Конец пандемии: возможные сценарии
Компания McKinsey проанализировала, как пандемия повлияла на подходы к управлению кадрами и как готовить бюджет на 2021 год в кризисных условиях, а также прогнозы о том, когда ждать завершения пандемии.
Окончание пандемии COVID-19 можно рассматривать с двух точек зрения. В эпидемиологическом смысле она закончится при достижении популяционного иммунитета, когда людей с иммунитетом к вирусу будет достаточно, чтобы остановить его массовое распространение. Главное здесь – вакцинация.
При хорошем сценарии разрабатываемые сейчас вакцины окажутся весьма эффективными, а также включится перекрестный и естественный иммунитет. В таком случае популяционный иммунитет в США и, вероятно, в других развитых странах может быть достигнут в третьем–четвертом квартале 2021 года. Если все пойдет не так гладко, то это может произойти лишь к 2023 году, а то и позже.
С практической же точки зрения, если говорить о возвращении к нормальной жизни, о конце пандемии, вероятно, можно будет говорить раньше. Это случится, когда люди убедятся, что могут вернуться к обычным занятиям, не опасаясь за себя и близких. Ключевой фактор здесь – снижение смертности и случаев с серьезными осложнениями.
Такое развитие событий зависит от ряда факторов: смогут ли государства защитить здоровье граждан без ущерба экономике, станут ли граждане сами соблюдать эти ограничения, насколько точными и повсеместными будут тесты, какой окажется динамика движения к популяционному иммунитету, будут ли серьезные долгосрочные последствия для переболевших вирусом. По нашим оценкам, в ряде развитых стран нормальная жизнь может возобновиться уже в первом–втором квартале 2021 года.
Что касается последствий пандемии для управления кадрами, то
серьезные перемены в HR начались еще до пандемии. Но за время кризиса эти тренды ускорились, а также обозначились новые долгосрочные изменения в найме сотрудников и управлении ими. Чтобы понять их суть, McKinsey опросили 800 руководителей крупных компаний из 10 стран.
- Ускорение цифровизации. 85% руководителей сказали, что внедрили цифровые средства коммуникации. В половине компаний ускорилась цифровизация каналов продаж – электронная коммерция, мобильные приложения, чат-боты. 35% оцифровали цепочки поставок, 67% ускорили автоматизацию и внедрение искусственного интеллекта. Например, производитель одежды American Eagle Outfitters в ответ на рост спроса быстро внедрил роботов для сортировки товара на складах. Такие технологии ориентированы на бесконтактное взаимодействие с клиентом, что означает существенное сокращение спроса на персонал и изменение сути той работы, которую сотрудники выполняют.
- Удаленная работа – не для всех и не навсегда. В среднем 15% руководителей готовы к тому, чтобы значительная часть персонала работала удаленно после пандемии. Основной потенциал удаленной работы сосредоточен в таких секторах, как ИТ, финансы и страхование. Там сохранять и расширять удаленный труд готовы 34% руководителей. Поскольку многие виды работ невозможно выполнять удаленно, компаниям, которые готовы использовать удаленный труд и дальше, предстоит пересмотреть подходы к работе, реконфигурировать рабочие места и структуру должностей.
- Временная работа. 70% руководителей сказали, что будут чаще прибегать к услугам подрядчиков и временных сотрудников, чем до пандемии (см. рисунок). Особенно это касается ресторанного и гостиничного бизнеса, здравоохранения и социальных услуг, и объясняется это стремление неопределенностью и экономическими трудностями
Результаты опроса говорят о том, что рынок труда ждут серьезные изменения. Миллионы рабочих мест будут сокращены, а роли оставшихся и новых сотрудников изменятся; могут также усилиться диспропорции в доходах. В то же время при правильном подходе эти тренды позволят компаниям укрепить устойчивость, повысить производительность и сократить расходы. В конечном итоге это положительно скажется на благосостоянии сотрудников.
Комментариев пока нет