Сошлись фермер с банкиром
Что из этого выйдет? Выйти из этого может та самая рыночная инфраструктура, которой так не хватает сельскому хозяйству Казахстана: возможность наладить сбыт и найти финансирование.
Тимур Жаркенов является председателем правления союза независимых автобизнесов Казахстана. Он также член комитета малого среднего бизнеса в НПП Атамекен, а в прошлом 12 лет работал в банковской сфере. Арман Абильдаев – глава фермерского хозяйства «Айзере» и сооснователь «Жетысу Агро Инвест Парк» и кредитного товарищества «ЖетысуАгроИнвест», а еще директор арт галереи ТЦ «Жетысу-Семиречье».
Арман Абильдаев: — По статистике, 80% сельхозпродукции производятся малыми и средними хозяйствами и личными хозяйствами, и только 20% приходится на долю крупных сельхоз формирований. Мы хотим создать своеобразный консорциум мелких товаропроизводителей и представлять их интересы, помогать им преодолевать административные барьеры и привлекать длинные и дешевые деньги. Это будет форум потребителей и производителей сельхоз продукции. Мы хотим объединить и тех, кто производит сельхозпродукцию, и тех, кто ее потребляет.
Жаркенов Тимур: — Очень важно понять, что нужно поддерживать не сельское хозяйство, а те рыночные инструменты, которые его развивают. При этом нужно исходит не из того, что мы хотим делать и видеть, а из потребностей рынка. Где платят, туда и нужно идти. Необходимо отследить всю цепочку от создания продукта до конечного его потребления. Поэтому форум — это прежде всего диалоговая площадка. Мы хотим создать связь между потреблением и производством. Простой фермер вне этой цепочки. Он не знает, что сажать, в каком объеме и кому это продать, а уж тем более, как выйти со своей продукцией на экспорт. Как ни странно, но такого очевидного инструмента, несмотря на все программы поддержки, не существует.
Поэтому мы сейчас на базе рынка «Жетысу» создаем юридическую и логистическую основу в виде кредитного товарищества и СПК. Кредитное товарищество — это сильный инструмент, возможности которого не используются. По сути, это основа для кластера. Для банкиров, прежде всего, при финансировании ставка формируется, в том числе, за счет кредитного риска. Если получится замкнуть в рамках единого кредитного товарищества полностью всю цепочку от производства до потребителя, можно будет минимизировать самый ключевой риск. В чем проблема банка? Банкирам никогда не дают полной информации. Если это все формировать в рамках единой группы лиц, тогда цепочка добавленной стоимости будет прозрачна на каждом этапе.
Арман Абильдаев: Мы уже объединили семь хозяйств Алматинской области. И я уверен, что скоро нас будет очень много. Учитывая опыт Тимура в финансовой сфере и учитывая мой опыт в сельхоз отрасли, мы хотим создать оригинальный продукт. «Жетысу» расположен очень удобно для фермеров области. Вся инфраструктура рынка уже располагает возможностями для организации складов, холодильных камер, сервисных заготовительных центров. «Жетысу» концептуально готово к организации фермерского хаба.
Есть фермеры, которым не хватает средств и мы знаем, как помочь им получить им длинные дешевые деньги, благодаря чему они могут потом развивать свою производственную инфраструктуру. Но главная проблема фермера — это даже не деньги, это сбыт. В Советском союзе существовали сети заготовительных пунктов. Личные подсобные хозяйства знали, что они могут вырастить бычка, вызвать заготовителя и продать ему по нормальной цене. Люди могли выращивать и прогнозировать свой доход, они знали, что осенью у них будет урожай и за этот урожай у них будут деньги. На эти деньги они могут обучить своего ребенка, закупить уголь, закупить провизию и животных. Нынешние фермеры не знают, что будет с их урожаем. В лучшем случае, они отдают его перекупщикам за бесценок, в худшем — скармливают животным. Если мы, благодаря своей идее, сможем связать логистическую цепь, поле и стол наших хозяек, то это значит, что наша цель реализовалась.
Нынешнее состояние рынка таково, что крупный ритейл не хочет связываться с мелкими поставщиками. Но будь на их месте мы, мы бы поступили также – работать с мелким поставщиком очень трудозатратно. А вот если к ним придет крупный сельхоз кооператив, то это ритейлу будет выгодно.
Арман Абильдаев: Мы, казахи, генетически склонны к благодарности, но в наших условиях это приняло форму коррупции. Любой фермер, посещая любой госорган, считает, что надо подарить мешок картошки или согым. Без этого он не получит ни субсидии, ни дотации, ни длинных денег. Мне повезло — я кредитовался через дочернее подразделение Казагро без взяток, хотя практически не рассчитывал на это. Когда я рассказывают об этом фермерам, они мне не верят. Это тотальное недоверие и оно уже впилось как пиявка в наши мысли. Мы не собираемся идти с лозунгами, ругаться, искать виноватых. Никто не виноват. Виноваты мы сами. Возможностей много, но мы не умеем ими пользоваться. Фермеры боятся пользоваться госпомощью. Они кажутся себе маленькими, а государство огромным.
Жаркенов Тимур: — Фермеры даже мне не доверяют. Я для них – банкир, хоть и бывший. Поэтому с фермерами работает Арман. Он для них свой. Ну а я могу упаковать проект для банков и госструктур. Я в свое время был самым молодым директором филиала банка. В Казахстане очень развит менталитет маленького агашки. Как только ты стал агашкой, то сразу перестаешь вникать в детали. Я стал руководителем потому, что просто спускался в офис и смотрел, как работают менеджеры. Не нужно быть умным. Просто контролируй, как идет дело. Если оно делается как надо, то все будет работать. Госпрограммы, механизмы все есть.
Арман Абильдаев: — Одно из направлений нашего консорциума- образовательная программа. Здесь не надо никого заставлять. Если вы не хотите развиваться, то от этого толку не будет. Здесь надо показывать собственным примером или примером других. Должна быть история успеха. Если Иванов, войдя в состав нашего консорциума, добьется определенных успехов, то завтра его сосед придет к нам. Если будут очередные лозунги, то это не будет работать. У нас уже есть 400 контейнеров, готовых принять продукцию на временное хранение. Сейчас мы разрабатываем схему, где мы можем зарабатывать для общего консорциума определенные средства не в ущерб фермерским хозяйствам. То есть если это хозяйство на выходе своего хозяйства продает свой картофель по 60 тенге, соответственно мы ищем рынок сбыта, где можем продать картофель с добавкой в 10 тенге. Эти 10 тенге должны оставаться на поддержание, развитие наших бизнес структур. У нас уже есть договоренность с дочерними подразделениями Казагро о партнерстве и в первую очередь по облегченным условиям кредитования.
Насколько нам известно, аналогов такого консорциума пока в Казахстане нет
Комментариев пока нет