- Exclusive
Поддержать

Хотя проект министерства индустрии и инфраструктурного развития был запущен в апреле этого года, а фактически стартовал в конце мая, количество выделенных на него автомобилей, судя по информации банков, уже на исходе. При этом, сумма финансирования по программе льготного кредитования, составляет порядка 100 миллиардов тенге.

Чтобы выяснить, как обстоят дела с выдачей льготного автокредита, мы обратились в банки второго уровня, которые обслуживают эту госпрограмму. Оператор Нalyk Bank подтвердил, что программа запущена и востребована у жителей нашей страны. Кредитование покупки легковых автомобилей осуществляться при ставке вознаграждения 4 процента годовых при сроке финансирования до семи лет. Сумма кредитования – не более 10 миллионов тенге при стоимости транспортного средства не более 15 миллионов тенге.

– Сначала вы обращаетесь в автосалон, выбираете автомобиль, – пояснил оператор Нalyk Bank. – Представитель автосалона даст вам счет на оплату автомашины. Срок его действия не более пяти дней. Далее вы обращаетесь в банк со своим удостоверением личности. При наличии супруги или супруга потребует документ, подтверждающий семейное положение. Счет на оплату через банк можно произвести и без VIN-кода машины, но все же желательно его иметь. Также из банка потребуется выписка, подтверждающая ваш доход. Кроме того, для пенсионеров нужна справка об освобождении от пенсионных выплат. Для военнослужащих и не участников зарплатного проекта нашего банка потребуется предоставить большее количество документов. После прохождения всех процедур и одобрения заявки, банк выдает вам гарантийное письмо, с которым вы и отправляетесь в автосалон.

Сколько времени займет вся процедура одобрения заявки и получения кредита оператор Нalyk Bank ответить затруднился. Зато он пояснил, что гарантийное письмо будет действовать порядка 25-30 календарных дней.

– Пока по ныне действующей программе льготного автокредитования в Нalyk Bank не выдавали гарантийных писем для покупки легковых автомобилей, – говорит сотрудник банка. – В данное время мы работает по старым заявкам, которые подавались полгода назад по акции льготного автокредитования. Одобрение льготного кредитования зависит от наличия денег на счету заявителя, а также от того, есть ли у него кредиты или задолженности в других банках. В данное время в рамках программы можно взять автомашины KIA, Hyundai, Chevrolet, Jac, Lada. Для этого нужно обратиться в такие автоорганизации как ТОО Hyundai Trans Auto и ТОО Сырыарка АвтоПром.

Но буквально через несколько дней другой оператор Нalyk Bank предоставил уже менее обнадеживающую информацию.

– Программа по льготному автокредитованию в нашей стране была запущена 24 мая, – сообщил приветливый женский голос. – Однако, существует лимит машин, и он практически уже исчерпан. По этой причине в ТОО Сырыарка АвтоПром заявки уже не принимаются. Они принимаются только в Hyundai Trans Auto.

В Банке ЦентрКредит (BCC), где в целом условия льготного автокредитования аналогичные, обязательным является предоставление справки об отчислениях в пенсионный фонд за последние полгода. В BCC обещают выдать ободрение или отказ по составленной вами заявке буквально за 15 минут. Сам же кредит придется ждать около месяца.

– Мы оформляем заявки на льготное кредитование автомобиля KIA. Заявки принимает только ТОО Hyundai Trans Auto. Сырыарка АвтоПром приостановил их прием, так как там… уже закончились автомобили, – «обрадовали» в Центр Кредите.

И это при том, что госпрограмма только началась! Как случилось, что обещанные казахстанцам автомобили по программе льготного кредитования закончились за считанные дни, остается загадкой. Ведь, по словам вице-президента Ассоциации казахстанского автобизнеса Анары Макашевой, «автомобилей в рамках льготного автокредитования в салонах страны предостаточно и проблем в их приобретении быть не должно».

– Ежемесячно в стране производится больше чем семь тысяч авто, – сообщила Макашева. – Наши производители говорят, что рост составит более 20 процентов по отношению к прошлому году. Ожидается, что производители выпустят более 100 тысяч авто.

По информации Ассоциации казахстанского автобизнеса только за два месяца этого в стране было выпущено 12 408 легковых автомобилей. В пятерке самых популярных брендов (включая экспорт) – Hyundai (5 298 единиц), Chevrolet (2 674 единицы), Lada (1 904 единицы), Kia (1 859 единиц) и JAC (781 единица). За первые два месяца 2022 года Казахстан экспортировал в Узбекистан, Россию, Беларусь и Таджикистан 891 автомобиль на 9,4 млрд. тенге, против 508 единиц годом ранее (+75%).

В то же время, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития в очереди за льготными автокредитами сегодня стоит более 15 тысяч казахстанцев.

На льготные автокредиты МИИР до 2027 года планирует направить 250 миллиардов тенге – 150 миллиардов из госбюджета и еще 100 миллиардов – из собранных в виде утильсбора «Оператором РОП».

В то же время, далеко не все казахстанцы довольны повторной льготной программой автокредитования. Прежде всего, потому, что в банках (в чем мы убедились и сами) дают крайне нечеткую и порой противоречивую информацию.

Кроме того, и в автосалонах, куда обращаются жители страны, выявляются любопытные подробности.

– Первым делом в автосалоне тебе дадут прайс-лист с печатью и датой обращения, – делится алматинец Руслан Саматов (фамилия изменена). – С ним нужно идти к менеджеру банка и подавать заявку, а затем ждать решения. Указанная в заявке машина уже должна находиться в автосалоне. Но ней уже должно быть установлено дополнительное оборудование, без которого продажа невозможна. Стоимость допоборудования начинается от 700 тысяч и доходит до порядка двух миллионов тенге.

Это делается для того, чтобы автосалоны могли заработать на таких аксессуарах, как автосигнализации с автозаводом и GPS-наблюдением, тонировка, ветровики, резиновые напольные ковры для пассажиров и на багажнике, защита картера и защитная сетка на решетку и т.д. И мало кто задумывается о том, рассчитывали ли на это те, кто решил воспользоваться льготным кредитованием.

Другим «сюрпризом» станет то, что для получения льготного автокредита в банке необходимо оплатить страхование КАСКО, причем на весь период займа. О чем первоначально, то ли умышленно, то ли по незнанию умалчивают операторы банков. И стоит такой вид добровольно-принудительного страхования стоит как минимум 200 тысяч тенге в год. А на весь семигодовой период кредитования сумма и вовсе выльется в 1,4 миллиона тенге.

Так что, если, к примеру, человек берет машину без первоначального взноса за 10 миллионов тенге, то переплата под четыре процента годовых на семь лет выйдет около 1,5 миллиона тенге. Добавим к этой сумме порядка двух миллионов тенге, которые уйдут на дополнительные опции, и как минимум 1,4 миллиона тенге за КАСКО.

В итоге переплата за новую машину стоимостью в 10 миллионов составит порядка пяти миллионов тенге. Так что получается не четыре процента, а целых 12 процентов годовых. Вот такой выгодный автомобиль, получается.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.