Их будут резать или стричь?
Поддержать

Их будут резать или стричь?

Все казахстанские предприниматели в последние месяцы жили в тревожном ожидании. Что будет с экономикой, как государство будет относиться к бизнесу в новых, более жестких экономических условиях и, главное – какой станет налоговая политика, от которой в огромной степени  зависит и жизнеспособность, и даже выживаемость бизнеса? По последнему пункту «туман», кажется, начинает рассеиваться. На днях в Астане был представлен  План мероприятий по увеличению  поступлений государственных доходов в бюджет Астаны на 2015-2016 годы, разработанный Департаментом государственных доходов столицы.

Он дает представление о том, как намерены действовать «мытари» в отношении предпринимателей, поскольку основные его положения вряд-ли не согласовывались с руководством всего налогового ведомства. Бизнесмены с трепетом ждали ответа на сакраментальный вопрос: их будут «резать» — или «стричь»? По плану выходит, что им можно перевести дух – новые налоговые инициативы, вроде бы, не должны угробить бизнес непереносимым давлением. Так что их будут «стричь» — пока.  Но очень тщательно, если продолжать использовать животноводческую терминологию — почти до самого «подшерстка»…

По словам руководителя ДГД по г. Астана А. Скакова, данный документ включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение самодостаточности столицы, увеличение  доходов консолидированного бюджета,  без разделения на местный и республиканский бюджеты, поскольку это является единой задачей.

План структурирован по нескольким направлениям:  организационная, медийная — и непосредственно фискальная работа. В последней выделены основные приоритеты: аналитическая работа; улучшение бизнес-среды; администрирование сбора государственных доходов; взаимодействие с уполномоченными органами; работа со СМИ. 

В целом план не предусматривает повышения налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, да это было бы бессмысленно в условиях явного снижения деловой активности, резкого ухудшения внешней конъюнктуры и доходов от экспорта. Поэтому   в нем делается акцент на совершенствование налоговых процедур и выявление тех потенциальных налоговых источников, до которых руки у мытарей не доходили годами. Использовать для этого «подметания сусеков» предлагают новые технологии.

Для улучшения бизнес-климата столицы  и  привлечения инвестиций предлагается  упростить бизнес-процессы для участников СЭЗ  «Астана Жана кала». Также ДГД считает необходимым провести углубленный анализ причин  неполной производственной загрузки компаний, низкого экспортного потенциала  отечественной продукции. Такую работу предлагается провести и по другим действующим проектам, которые реализуются через банки второго уровня и финансовые институты.

И здесь налоговиков понять можно. Миллиарды тенге уходят просто «в никуда». Например, А. Скаков приводил такой пример: в 2014 году наиболее крупные суммы бюджетных средств получили 126 налогоплательщиков на общую сумму 593,2 млрд.тенге. При этом 152 победителя с объемом госзаказов 169,1 млрд.тенге  имеют  коэффициент налоговой нагрузки ниже 1%. По сути, по ним уплаты налогов нет вообще! Что это за предприятия, у которых, по бумагам, вообще нет прибыли?! И как такие «эффективные менеджеры» вообще могут получать госзаказы? При этом 31% объема госзакупок столицы уходит резидентам других областей. Значит ли это, что в столице просто нет бизнесменов соответствующего уровня, или здесь явные признаки коррупции? Все это должно стать предметом для углубленного анализа.

Но даже здесь налоговые органы решают действовать осторожно, чтобы, не дай Бог, не допустить банкротства и закрытия таких субъектов бизнеса, вызвав тем самым повышение безработицы. Поэтому, в рамках создаваемых комиссий  будут проводиться  мониторинг и беседы с налогоплательщиками, получившими средства из бюджета,  на  предмет  полноты уплаты налогов и перевода их на электронные счета – фактуры. Предлагается также  введение практики заключения меморандумов с крупными победителями госзакупок, НПП и заказчиками, на предмет, как пишется в Плане «добровольного стремления  к оптимальному уровню налоговой нагрузки»…

Как пробудить совесть в наших бизнесменах, и есть ли она у них в принципе – вопрос скорее философский, чем экономический. Будет ли реальный финансовый эффект от предлагаемых столичным ДГД душеспасительных бесед – это еще вилами на воде написано. А ведь всем подразделениям налоговиков доводится план по сбору налогов и выполнять его они будут обязаны. Поэтому, наряду с задушевными беседами, в Плане предусмотрен и «кнут» для тех, кто получать из бюджета деньги любит, а налоги платить – ну никак!

— ДГД предлагает  публиковать на сайте Акимата  списки рисковых участников госзакупок, которые в комплексе нарушают строительные, трудовые, налоговые и другие нормы. Это создаст резонанс среди них и будет стимулировать всех участников вести свою деятельность в законодательном поле, –  со значением озвучил А. Скаков.

Другое предложение ДГД представляется более перспективным. Наша беда – «черный нал», огромный, неконтролируемый оборот наличных денег. Именно благодаря ему от 20 до 30 процентов бизнеса у нас существует в «серой зоне» и налогов вовсе не платит. Вот здесь и предлагают использовать новые технологии: наладить производство и сборку контрольно-кассовых машин (ККМ) нового образца с возможностью онлайн-передачи данных о денежных операциях на сервер органов госдоходов.  В свете исполнения поручения Главы государства о пропаганде местных товаропроизводителей, ККМ нового образца могут иметь бренд «Сделано в Казахстане». Но это, конечно, кремовый лепесток на торте – главное, что денежный оборот перейдет в безналичную форму и в онлайн.

Но это, очевидно, дело непростое и долгое, и одних усилий ДГД здесь будет мало. Вспомним, с каким скрежетом и тяготами внедрялись обыкновенные кассовые аппараты! А тут ККМ нового поколения… «Прошу поддержать данную инициативу и дать поручение соответствующим службам по проработке данного вопроса» – с таким обращением выступил руководитель ведомства к акиму города. Поэтому внедрения новой инициативы, видимо, придется ждать несколько лет – в лучшем случае.

Анализ  показал,  что из 30 743 агентов (работодателей) столицы   4 431 отражают  минимальную заработную  плату по  своим  наемным  работникам. Все знают, как и для чего это делается: для снижения социальных отчислений. Люди расписываются в ведомостях за меньшую сумму, а реальную зарплату получают «в конверте». По результатам оценки потери бюджета города в год составляют  до 1,4 млрд. тенге. Примерно такая же ситуация по всей стране.  В этих целях,  ДГД предлагает создать рабочую комиссию для проведения бесед с  лицами,  отражающими  низкую  заработную  плату, разъяснения  необходимости выплаты зарплаты цивилизованным способом через, так называемые, «зарплатные» проекты банков второго уровня. В целях координации  действий в решении этой проблемы,  руководитель департамента А. Скаков обратился к БВУ, НПП с предложением активизировать в столице деятельность по широкому применению «зарплатных» проектов.

Город недополучает  поступления в бюджет и от трудовых мигрантов. «С трудом верится, что из прибывших 102 298 человек, 75 тысяч  приезжают погостить на полгода или год в нашу столицу», — сообщается в докладе. В этой связи предлагается улучшение координации  работы и совместных мероприятиях с миграционной полицией.

Еще один неиспользуемый налоговый «ресурс» — земля. Здесь тоже, как говорится, «конь еще не валялся».В докладе руководителя ДГД были озвучены факты недостоверных данных о землепользователях.  «Столице необходима чистая база данных земель в разрезе граждан, субъектов бизнеса, госорганов.  И на сегодня  возникла  необходимость  в проведении сплошной  инвентаризации  земельных участков столицы», – заявил А.Скаков.Для решения проблем в справедливой оценке имущества и своевременной регистрации введенного жилья, ДГД предложено пересмотреть  подходы оценки имущества в налоговых целях в текущем  году.

Рис. с сайта Карикатура.ру

Анализ ввода жилья и его регистрации показал, что существует большой разрыв в этих показателях. Дом сдан, люди живут в нем годами, но он не зарегистрирован – поэтому владелец налогов не платит. Поэтому в Плане предлагается подвергнуть  ревизии такие ЖК и массивы, а также систематизировать процесс приемки, ввода в эксплуатацию жилых комплексов и строений.

«Нам  в столице необходимо  утвердить единый платежный документ по коммунальным услугам и налогам граждан для регулярного информирования о сумме задолженности через Единый расчетный центр. В этой связи, прошу рассмотреть вопрос выделения денежных средств для реализации данного проекта на базе ЕРЦ», – сказал А. Скаков.

Предварительные расчеты показывают, что при успешной реализации намеченных мероприятий дополнительно в бюджет могут быть мобилизованы около 25 млрд. тенге. Аким А.Джаксыбеков отметил правильность выбора приоритетных задач Департаментом, качественное исполнение  которого приведет к росту поступления в бюджет, что позволит решить множество задач по благоустройству и развитию города. Вот только бизнесу нужно правильно реагировать на пока еще вполне умеренные, лояльные действия налоговых органов. И не забывать, что в «мягкой рукавичке», с которой они пока подходят к задаче увеличения налоговых сборов, могут скрываться острые когти…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.