Рашид Нугманов: «Хватит с нас внутренней борьбы!»
Поддержать

Рашид Нугманов: «Хватит с нас внутренней борьбы!»

Глава нынешнего жюри кинофестиваля «Евразия», казахский кинорежиссер, сценарист, продюсер, художник, архитектор и общественный деятель Рашид Нугманов появился на встрече в 11.00, уже явно отработав несколько часов, – сосредоточенный, деловой. Валентина Владимирская специально для Exclusive расспросила мэтра, как ему удается справляться с пессимизмом в отношении к нашему кино и откуда он черпает энергию и деньги на кинофестиваль.

Никто не воспринимает наших звезд как звезд. Разве, после признания где-то в Европе, в США. Что с этим делать?

– Мне хотелось бы, чтобы люди прониклись любовью к «большому кино», не к «жвачке». Очень хорошо, что им хочется расслабиться – посмотреть трансформеров или «Отряд самоубийц». Ради Бога! Но! Вы сможете обогатиться, если посмотрите только настоящее кино. Вы другим человеком увидите себя. Сделайте такую услугу себе. И потом вы будете сами себе благодарны.

Мы будем приглашать наших звезд, включая спортсменов. Сколько внимания сейчас им уделено! И любой казахстанец гордится ими. Я надеюсь, что получится и у Головкина приехать. 10 сентября у него поединок, да? (Бой Геннадия Головкина и британца Келла Брука состоится 10 сентября в Лондоне) Я надеюсь, он победит и приедет. Мы бы здесь его с помпой встретили…

И он – неединственный. У нас много звезд. Их надо открывать! Мы – не открываем. Мы говорим заранее, у нас нет звезд, и – все. Что там Арман, что ли, или Арстан – звезда? – Да он во дворе бегал в трусах – какая звезда! – А он-то и есть звезда настоящая. Мы должны первыми их открывать. В подавляющем большинстве примеров люди чего-то добиваются в своей стране и уже потом выходят в мир. Возьмите Тимура Бекмамбетова. Прежде чем попасть в Голливуд, он стал известен в России. Голливуд дает им тысячи экранов – так сложилось. Но если завтра этот трамплин переместиться в Китай, все будут в Китае.

На чем основывается ваша вера в казахстанский кинематограф?

— На любви. К кино, городу, стране, близким и друзьям. И я хочу, чтоб другие тоже любили и верили. И если каждый будет это делать в меру своих сил и возможностей сердца, то мы увидим гораздо больше людей, которые полюбят Казахстан.

Академия – шаг на пути к тому, чтобы другие тоже поверили?

— Академия (Национальная академия кинематографических искусств и наук «Тулпар») не могла бы быть просто для раздачи пряников. Если бы не было главной задачи объединения кинематографистов, цеховой поддержки, воспитания чести и достоинства и, я не побоюсь слова, — любви, академия была бы очередной организацией, которая завтра сдохнет.

Назовите маленький кружок академиков, 3-4 имени.

— Я бы не хотел выделять кого-то. Но есть, конечно, инициативная группа, которая сразу резко поддержала эту идею и вызвалась быть учредителями. Те, с кем идею создания академии обсуждали, обкатывали – Сергей Азимов, Ардак Амеркулов, мой брат – Мурат Нугманов, оператор и опытный продюсер Анара Кашаганова. Нас поддержали: академия наук в лице Мурата Журинова выступила соучредителем, союз музыкальных деятелей в лице Айман Мусаходжаевой. Но это – не какие-то небожители. Академия – это площадка для тех, кто разделяет любовь к кинематографу и друг другу, и профессии. Многие из нас поддерживают мою идею создать очень-очень простой кодекс чести члена академии. Не такой, как в правительстве – из огромного количества пунктов. Пункта три, как у Айзека Азимова – Три Закона робототехники.

Типа: Не ври, Люби…?

— Да. И уважай. Поддерживай. Проявляй солидарность. – Хватит с нас уже этой внутренней вражды. Чего-то копают, очерняют, какие-то слухи… Когда вы внутри академии, оставьте своих тараканов за порогом. Возлюби ближнего.

Первоначально академия была связана с фестивалем?

— Нет. Причина создания академии – не участие в тендерах, а, кроме всего сказанного, создание своей премии «Тулпар».

Можно одну техническую деталь? Как члены академии будут голосовать по фильмам? Они разделятся по жанрам?

— Нет, у нас всего в год производится не больше двух десятков фильмов и поэтому разбивать их по жанрам не приходится.

В Америке производится несколько сотен картин и там – шесть тысяч академиков. Поэтому они первоначально разбиты на пять секций и статуэтка Оскара стоит на пяти бобинах. Все вместе они голосуют за лучший фильм. А вот за лучшего режиссера голосуют режиссеры, за лучшего актера – актеры.

Мы не можем даже принять основной принцип академий – на голосование принимаются картины, вышедшие в прокат в сезоне 2016 года. Тогда на руках у нас останется вообще 3-4 картины. Поэтому мы ставим условием публичные показы, даже если картины не достигли проката. Когда у нас в год будет 50, а лучше 100 картин, тогда мы примем условие проката.

Думаете, будет такое время?

Кто его знает. Может и не быть. Если в концепции развития кинематографа до 2050 года, которая сейчас — в работе Министерства культуры, предусмотрят действенные механизмы для привлечения частных инвестиций в кинематограф, тогда это возможно. Что для этого нужно? – Во-первых, нужные серьезные экономически привлекательные инициативы: освобождение от налогов: НДС, КПН.

Для инвесторов?

— Да. Не только казахстанских, но и зарубежных. Второе, необходима стратегия поддержки проката национальных картин в кинотеатрах. Третье, необходимо сделать региональную сеть. У нас около 70% кинозалов сосредоточено в Алматы, Астане и Актау. Ну, сейчас в Шымкенте большой мультиплекс строится. Большинство региональных центров, уж о маленьких городах не говорю, просто лишены кинотеатров. В Алматинской области знаете сколько кинотеатров? Один. В Талды-Коргане, двухзальный. Все. Больше нигде нет. Бауыржан Шакенов, директор кинотеатра «Арман», рассказывает, что привозят детей на автобусах из Каскелена и других городов мультфильмы посмотреть. Это же – абсурд! Почему не иметь небольшой кинозал на 150 человек? Дети в субботу-воскресенье посмотрят с апашкой, с родителями. Это и семью укрепляет. Ан нет, их надо везти через весь город.

Нас, казахстанцев, и так немного. А еще и большая часть не может пойти в кинотеатр, потому что его нет в радиусе 500 км. Если все так и оставить, у нас никогда не будет сниматься много фильмов и они не будут возвращать деньги. Значит, и инвесторы не будут в них вкладываться.

А на нынешнем кинофестивале есть спонсоры, инвесторы?

— Денежных пока нет. Мы ждем их. Есть наши партнеры: министерство культуры и спорта и серьезно помогает акимат Алматы.

Минкультуры выделило на тендер 140 млн тенге из бюджета. А в чем выражается помощь акимата?

— Акимат выделяет средства. Логистически помогает: площадки в городе брать, в переговорах с, допустим, Дворцом республики, на открытие и закрытие фестиваля по нормальным государственным ценам. Это хорошо, при нашем микроскопическом бюджете … На фестивале, пока я там директор, чтоб хоть одна тенге была нецелевого использования, безусловно, не будет. Строжайший контроль. И люди у нас работают больше на энтузиазме. Хотя мне хотелось бы видеть, что люди получают достойно за свой самоотверженный труд – у нас ребята работают без выходных и допоздна, но этой возможности нет сейчас. Надеюсь, в будущем, когда бренд построим – появится. Мы шлем запросы нашим компаниям: национальным и транснациональным, но – тяжелое экономическое время… Есть хорошие ребята, которые помогают услугами или товарами. Например, наша знаменитая ювелирная фирма Empire любезно согласилась изготовить призы к кинофестивалю за их счет.

Каким будет приз фестиваля?

– А вот через час мы едем это обсуждать. Они первые эскизы уже подготовили.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.