Спортсмены готовы выйти на митинг
«По прямому поручению Президента Казахстана государственная комиссия своим решением должна была прекратить финансирование учебы Ерлана Сагадиева в одном из американских университетов, так как он учился там весьма посредственно. Так нет же, сумел закончить и стать каким-то образом министром образования».
Полный идиотизм
На прошлой неделе у стен Казахской академии спорта и туризма собрались несколько сотен абитуриентов – известных спортсменов, не поступивших в отраслевой вуз из-за того, что три года назад из закона «Об образовании» убрали преференции и льготы для них. Если эта проблема не будет решена, они готовы заявлять о своих требованиях уже в Нур-Султане.
Ситуация, как выразился президент КазАСТ Кайрат Закирьянов, «дошла до идиотизма»: последние три года спортсмены, благодаря которым мир узнает о Казахстане, имеют преимущественное право при поступлении в спортивный вуз только при равенстве баллов с абитуриентами, показавшими прекрасные знания по математике, по физике, химии, экономике и т.д.
— Что это означает? – задается он вопросом. — В этом году, например, 60 мастеров спорта подали документы для участия в конкурсе в нашу академию. Поступили только 26. Среди не поступивших в КазАСТ — участники и победители прошедшего в январе этого года в Лозанне юношеских Олимпийских игр. Битву за грант чемпионы проиграли третьеразрядникам, даже не нюхавшим настоящего спорта. Эту норму (преимущественного права на поступление в отраслевые вузы) из закона убрал в 2017 году тогдашний министр образования и науки Ерлан Сагадиев. Итог — сегодня, по разным оценкам, в России учатся от 70 до 100 тысяч казахстанцев. Президент Путин, обращаясь два года назад к Федеральному собранию, сказал, что нужно поддерживать талантливую молодежь, в том числе и из Казахстана. Я после этого назвал депутатов, принявших такие поправки в закон, открывающие шлюзы для отъезда из страны, пятой колонной Кремля. Ведь получившие российский грант и гражданство все свои таланты отдадут дружественной, хорошей, но не своей стране.
У меня есть интересные данные. Когда в свое время я работал в Администрации Президента, в адрес Президента Казахстана поступило письмо от одного карагандинского шахтера. Он утверждал, что по программе «Болашак» в ведущие вузы мира поступают только дети высокопоставленных чиновников, а вот его умница-дочь, все 11 лет проучившаяся в школе на круглые пятерки, как ни старается, третий год не может попасть в нее. Я вошел в комиссию, созданную по поручению Главы государства. За давностью лет позволю себе процитировать справку, поступившую от Президента — » прекратить финансирование блатных и бесперспективных». Среди этих «блатных и бесперспективных» я обнаружил фамилию будущего министра Сагадиева, принявшего спустя годы решение о прекращении поддержки талантов путем лишения преференции и льгот при поступлении в отраслевой вуз.
По прямому поручению Президента Казахстана комиссия своим решением должна была прекратить финансирование его учебы в одном из американских университетов, так как он учился там весьма посредственно. Так нет же, сумел закончить и стать каким-то образом министром образования. Такому, как он, таланты, конечно, не нужны. Теперь Сагадиев уже не министр, но дело его живет. Вы, наверное, скажете, что я его критикую после того, как он ушел из министров. Но с этим всё нормально. У нас с Сагадиевым два года назад размолвки доходили чуть ли не рукопашного боя. После того, как я сказал всё, что думаю о нём самом и об его действиях, он вернул все гранты, которые нам не додали, — 350 единиц. В этом году они снова до нас не дошли. Если министерство образования не найдет их, то, думаю, родители и абитуриенты пойдут требовать уже их в столице. Если вспомнить прошлые годы, то на многие специальности вообще нет конкурса. Поэтому сейчас Министерство образования и науки обещает, что если останутся нереализованные гранты, то отдадут их нам. Но это похоже на гадание на кофейной гуще. А если не останется? А если останется, то сколько?
По словам Закирьянова, Казахская академия туризма и спорта ежегодно направляет до 60 млн. тенге из своего бюджета на поддержку талантливых спортсменов. Министерство образования финансирует только гранты на учебу. Текущие ремонты, мебель и оборудование акционерное общество КазАСТ делает за свой счет. Поэтому гранты для академии играют сегодня существенную роль. Президент КазАСТ напомнил, что все отраслевые вузы, и КазАСТ в том числе, в начале нулевых стали акционерными обществами
— Плюсы и минусы этого выяснились позже, но в тот момент мы пытались убедить, что отраслевиков нельзя лишать государственной поддержки, — говорит он. — Нас, естественно. никто не слышал и не слушал. Но посмотрите, кто сегодня хозяева тех вузов, которых государство, заставив стать акционерными обществами, отправило в свободное плавание? Знаменитыми с советских времен нархозом, академией транспорта и коммуникации, университетом международных отношений и мировых языков, архитектурно-строительной академией владеют сегодня известные всем олигархи, банкиры и близкие к власти люди. Казахская Академия спорта и туризма — единственное исключение: несмотря на разные инсинуации (провокации, подкупы наших людей, проверки – налоговые, финансовые, со стороны КНБ, попытки отправить ректора за решетку), мы не допустили к себе ни одного толстосума.
Безвластие
По словам Кайрата Закирьянова, если проследить логику взаимодействий центральных исполнительных органов, то складывается ощущение, что власти в Казахстане сегодня вроде бы и нет.
— Когда Минтруда и социальной защиты официальным письмом уведомляет Министерство культуры и спорта о том, что, согласно его прогнозов, потребность только в тренерах ежегодно составляет от 660 до тысячи человек, то третий в этом процессе игрок — МОН, который должен обеспечить школы учителями физкультуры и тренерами, дает план приема в спортивные в количестве 350 человек. Это при том, что до пандемии депутаты Парламента требовали прекратить финансирование профессионального спорта и обратить взоры на развитие физической культуры, предполагающей массовый спорт. Президент Токаев в своем первом Послании народу Казахстана, касаясь этого вопроса, говорил, что он видит решение этой проблемы в виде пирамиды, в основании которой находится массовый спорт, а на вершине – появившиеся благодаря ему чемпионы. Он взял эти слова не с потолка. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что здоровье человека зависит большей частью не от уровня развития медицины, а процентов на 55-60 от его образа жизни, в основном от физической активности. Крупные японские специалисты дали такие цифры: если 3% бюджета здравоохранения в любой стране мира направить на создание элементарных условий для развития массового спорта и культуры, что можно сэкономить 30%.
Но со стороны Правительства и его разных структурных подразделений я не вижу ни понимания роли физической культуры и спорта в жизни людей, ни логики. В августе прошлого года в нашей стране была утверждена разработанная Министерством культуры и спорта комплексная программа развития физической культуры до 2025 года, а глава этого ведомства, Актоты Раимкулова, на состоявшейся вскоре пресс-конференции заявила, что самое главное для ее реализации — кадровое обеспечение. А сегодня, глазом не моргнув, соглашается с этой цифрой – 380 человек, тогда как, не говоря уже о городе, где сейчас живет большая часть казахстанцев, потребность только в инструкторах физической культуры составляет, по ее же словам на пресс-конференции годичной давности, 1400 человек.
Премьер-министр Аскар Мамин, утверждает Кайрат Закирьянов, обеим министрам, и образования и науки, и культуры и спорта, дал поручение – найти совместное решение проблемы, связанной с подготовкой спортивных кадров. Однако оно исполнено не было.
— Вернее, было так: Министр культуры и спорта написала письмо коллеге — Министру образования и науки, где, ссылаясь на Министра труда и социальной защиты, просила установить план приема по грантам в физкультурные вузы не меньше тысячи человек, — говорит Кайрат Закирьянов. — Но одно дело — просить, а другое — добиться исполнения просьбы. МОН, видимо, не обратил внимания на это письмо, и Министерство труда, опираясь на данные прошлого или даже позапрошлого года, дало цифру — 380 грантов на 42 казахстанских вуза, имеющих лицензию на подготовку специалистов по физической подготовке и спорту.
Сегодня, утверждает Кайрат Закирьянов, некому защитить интересы спортсменов. Если не считать КазАСТ, то администрации всех других вузов, молчат, НОК, и Министерство культуры и спорта тоже, считает он, палец о палец не ударяют, чтобы решить проблему с подготовкой кадров для развития массового спорта.
— Нет, они, конечно, написали письма в соответствующие инстанции, — признает спикер. — Выполнили, так сказать, дежурные предписания. Национальный олимпийский комитет в лице вице-президента Данияра Абулгазина по нашей просьбе писал, к примеру, в МОН, но что стоило самому президенту НОК Тимуру Кулибаеву напрямую обратиться к министру образования и науки и напомнить, что в Казахстане есть утвержденная правительством комплексная программа по развитию физической культуры и спорта, что впереди у нас Олимпиада и много других спортивных мероприятий?
…Сегодня на международной арене Казахстан известен в основном только благодаря одному своему сокровищу — спортсменам. Доказывая, что это именно так, Кайрат Закирьянов рассказал историю, связанную с его супругой – Марзией Закирьяновой. Став после тяжелой дорожно-транспортной аварии инвалидом первой группы, она лечилась в одной немецкой клинике, где никто не слышал ни о казахах, ни о Казахстане, занимающем девятое место по своей территории. В то время в Лиллехаммере проходили Зимние Олимпийские игры. И когда в последний день казахстанский лыжник Владимир Смирнов завоевал золотую медаль, то два с лишним часа весь мировой эфир был заполнен только двумя словами — Смирнов и Казахстан. На тихом часе в палату к Марзие Закирьяновой зашёл весь медперсонал во главе с главврачом. «Теперь мы знаем, что вы землячка великого спортсмена Смирнова из Казахстана», — благоговейно сообщили немцы…
Комментариев пока нет