Токаев взялся за рынок нефтепродуктов. Отрасль сопротивляется
Поддержать

Токаев взялся за рынок нефтепродуктов. Отрасль сопротивляется

Как сообщал Finprom.kz, по итогам октября 2021 года удорожание ГСМ ускорилось до 17%, в том числе цены на бензин выросли на 15,6%, на дизельное топливо – на 24,4%. Удорожание топлива происходило в условиях роста цен производителей: бензин – до 23,7% за год, дизтопливо – до 7,3%. Дополнительное давление на стоимость дизельного топлива оказывал большой объём экспорта, который за январь-август текущего года к соответствующему периоду 2020-го вырос в 4 раза. В связи с этим на внутреннем рынке образовался дефицит сырья: за январь-август 2021-го к аналогичному периоду прошлого года реализация на внутреннем рынке уменьшилась на 4,7%.

4 ноября на совещании в Экибастузе Токаев напомнил, что страна в свое время отказалась от ценового регулирования нефтепродуктов. По словам Президента, «это не значит, что все должно быть пущено на самотек». – Может быть, регулирование стоит вернуть, раз рынок работает только для себя, а не для граждан, – озвучил идею Глава государства.

Позже Exclusive.kz задал вопрос министру энергетики Магзуму Мирзагалиеву о том, намерено ли возглавляемое им ведомство реализовать предложение Президента Касым-Жомарта Токаева о введении государственного регулирования цен на нефтепродукты. Глава минэнерго ответил уклончиво, пообещав изучить вопрос до конца года и дать свои предложения.

На днях в кулуарах Сената Exclusive.kz поинтересовался у руководителя Агентства по защите и развитию конкуренции Серика Жумангарина, поддерживает ли его ведомство идею Токаева о ценовом регулировании нефтепродуктов.

– Возглавляемое Вами агентство было создано по инициативе Токаева и подчиняется напрямую Главе государства. Поддерживаете ли Вы предложение Токаева по регулированию цен на бензин и, вообще, возможно ли это?

– Президент не говорил о регулировании цен на бензин. Что значит «поддерживать»? Он дал поручение соответствующему уполномоченному органу принять решение и дать соображения по этому вопросу.

– Он предложил вернуть регулирование, а Администрации президента поручил предложить пакет системных мер по реформированию отрасли…

– Насколько я знаю, министерство разрабатывает такие предложения. Регулирование бывает ценовое или отраслевое. Насколько я знаю, министерство энергетики готовит комплекс мер по отраслевому регулированию. Есть факторы, которые являются объективными и от нас не зависящими. В данном случае, одной из главных причин возникновения дефицита нефтепродуктов является их очень низкая стоимость по сравнению с окружающими нас странами, которые охотно пользуются нашим дешевым бензином. Понятно, что в таких условиях возникает соблазн введения ценового регулирования, но важно понять, как это изменит ситуацию? Те же дальнобойщики буду продолжать заправляться нашим дизтопливом. Как сделать эффективным регулирование цен? Ввести талонную систему? Но мы уже проходили это в 80-ых годах. Единственный выход, скорее всего, это применение рыночных механизмов для создания профицита на рынке. Только профицит позволит стабилизировать цены. И, естественно, принимать меры отраслевого регулирования. Мы считаем, что пора внедрять элементы биржевой торговли. Необходимо открыть границы особенно для некоторых видов нефтепродуктов для обеспечения их избытка в стране. В частности, я имею в виду авиакеросин, битум и так далее. И тогда на стыке различного рода интересов сработает ценовой фактор именно в конкурентной среде. А просто зарегулировать ценовой механизм уже пробовали во всем мире, но отказались из-за неэффективности. Такой шаг уместен в годы кризиса, при чрезвычайных ситуациях. Мы и сейчас можем зарегулировать цены на 180 дней на любой продукт, который есть в стране. Но мы очень редко пользуемся такой мерой. Яркий пример – серьезное падение цены на сжиженный газ в стране. Почему это происходит? Возник определенный профицит. Мы сейчас отслеживаем ситуацию, пытаемся прогнозировать, как надолго продлится такой период и соответствующим образом реагировать… Поэтому, я думаю, уполномоченный орган примет взвешенное решение, которое будет учитывать всю эту многофакторную экономическую модель.

В целом, биржевая торговля – это достаточно мощный инструмент регулирования рынка. Причем, со следующего года попытаемся открыть доступа к нашим товарным рынкам зарубежных производителей авиакеросина, дизеля и бензина. Посмотрим, что из этого выйдет. Мы активно работаем с российскими товарными биржами. Думаю, должен получиться довольно интересный кейс.

– Что же все-таки подразумевает отраслевое регулирование? Разве его сейчас нет в министерстве энергетики?

– Отраслевое регулирование – это регулирование, охватывающее различные аспекты развития отрасли. Это как строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, так и поддержка малых и средних заводов, которые уже есть. К таким же мерам можно отнести квотирование или запрет экспорта. Серьезную роль может сыграть стимулирование строительства нефтехранилищ и так далее…

– Но ведь все эти инструменты уже есть – и биржевая торговля, и косвенное регулирование…

– Да, очевидно, они уже используются, но не в полной мере, поскольку на некоторые аспекты, на некоторые слабые места стоит обратить больше внимания.

– Говоря о регулировании, Токаев подразумевал именно цены на дизель и бензин. То есть, вы думаете, что он имел в виду не ценовое, а отраслевое регулирование?

– Я, честно говоря, не думаю, а знаю, что он дал поручение министерству дать свое предложение – взвешенное и проработанное. Насколько я знаю, министерство больше склоняется к аспектам отраслевого регулирования. Но к любому решению, которое примет уполномоченный орган, мы отнесемся с уважением.

23 декабря портал akorda.kz сообщил о том, что Касым-Жомарт Токаев принял министра энергетики Магзума Мирзагалиева. Главе государства представили отчет о развитии энергетической отрасли страны. Президента проинформировали о ситуации на рынке нефтепродуктов и мерах по недопущению дефицита горюче-смазочных материалов в дальнейшем. Сообщалось, что предусматривается сокращение срока ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах, создание резервного запаса нефтепродуктов в объеме 200 тысяч тонн. Токаев по итогам встречи указал на приоритетность развития нефтегазохимической отрасли и дал министру энергетики ряд поручений. Какие именно поручения Мирзагалиеву дал Президент, не уточняется. Действительно, зачем давать повод зафиксировать еще один возможный факт саботажа поручений Токаева?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.