Астана отвоевывает у Алматы сферу высшего образования
Поддержать

Астана отвоевывает у Алматы сферу высшего образования

Алтай Зуфарович Айтмагамбетов только номинально пенсионер. На деле это красивый, стройный молодой человек, которому, в отличие от большинства его ровесников, некогда думать о годах и болезнях.

Первая встреча с Алтаем Зуфаровичем состоялась в коридорах университета МУИТ, где профессор Айтмагамбетов работает на кафедре компьютерной инженерии и телекоммуникаций, заведует секцией радиоэлектроники и телекоммуникаций. Пока мы общались, к нему подходили его молодые коллеги, здоровались студенты, кто-то из коллег напоминал, что сейчас все у ректора собираемся… Ему явно некогда предаваться стариковским рефлексиям. Вообще, возраст – это не про него.

Катори Синто Рю

В последний год, те, кто знает о его новом увлечении, обращаются к нему не иначе как Алтай-сан. Эта японская приставка к имени появилась неслучайно. Алтай-сан тренируется и изучает японское боевое искусство Катори Синто Рю. Имеет несколько сувенирных и тренировочных мечей — катана. Тот, кто разбирается, оценит. С одной стороны, это грозное оружие, с другой – символ. Символ благородного рыцаря, аристократа, который никогда не поднимет руку на слабого, и использует меч только в случае защиты от врагов. В свободное время он любит читать книги Робина Шармы о самураях, об их образе жизни, японской культуре.

Занятия проходят чаще по вечерам, после работы. Я спросила Алтай-сана, мол, откуда он находит силы после работы еще ехать на тренировки? Другой бы на его месте пошел домой, лег на диван с чувством выполненного за день долга, и, вообще, сильно бы себя жалел и берег силы. А он – с утра на йогу, вечером – на тренировки. Он ответил, что ждет эти тренировки, и с удовольствием приходит в зал, потому что эти упражнения снимают усталость суматошного рабочего дня, переключают человека в состояние умиротворения, придают энергию.

По его словам, Катори Синто Рю — чисто самурайские практики, которые появились более 600 лет назад. Это искусство владения мечом. «Друзья знают, что я неравнодушен к Японии, и подарили мне меч. Меч у меня был давно, а боевым искусством занялся относительно недавно, когда увидел объявление о наборе в группу. У меня две книги по Катори Синто Рю. Одну мне купила племянница из Германии, вторую мне подарил друг – японский профессор», — рассказывает Алтай-сан.

В книгах есть описания приемов, существуют видео по этому виду единоборства. Типовые упражнения — одиночные, либо в паре. На основе этих упражнений все строится. На квалификационных соревнованиях важно показать качество выполнения этих упражнений.

Москва советская

Алтай-сан провел 9 лет своей юности в Москве, где учился в Московском электротехническом институте связи сначала на инженера радиосвязи, а потом в аспирантуре. Студенческая жизнь была чудесной, вместе с ним учились ребята из Польши, Болгарии, Кубы, Германии, из стран Африки.

Это были романтичные годы, годы расцвета «Битлз», других западных музыкальных групп, студенты переписывали себе пластинки, которые привозили из-за рубежа иностранные сокурсники. В институте был свой театр эстрадных миниатюр, где он был фокусником. Самый популярный из его фокусов — когда в коробку помещали кошку, а вытаскивали цыплят. Цыплята были самой доступной по цене живностью, но их надо было кормить, они бегали по общежитию, жили недолго, поэтому надо было закупаться снова.

Во время учебы в аспирантуре Алтай-сан начал изучать язык, чтобы понимать содержание научных статей по радиоэлектронике на японском языке. Занимался три раза в неделю по 3 часа. Японцы в то время были редкостью в СССР, так что реальных «инженерных» японцев он увидел спустя почти 25 лет во время зарубежных поездок на конференции, а в последние 10 лет общался с ними и в Японии. А с 1995 года, когда он работал на предприятии министерства связи, стал посещать Всемирные конференции радиосвязи Международного союза электросвязи в Женеве, где обсуждали проблемы новых радиотехнологий.

Алтаю Зуфаровичу повезло пройти стажировки по новым технологиям телекоммуникаций в США, Франции, Бельгии, Китае, Греции, Швейцарии. Он посетил ряд университетов Германии и Японии, где обменивался опытом с коллегами. Руководил НИР по государственной космической программе.

Горные лыжи

На лыжах начал кататься в компании друзей-связистов на горнолыжной базе Алматау еще в советское время. Вот уже почти полвека.

 

Сегодня ему компанию составляют и жена и дочь.
Катается весь лыжный сезон — с ноября по апрель. Зимой ради этого выезжает с друзьями в Альпы в разных станах — был во Франции, Австрии, Швейцарии и Италии.

Работа или пенсия?

Алтай-сан говорит, что у него даже не возникало вопроса работать или уйти с работы после выхода на пенсию. «Я не представляю себя копающимся в огороде на даче, это не для меня! Только в городе либо в горах на природе!», — говорит Алтай Зуфарович.
В Казахстане можно быть работающим пенсионером. Получать и зарплату, и пенсионные деньги. Говорят, что во многих странах, если ты работаешь, то пенсию уже не имеешь права получать. (Ну что ж, я надеюсь, что это право сохранится в Казахстане и тогда, когда я выйду на пенсию.)

Сегодня Алтай Зуфарович — профессор кафедры компьютерной инженерии и телекоммуникаций, заведующий секцией Радиоэлектроники и телекоммуникаций Международного университета информационных технологий (МУИТ). В его характеристике, подписанной ректором университета, отмечено, что многие из выпускников Алтая Зуфаровича «работают на руководящих должностях в госорганах и в ведущих телекоммуникационных компаниях и организациях нашей страны».

Он является членом Президиума Международной Академии Связи (МАС), Председателем Казахстанского отделения МАС, академиком Всемирной Академии наук комплексной безопасности, членом УМО по специальностям телекоммуникаций стран СНГ, членом рабочих групп Министерства информации и коммуникаций РК и Регионального содружества в области связи стран СНГ (РСС).

Под его руководством студенты МУИТ неоднократно завоевывали призовые места на республиканских и международных олимпиадах и форумах.

Йога

На йогу предпочитает ходить рано утром. Три раза в неделю. Один среди женщин. Редкий казахский мужчина советского воспитания, который оценил йогу по достоинству. Алтай Зуфарович говорит, что эта практика помогает ему привести в порядок суставы, ведь в йоге все происходит плавно, плавная растяжка тела.

Ровесники

Ровесники — это одноклассники, бывшие сослуживцы и просто друзья. Круг общения 8-12 человек, к сожалению, уменьшается. За последние 5 лет ушли трое. «Вместе отмечаем дни рождения в бане, юбилеи в ресторане», — рассказывает Алтай Зуфарович.

Цифру 70 не ощущаю

Алтай Зуфарович каждый день общается с молодыми коллегами и со студентами, находится с ними на одной волне. Также, как коллеги, загружен обязанностями по кафедре, готовится к лекциям, обязан дежурить, как все преподаватели, писать отчеты, вообще, выполнять всю бумажную работу, которой много пока в нашей системе образования. 

«Я себя считаю вечным студентом! Мне нравится общаться с молодыми, вспоминаю свои студенческие годы в общежитии. Стараюсь мотивировать их на общение с природой, особенно хочу приобщить молодежь к горным лыжам», — рассказывает профессор. Задаю ему вопросы — как он ощущает свой возраст, считает ли себя счастливым, когда был более счастлив — сейчас или в молодые годы? «Цифру 70 не ощущаю. Очень редко задумываюсь, что это немало, потом опять забываю. Считаю себя счастливым, благодарен Аллаху и родителям. Сравнить счастье в разные годы невозможно. Просто в каждое время свои радостные моменты».

Кажется, эта простая, но мудрая философия о том, что радостные моменты есть в любом возрасте, и является формулой счастья.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.