Искусство атакует
«Ночной полет»
Осень 2016 года подарила прекрасную возможность познакомиться с творчеством, наверное, одного из интереснейших казахстанских художников – Арманом Баймуратовым, или, как он сам себя называет, Арман Бай
Арман не является сторонником одного стиля, он демонстрирует свой талант с разных сторон. Будь то картины, скульптуры или кино. Многие его работы завоевали любовь и уважение на международных конкурсах.
«Девочка с веером»
Путь от дизайнера до художника, как, наверное, у многих людей творчества явно не начинался с бурных оваций и бросания золотых монет под ноги. В погоне за новыми знаниями, а именно заканчивая режиссёрский факультет, из-за нехватки времени Баймуратов начал отказываться от дизайнерских заказов, кормивших его. Как известно, наши люди отказов не любят, поэтому Байуратов больше года просидел без работы. И вот оно – счастливое стечение обстоятельств – друг Армана в шутку предлагает ему начать рисовать. И, чтобы не быть голословным, дарит пять холстов. А что случилось дальше, представить себе не трудно. Сейчас мы знаем Армана Баймуратова, как состоявшегося художника.
В большинстве работ Армана невозможно узнать Казахстан. Он не ставит целью узнаваемость национальных черт в каждой своей работе, наоборот, стараясь этого избежать. «Когда мы слушаем Вивальди, мы не думаем о том, что эта музыка именно итальянская. Мы просто наслаждаемся прекрасной музыкой» — объясняет художник. Но это не говорит о не любви к своим корням. Баймуратов выступает за национальный колорит в искусстве, но в рамках разумного. Сам же художник приводит такой пример: « Все любят торт. Но если есть торт каждый день на завтрак, обед и ужин, он станет для нас ядовитым и нарочитым. Во всем должна быть мера».
«Эхо»
На мир художник смотрит философски, что читается в каждой его картине, в каждом названии. Баймуратов строит грандиозные планы на будущее, в скором, планируя приступить к работе над несколькими проектами, с помощью которых рассчитывает рассказать нам о своих чувствах. Подробностями художник пообещал поделиться позже.
Как признается Баймуратов, на свои картины он смотрит через восприятие зрителей. Например, картина «Кепка», представленная в октябре на выставке «Молодец» в Кастеевском музее, не очень нравилась ее автору, до тех пор, пока не полюбилась посетителям. На той же выставке были представлены работы, некоторые из которых, как поделился художник, должны были показать, насколько практичны стали люди, и напомнить им, что когда-то все мы были детьми, но затем утратили детскую непосредственность. Искусству Баймуратов предъявляет свои критерии, главным из которых является атака. «Искусство должно атаковать, оно должно спорить!» — рассказывает Амран Бай.
«Молодец»
По его мнению, каждому художнику иногда нужно дурачиться, ведь иначе откровения не случается. А что такое откровение? Не то ли это состояние, которое способно раскрыть нам правду, обнажить чувства и напомнить о главном? Как говорит сам художник, можно быть кем угодно, лишь бы не с железобетонным сердцем.
Арман умышленно избегает похожести на кого-то. «Великие не стали бы великими, если бы копировали друг друга. Прошлый опыт – это достояние, но повторение прошлого может стать ошибкой для настоящего. Имя предопределяет судьбу, моё имя переводится, как «мечта», поэтому я просто не могу стоять на месте. Достаточно отличиться лишь на один процент, чтобы стать особенным» — уверен он.
Автор: Дарья Верендеева, фото: Дарья Верендеева
Комментариев пока нет