ЮНИСЕФ о детях-мигрантах в Казахстане: незаметные, незащищенные
Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане при поддержке Европейского Союза реализует программу «Защита детей в миграционных процессах». Руководитель программ ЮНИСЕФ по защите детства Айсулу Бекмуса рассказала Exclusive.kz о том, с какими проблемами в нашей стране сталкиваются дети внешних и внутренних мигрантов, и какие меры необходимо принять для их решения.
В 2020 году в рамках программы было проведено исследование в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Туркестанской области. В общей сложности было проведено 119 интервью, включая 46 интервью с подростками в возрасте от 12 до 18 лет. Среди респондентов были дети, родители или опекуны, спецперсонал, организации гражданского общества и учебные заведения. Помимо него были разработаны три руководства по защите прав детей в миграционных процессах. Два из них предназначаются для неправительственных организаций, а третье руководство посвящено межведомственной координации услуг.
Дети-мигранты не имеют документов и не посещают детсад
Казахстан является как транзитной страной, так и приоритетным направлением для трудящихся мигрантов из стран Центральной Азии. В ходе исследований, проведенных в рамках программы, был выявлен ряд сложностей. Во-первых, вопрос сбора достоверной информации о детях в миграционных процессах, поскольку он подразумевает поиск данных о наличии и местонахождении родителей и/или законных опекунов. Кроме того, не всегда легко понять, является ли миграция решающим фактором при разлуке ребенка с родителем/опекуном.
Во-вторых, дети-мигранты, рожденные в РК, часто не имеют свидетельства о рождении, если у их матери при рождении ребенка неурегулирован статус, что приводит к сложностям при прохождении границы и получении услуг. Все это приводит к тому, что такие дети в значительной степени незаметны, а, следовательно, незащищены.
Детям до 16 лет не выдается вид на жительство
Третья проблемная сфера заключается в том, что существующая инфраструктура данных не позволяет регистрацию детей и обмен их данными между учреждениями. К примеру, если граждане других стран обязаны зарегистрироваться в Единой информационной системе «Беркут» (далее ЕИС), то дети в возрасте до семи лет освобождаются от не. Но, даже в случае регистрации, они не могут получить вид на жительство, так как детям до шестнадцати лет, постоянно проживающим в Казахстане, вид на жительство не выдается. К сожалению, все протоколы и процессы, которые могут обеспечить защиту основных прав детей в период разлучения с семьей, все еще разрабатываются.
Не обращаются к властям из-за недоверия и страха депортации
Причины выявленных проблем могут быть разными. Во-первых, детей в миграционных процессах и их родителей сложно идентифицировать из-за того, что они не боятся обращаться к властям в силу страха депортации из-за своего неурегулированного статуса, либо они не знают, что их миграционный статус является сложным, пока они не станут нуждаться в услугах. Например, когда ребенок заболевает или заканчивает школу, и ему требуется аттестат об окончании школы, а получить его он не может, поскольку у него нет надлежащих документов.
Дети вынуждены жить с другими родственниками и работать в других городах
Во-вторых, во многих случаях причинами являются экономические проблемы, которые привели к разлуке с семьей. К примеру, отсутствие заботы и нехватка ресурсов иногда вынуждает детей жить с другими родственниками или активно обращаться за помощью к государственным службам. Многие дети, как являющиеся иностранными гражданами, так и граждане Казахстана, вынуждены работать в других городах, чтобы помочь родным.
Что делать?
На основе информации, собранной в ходе исследований, был вынесен ряд конкретных рекомендаций. Прежде всего — разрешить регистрацию всех детей при пересечении границы, а также облегчить процедуры, связанные с документированием детей и родителей. И наконец, важно в целом сделать анализ пробелов адресных программ социальной защиты
Ребенок должен жить в семье, а не Центре адаптации
В Казахстане существует сеть Центров адаптации несовершеннолетних, куда часто попадают несопровождаемые дети-мигранты. Эти центры в отношении детей-мигрантов руководствуются не только внутренним законодательством РК, но и Соглашением о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишиневское соглашение, 2002 г.). Размещение детей в ЦАНе не является единственной моделью для временных решений. Более того рекомендуется поощрять официальное попечение со стороны родственников, как желаемую альтернативу ЦАН, а также рассмотреть другие альтернативные методы для предотвращения разлучения ребенка с семьей. Ребенок должен жить в семье для защиты и соблюдения его интересов, поэтому важно ставить в приоритет официальную родственную опеку, нежели помещение в ЦАН.
Учредить должность кейс-менеджера для разлученных детей
Для детей, которые могут остаться разлученными со своими родителями / опекунами в течение более длительного периода времени, необходимо изучить долгосрочные варианты размещения, включая инвестиции в деинституционализацию альтернативного ухода, разработать протоколы для составления и выполнения индивидуальных среднесрочных и долгосрочных планов ухода, учредить должность специалиста по ведению дела/кейс-менеджера.
В заключении Айсулу Бекмуса отметила, что дети, участвующие в миграционных процессах, это, прежде всего, дети, и миграция – это не их выбор.
«Они нуждаются в любви, уходе и защите. Только системный подход поможет обеспечить счастливое будущее для каждого ребенка», — резюмировала представитель ЮНИСЕФ.
Программа по защите детей в в миграционных процессах финансируется Европейским союзом и реализуется ЮНИСЕФ в семи странах в партнерстве с правительствами Бангладеша, Мьянмы, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Таиланда. Цель программы — усовершенствовать систему эффективной защиты детей, пострадавших от миграции. Срок реализации: 2017-2021 гг. Статья журналиста была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.
Комментариев пока нет