется. В будущем я вижу вместо одной компании с одной продукцией сотни аналогов «Мегалайна» и компаний, предоставляющих самые разнообразные услуги самого разного качества по самым разным ценам. Надеюсь, что в перспективе Интернет вообще станет свободным и бесплатным. Компании, предоставляющие услуги, будут размещать рекламу и за счет этого «отбивать» бюджет. Надеюсь, что в самолетах «Эйр Астаны» и в поездах наконец-то появится Интернет, как это есть уже во многих странах. Также должен появиться Интернет в общедоступных местах. Интернет должен стать частью нашей жизни, каждого жителя страны, невзирая на социальное положение.
К сожалению, ситуация в казахстанском сегменте Интернета очень печальна. По уровню развития мы приблизились к стандартам нашего соседа Китая, где осуществляется тотальный контроль и блокировка сайтов. Наше движение регулярно отслеживает и производит мониторинг блокируемых в Казахстане сайтов. Так вот, основное большинство из них подвергается ДОС-атакам либо напрямую блокируется. Мы неоднократно отправляли запрос в АИС с просьбой разъяснить, в чем дело, но АИС так и не смог дать вразумительного ответа. К сожалению, контроль со стороны властей за интернет-пространством не стимулирует развитие Казнета и, куда хуже, ущемляет права людей на свободное получение информации.
Как движение «За свободный Интернет» мы категорически против, поскольку слежка и контроль будут осуществляться в первую очередь за политической составляющей контента казахстанского сегмента Интернета, а не в той области, где контроль действительно нужен. Скорее всего, определенный контроль нужен, но он должен носить характер законодательной инициативы, как, например, в Европейском союзе, где есть закон о киберпреступлениях. В Казахстане же ввели закон об Интернете, который фактически приравнивает Интернет со СМИ, что уже само по себе нарушение прав пользователей, так как Интернет не должен и не может быть приравнен к СМИ. Все это является попыткой ввести цензуру или самоцензуру на право выражения мнения или свободу высказывания, что тоже еще больше тормозит развитие Интернета.
Это два основных фактора. Конечно, можно говорить о том, что «Казактелекому» необходимо улучшать качество и внедрять новые стандарты технологий, но все это мартышкин труд в условиях глобальной монополии, где в первую очередь страдает клиент и качество услуги. Чего стоит монопольное положение «Казактелекома» при пользовании услугами его продукта «Мегалайна»? Это постоянные сбои в сети, бесконечные очереди в отделениях «Казактелекома», месяцы ожидания подключения к Интернету, низкий уровень работы сервисного бюро. Одним словом, Советский Союз. Тогда как в развитых странах есть выбор операторов, подобно выбору ресторанов или одежды. Наличие выбора всегда дает возможность отказаться в пользу другого оператора. В Казахстане же это сделать невозможно, во всяком случае простому пользователю (физическому лицу), и поэтому он вынужден смириться с единственным оператором и его продукцией.
Комментариев пока нет