Алтая Кульгинова заметили в покровительстве духовной сфере?
Поддержать

Алтая Кульгинова заметили в покровительстве духовной сфере?

Отбывший тюремный срок за сепаратизм и освободившийся условно-досрочно казахстанец Турарбек Кусаинов снова будоражит общество громкими обвиняениями в адрес представителей религиозного сообщества. Несколько лет назад он заявил, что казахстанские тюрьмы превратились в медресе ваххабитов и что радикальный ислам имеет в Казахстане высоких покровителей. Недавно в редакцию Еxclusive.kz он прислал статью «Трайбализм в муфтияте». В ней он сообщает о связи руководства Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) с политическими лидерами, а также о кадровой политике муфтията, которая, по его мнению, основана на трайбализме.

Снова «всплывает» анкета

«Я провел несколько лет в тюрьме, отбыв наказание за разжигание регионального сепаратизма. Должен сказать, я до сих пор сожалею о том, что попал под влияние злонамеренных лиц, которые всячески пытаются использовать присущее казахской нации разделение на джузы и рода в своих грязных политических играх. Я признал ошибку и публично извинился перед народом», – пишет в своей статье Кусаинов.

По его информации, при приеме на работу сотрудники мечети заполняют некую анкету, в которой, кроме прочих данных указывают принадлежность к роду. Напомним, информацию об аналогичном анкетировании СМИ распространяли весной этого года, но ДУМК опровергло ее.

«Для меня, как человека, который когда-то попал в сети трайбалистских идей, был наказан за призыв к сепаратизму и признал свою вину, осознав в итоге их чудовищное деструктивное влияние, вызывают сомнение политика и гражданская позиция нынешнего муфтия Наурызбая Отпенова. (…) С момента своего избрания председателем Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай Отпенов ввел анкету, которая служит цели определения происхождения мулл и сотрудников мечети. Заполняя анкету, священнослужитель помимо своей национальности обязан указать, к какому жузу и роду-племени принадлежит. Следует отметить, что «ноу-хау» в сфере отбора кадров внедрено Главным муфтием вовсе не случайно. В биографии Главного муфтия указано, что он уроженец юга, но мало кому известен факт его происхождения из племени тама младшего джуза», – говорится в тексте.

Причем тут Алтай Кульгинов?

Автор утверждает, что Наурызбай Отпенов не имеет хорошей репутации из-за собственной низкой компетентности и полагается на политическое покровительство отдельных чиновников.

«(…) он полагается на покровительство некоторых чиновников из политического истеблишмента страны, к коим сумел найти подход. Однако это никак не прибавляет ему веса в глазах «религиозной элиты» и обычных верующих. Так что, похоже, он нашел способ упрочить свои позиции, прибегнув к банальному трайбализму, группируя вокруг себя сородичей или представителей других родов младшего жуза. В качестве примера можно упомянуть назначение Ерболата Жусупова главным имамом, а Ершата Онгарова заместителем муфтия мечети Хазрет Султан. Очевидно, что с учетом вероятности форс-мажорных событий, которые могут привести к его лишению верховной должности, сейчас он занят подготовительными действиями, призванными обеспечить преемничество Ершата Онгарова на посту Главного муфтия.

Никто не станет оспаривать справедливость принципа отделения религии от государства. Однако, в случае с Казахстаном священнослужители все еще продолжают оказывать влияние на политическую элиту, а политическая элита — на религиозную сферу. Неизвестно, какая здесь существует связь, но после назначения Кульгинова акимом города Нур-Султана произошел резкий рост количества представителей младшего джуза в духовной сфере. Биография Нурдаулета Алмуканова, главы Управления по делам религий города Нур-Султана, схожа с биографией муфтия Отпенова – он тоже уроженец южного региона и представитель младшего джуза. Похоже, муфтий посчитал, что в столице перевелись все кадры, и потому вызвал из Актобе Жандаулета Сулейменова, назначив на должность заместителя директора «Центра религиоведения», – отмечает Кусаинов.

Межжузовая борьба за доминирование

По его словам, приближенные Отпенова работают в государственных комитетах, осуществляющих надзор за религиозной сферой, а также в университете «Нур-Мубарак».

«Университет «Нур-Мубарак», осуществляющий подготовку религиозных кадров для ДУМК и мечетей, также оказался в руках «людей Отпенова». Научно-исследовательский центр Абу-Ханифа при университете возглавил Шамшадин Керим, а проректором университета стал Кайрат Курманбаев. Бесспорно, что для умения понимать исламскую философию и доносить ее до других очень важно отличное знание арабского языка, но мы не можем скрыть тот факт, что все эти люди, как и сам Главный муфтий, не могут похвастать красноречием и хорошим владением языками. Здесь также налицо широкое распространение кадровой политической трайбалистической сети, одобренной муфтиятом», – пишет автор.

По его словам, с момента обретения Казахстаном независимости в религиозной сфере наблюдается доминирование выходцев из южных регионов. Это связано с тем, что при Советском Союзе центром ислама был город Бухара. Таким образом, восемьдесят процентов имамов и священнослужителей являлись представителями старшего жуза, что было неправильным. Кусаинов считает, что мулл нужно выбирать из числа местных кадров, что обеспечит их близость и понимание духовного мира прихожан.

«Нынешняя кадровая политика муфтията усугубляет негативное отношение к Наурызбаю Отпенову и его соплеменникам со стороны представителей старшего джуза, которые издавна привыкли к доминирующей роли в духовной сфере. Сейчас муфтият по уши погряз в трайбалистских интригах. Это категорически противоречит принципу ислама, который не делит мусульман не то чтобы на племена, но даже на нации, и считает всех равными», – написал Турарбек Кусаинов.

Что говорит ДУМК

В пятницу, 6 августа, пресс-секретарь Духовного управления мусульман РК Агабек Конарбайулы опроверг обвинения Кусаинова. На своей странице в Фейсбук он сообщил, что ему известно о распространении статьи «Трайбализм в муфтияте». По его словам, Наурызбай Отпенов был избран на должность муфтия, а лица, указанные в статье, многие годы работали и продолжают работать в религиозной сфере.

«Руководство муфтията никогда не принимало на работу сотрудников по принципу землячества или родоплеменного родства. Образованные граждане, выходцы из разных регионов нашей страны работают в Духовном управлении в единстве, как одна семья. При приеме на работу главным условием является профессионализм и компетентность. Что же касается информации об анкете, в которой нужно отметить родоплеменную принадлежность, то мы ранее сообщали, что это ложная информация. Когда Наурызбай кажы Таганулы (Онгарбаев – Ред.) стал главным муфтием, сотрудники муфтията остались на своих должностях и по сей день продолжают работать во благо нашей страны. Этому свидетели я и мои коллеги», – написал пресс-секретарь.

Он также отметил, что информационные атаки на муфтият – давняя тенденция и завершил пост выдержкой из суры Корана.

Умай Беймарал




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.