Кто на новенького?
Поддержать

Кто на новенького?

Магжан Куанышбаев, политолог


Уходящий 2008 год по праву можно назвать годом резкого замедления развития практически всех отраслей экономики Казахстана. Это коснулось и рынка слияний и поглощений (M&A), который, особенно в последние три-четыре года, развивался впечатляющими темпами. Так, если общая стоимость сделок на этом рынке с участием наших компаний в 2004 году не превышала
1 млрд долларов США, то уже в 2005-м данный показатель взмыл вверх до отметки 9 млрд. Примечательно, что на долю иностранных покупателей пришлось 76%. В 2007 году объем рынка M&A поставил новый рекорд — 13,2 млрд долларов США.
Но конец 2007 года и фактически весь 2008 год Мыши прошли под знаком глобального финансового кризиса. Сделки по слияниям и поглощениям пошли на убыль. С другой стороны, усилилось участие государства в этих процессах.
Если обратиться к цифрам, то за первое полугодие в республике было зафиксировано всего два десятка сделок (против 49 годом раньше) с общей оценочной стоимостью в 7,5 млрд долларов США. Основная их масса пришлась на крупных игроков, тогда как компании со средней капитализацией представлены слабо, ввиду трудностей с финансированием, что повлекло за собой и пересмотр планов.
В отраслевом разрезе рынка M&A нефтегазовый сектор снова оказался в лидерах, хотя не в тех внушительных размерах, как прежде, — 35% от общего стоимостного объема заключенных сделок (в 2005 году, например, этот показатель доходил до 90%). За ним следует горнодобывающий комплекс с долей в 33%. Если же проводить анализ отраслевой структуры рынка исходя из количества сделок, то здесь эти две отрасли меняются местами. Такую активность можно объяснить просто — рост инвестиционной привлекательности активов в сырьевых секторах.
Среди самых значимых здесь можно выделить покупку НК «КазМунайГаз» 51% акций АО «Мангистаумунайгаз». Сумма сделки оценочно составляет 2,3 млрд долларов США. Ранее премьер-министр Карим Масимов заявлял о возможности приобретения 70% акций указанного предприятия. Но обращает внимание другое: согласно официальным заявлениям, ММГ принадлежит индонезийской компании Central Asia Petroleum Ltd, среди бенифициаров которой фигурировал Рахат Алиев. То, что в процессе принятия экономических решений в нашей стране то и дело преобладают не экономические, а политические мотивации, является секретом Полишинеля. Соответственно нельзя исключать, что за покупкой контрольного пакета ММГ превалировала задача лишить опального зятя нефтяных активов.
Серьезную сделку провернул другой гигант отечественной промышленности, на этот раз горнорудной, — корпорация «Казахмыс» во главе с нашим соотечествеником из списка «Форбс» Владимиром Кимом, приобретшая Экибастузскую ГРЭС-1 и угольный разрез Майкубен Вест. Сумма контракта составила 1,5 млрд долларов США. «Казахмыс» увеличил также свою долю в ENRC, которая достигла 25,02% от общего объема размещенных акций ENRC. Таким образом, Казахстан усиливает государственное влияние в горнорудной отрасли, а также диверсифицирует свой инвестиционный портфель, сокращая зависимость от колебаний мировых цен.
Что касается финансово-банковского сектора, то снижение количества сделок в нем также можно объяснить нестабильностью на мировых финансовых рынках, вследствие чего многие банки второго уровня столкнулись с проблемами ухудшения кредитного портфеля, дефицита внешних заимствований, ликвидности.
В числе крупнейших событий в этом сегменте рынка заслуживает внимания покупка южнокорейским «Kookmin Bank» 50% акций «Банка ЦентрКредит». Кроме того, произошла сделка по приобретению доселе неизвестным «Alnair Capital Holding» из Объединенных Арабских Эмиратов 25,15% акций «Казкоммерцбанка».
Вокруг этой, последней, сделки в СМИ циркулировали различные версии, начиная от резонов привлечения дополнительных внешних финансовых ресурсов в банк вплоть до предположений, что за арабским фондом проступают интересы Астаны. Ведь не секрет, что в последние годы правительство республики активно занято укреплением своих позиций в экономике. Речь здесь прежде всего идет о трех столпах: крупных добывающих комплексах как основном источнике формирования госбюджета и образования сверхприбылей, естественных и инфраструктурных монополиях, обеспечивающих стабильное функционирование реального сектора, и, наконец, банковском секторе, через который происходит денежный оборот. По первым двум позициям можно констатировать, что контроль государства де-факто установлен. Следующие и последние в очереди — банки второго уровня, по крайней мере те из них, которые, во-первых, играют системообразующую роль, во-вторых, подконтрольны людям самостоятельным, а следовательно, не сильно зависимым от власти.
Отчасти данная догадка получила подтверждение под занавес 2008 года, когда правительство в рамках антикризисного плана объявило о намерении стать крупным акционером четырех системообразующих банков Казахстана: «Альянса», «БТА Банка», «Народного банка» и «Казкоммерцбанка». Эта новость также вызвала немало догадок. Хотя утверждалось, что государственный фонд «СамрукКазына» будет владеть 25% каждого банка, причем на временной основе, однако и этого достаточно, чтобы иметь возможность влияния на принятие решений и другие операционные механизмы.
Между тем объекты для покупки в Казахстане присматривали и европейцы, например банковская группа Австрии «Raiffeisen», и россияне в лице второго по величине в РФ «Внешторгбанка». Ранее другой крупный игрок — «Сбербанк России» — приобрел средний по величине «Texakabank». Вместе с тем в числе масштабных сделок, совершенных в 2008 году, стоит отметить покупку российской инвестиционной компанией «Тройка Диалог» казахстанской «АЛМЭКС Эссет Менеджмент».
В других секторах рынка, таких, например, как транспорт, ритейл, недвижимость, особо крупных сделок зафиксировано не было. А вот в секторе телекоммуникаций можно отметить приобретение Национальным научно-технологическим холдингом «Самгау» 49,99% акций АО «Агентство «Хабар» — собственника эфирных телеканалов «Хабар», «Ел арна», национального спутникового телеканала «Caspionet», а также радио «Хабар». Приобретение указанного пакета было реализовано через проведение специализированных торгов на организованной торговой площадке.
Если рассматривать казахстанский рынок M&A c точки зрения страновой принадлежности участников сделок, то, в отличие от предыдущих периодов, в 2008 году можно констатировать факт высокой активности отечественных инвесторов. В совокупности локальные сделки с участием исключительно отечественных компаний и сделки по покупке нашими инвесторами активов за рубежом составляют около 90% от всего объема рынка, причем на долю локальных сделок приходится 78%.
Рынок M&A — важный индикатор эволюции бизнеса в нашей стране и вовлечения Казахстана в процессы международной кооперации. Дальнейшее его развитие, особенно с точки зрения качественного изменения структуры, эксперты связывают с такими отраслями, как горнодобывающий сектор, ритейл, сегмент сервисных компаний. В частности, последние два сектора сегодня представлены значительным количеством компаний малой капитализации, а формирование ключевых игроков рынка только происходит. На фоне устойчивого интереса иностранных игроков именно к этим сегментам конкуренция обещает усиливаться, что подвигнет часть компаний к пересмотру стратегических планов развития. Что касается нефтегазового и горнодобывающего секторов, то инвестиционная привлекательность их активов в долгосрочной перспективе должна возрастать, при том понимании, что нынешнее падение мировых цен на энергоносители или металлы — временное явление, которое несущественно повлияет на общую картину.


Согласно исследованию, проведенному инвестиционным банком UBS и Бостонской Консалтинговой группой (BCG), в 2009 году рост количества крупных сделок M&A может стимулировать финансовый кризис. Эти транзакции способны преобразовать структуру ряда отраслей мировой экономики и значительно повлиять на общий расклад. При этом оценочные показатели стоимости активов привлекательны для многих потенциальных покупателей, однако воспользоваться шансом будет непросто. Свыше 50% компаний встретили внутренние и внешние препятствия для крупных сделок, включая необходимость сосредоточиться на поддержании рентабельности, а не роста, и ограничении финансирования.
Около трети компаний (в исследовании приняли участие свыше 160 исполнительных директоров и топ-менеджеров  публичных компаний стран ЕС) намерены осуществить крупные приобретения в 2009 году, 43% полагают, что на рынке будут проходить сделки, которые преобразуют структуру их отраслей по примеру кризисов 1930-х и 1970-х. Также 58% ожидают, что увеличится число сделок по реструктуризации с активной распродажей и ликвидацией бизнес-подразделений. Исследование также показало, что за последние 12 месяцев 73% компаний не изменили свои планы на рынке M&A (51%) или запланировали рост активности (22%). И лишь 15% полагают, что сделки M&A сейчас несут повышенный риск.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *