Глобализм, популизм и паллиатив – наше все
В информационном плане неделя получилась такая, что грех жаловаться. Теперь не только мы вспомнили, но и целый мир узнал про успехи государства. На поверку официальные казахи оказались большими оптимистами. Может, не все поголовно, но те, что приросли к рулю – точно.
Событие недели – Астанинский экономический форум. Это такой «казахский Давос» на темы глобализма, без которых руководители страны прямо спать не могут спокойно. Итак, на столичном Global Challenges Summit 2018 Нурсултан Назарбаев сообщил присутствующим, что бедность скукожилась в 13 раз – с 40% до 3%, а, застывший, казалось, на долгие годы уровень безработицы пал ниже 5%. Если память не подводит, то по последним официальным сводкам до 4,9%!
Вообще, президент как-то много говорил о бедных и богатых. «По данным ряда международных экспертов, более 80 процентов благосостояния, созданного в 2017 году, принадлежит всего одному проценту населения. Парадокс, но технологическая революция, которая должна была бы улучшать жизнь всех людей, выравнивать ее качество, на деле лишь с новой силой разгоняет маховик неравенства. Для преодоления всех этих вызовов назрела необходимость выстраивания новых эффективных механизмов диалога между государствами обмена знаниями. Формат G7, G20, на которых мне приходилось неоднократно участвовать, на наш взгляд не охватывает глобальное мнение мира. Поэтому мы выдвинули идею G-Global», – заявил Назарбаев на АЭФ.
Эту всемирную инициативу правящая верхушка обкатывает давно и, как видно на сегодня, по-прежнему безуспешно. Наивный рядовой казах отчего-то убежден, что, если отбросить в сторону бедность в планетарном масштабе, не воровать и параллельно продвигать здоровые, внятные экономические, политические реформы внутри страны, то, возможно, тогда и бравурные речи будут не слишком сильно диссонировать с суровой действительностью. Может, тогда лидеры G7 или G20 и обратят внимание на опыт Астаны.
Также глава государства в ходе дискуссии сказал: «В СССР было 15 республик, Казахстан находился где-нибудь на 12-13 местах. После Российской Федерации на втором месте была Украина. Сегодня на втором месте находится Казахстан: по экономике, по темпам и так далее. Конечно, есть трудности. Отвечаю на ваш вопрос. Все очень бурно развивается и всем тем, что мы делали, видимо, готовились именно к такому бурному развитию, к которому сейчас подошли. Поэтому говоря словами господина Черчилля: пессимист во всем ищет плохое, а оптимист ищет хорошее. Я считаю, что казахстанцы – оптимисты».
Безусловно, хорошо быть оптимистом на фоне сообщений о росте цен на нефть. А она всю неделю упорно растет, благодаря геополитическим траблам. Но скептики почему-то сталкиваются с одним и тем же отечественным мегатрендом. При высоких ценах на углеводороды про реформы и диверсификацию власть едва вспоминает, а как только ценники обваливаются, то населению говорят: «Денег нет, но вы держитесь».
Из гостей АЭФ-2018 запомнился недавний президент Франции, социалист Франсуа Олланд, который предметно заострил внимание на растущем социальном разрыве между богатыми и бедными.
«Единственным решением неравенства в наиболее бедных странах является то, что мы должны правильно организовать политику развития. Инновации могут являться ключевым направлением политики борьбы против неравенства, – заявил Олланд и продолжил. – В развитых странах мы констатируем, что появляется большой разрыв между акционерами, руководителями предприятий и работниками. Это может повлиять на модель экономического развития большинства предприятий, если мы не поменяем этот феномен. Это предполагает то, что существует правило распределения дохода. Нужно ограничивать прибыль руководителей и акционеров. Налоговая политика может еще больше усугубить неравенство, в то время, когда она должна принести гармонию на мировом уровне».
Хорошо, что бурно развивающийся Казахстан не совсем доразвит до уровня той же буржуазной Франции. Иначе слова левого политика можно было бы отнести и на счет казахстанских руководителей, чьи ближайшие родственники и знакомые по роковому стечению обстоятельств давно оккупировали рейтинги журнала The Forbes.
Если же говорить о налоговой политике непосредственно в Казахстане, то отдельные отечественные финансисты, даже будучи оптимистами, сомневаются в ее существовании. Вернее, в том, что обновление норм Налогового кодекса и есть уже какая-то понятная политика.
Допустим, на неделе депутаты интересовались, а планирует ли правительство переходить от пропорциональной, плоской шкалы ИПН к прогрессивной. То есть, чтобы миллиардеры платили как миллиардеры, а все остальные, как люди, не обремененные банками, корпорациями, месторождениями, акциями, офшорами и прочим утомительным барахлом.
После некоторых блужданий вице-министр национальной экономики Руслан Даленов все-таки ответил: «Внедрение прогрессивной шкалы ИПН – это предложение сейчас рассматривается, было поручение дать свои предложения совместно со всем бизнес-сообществом. Проводятся аккуратные расчеты. Возможное введение и срок предоставления такого анализа – это август текущего года».
Вероятно, осень покажет, что члены правительства – социально ответственные граждане и внимали последним речам о недопустимом разрыве между доходами жителей родины. Но редкие нынче пессимисты думают, будто сытая вертикаль власти не станет тревожить горизонталь индивидуального подоходного налога. Пример – соседняя, близкая по методам управления Россия, где налог на доходы физлиц одинаков и для Дерипаски, и для Путина, и для остальной политической базы.
Между тем, тот же парламент страны одобрил законопроект «О Совете безопасности Республики Казахстан» и пакет поправок. Как сказал министр юстиции Марат Бекетаев: «Проект закона определяет правовой статус, компетенцию и организацию деятельности Совета безопасности. Таким образом, законопроектом предлагается признать координирующим конституционным органом Совет безопасности».
Законодательно в СБ РК будут заседать 12 человек: президент, спикеры палат парламента, премьер-министр, госсекретарь, глава администрации президента, секретарь Совета безопасности, генпрокурор, председатель КНБ, министр иностранных дел, министр обороны, глава МВД. Нурсултану Назарбаеву «принадлежит право пожизненно возглавлять Совет Безопасности». Такая вот конституционная конструкция. Судя по темпам законодательной работы, документ скоро отправится на стол президента.
Из других новостей недели преступно умолчать про задержание в ФРГ акционера Qazaq Banki Бахыта Ибрагима. МВД оповестило, что «в соответствии с запросом Антикоррупционной службы Национальным центральным бюро Интерпола МВД Казахстана в адрес немецких коллег направлено розыскное задание, на основании которого 23 апреля Ибрагим Бахыт Жасузакулы был задержан на территории Германии».
О задержанном известно, что к 33 годам он успел сделать карьеру банкира, а пакет акций АО «Qazaq Banki», которым руководил Ибрагим, – 10,71%. «Успех» этот некоторые опрометчиво связывают с тем, что Бахыт Ибрагим был зятем главы правительства Бакытжана Сагинтаева.
Впрочем, непотизмом на всех социальных этажах казахов удивить тяжело. Такая уж традиция, да и кому можно доверять в жутком мире чистогана и наживы, если не своим! В этом смысле, узким кругам дальнейшее будущее задержанного в Германии казаха представляет искренний интерес.
Сам премьер-министр Бакытжан Сагинтаев был задействован в работе Астанинского экономического форума, где делился дальнейшими планами и новой моделью экономического роста.
Между делом глава правительства сказал такую вещь: «Понятно, что рано или поздно любое правительство съест другое правительство. То правительство, которое находится сегодня в работе, должно быть быстрым и гибким для того, чтобы решать все задачи, которые стоят перед нами. Эту часть можно поставить как верхний уровень стратегической задачи, которая находится в работе правительства».
Надо ли понимать эту пространную цитату, как возможную в обозримом будущем отставку руководителя и кабинета министров? Такой ход истории игнорировать тоже нельзя. Но, во всяком случае, в Казахстане высокопоставленные тести за ошибки бывших зятьев если и отвечают, то по неписанным правилам кулуарных демократических процедур.
Комментариев пока нет