Ұлыстың ұлы күні – символ единства казахстанцев (видео)
Поддержать

Ұлыстың ұлы күні – символ единства казахстанцев (видео)

Слово «Наурыз» внедрилось в наше сознание после IX века, в те времена, когда элита народа, поэты находились под влиянием персидской культуры.

Амал мейрамы

Напимер, в западных регионах Казахстана этот праздник отмечают как Амал-мейрамы или праздник наступления весны. Основные празднества, связанные с Амалом, в Мангистау проходят на горе Отпан — самой высокой в регионе. Ночью, накануне праздника здесь зажигается традиционный огонь единства.

Этот праздник еще называют «көрiсу» («свидание»). В старину считалось, что именно после 14 марта наступала весна. Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, и проживали на достаточно обширной территории, после того, как таял снег, спешили повидаться с родными и близкими. Поэтому этот праздник считался главным и основным праздником.

По традиции, за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей.

Иначе Наурыз у казахов называют «Ұлыстың ұлы күні» и поздравлявшие говорили друг другу: «Наурыз мейрамы құтты болсын! Ақ мол болсын!». В этот день люди встают очень рано, идут друг к другу в гости, обнимаются, здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят друг у друга прощения, младшие по возрасту заходят к старшим, здороваются за руки, а взрослые дают свои бата (благословение). По традиции, за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей.

Наурыз — это день возрождения природы, это очень символичный праздник и соответственно с Наурызом связано множество традиций и обычаев. «Наурызом» у казахов называется не только сам праздник, но и весь месяц март.

Как встретишь год, так его и проведешь. Все болезни и неудачи должны обходить его стороной. 

Поэтому и к встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам, как встретишь год, так его и проведешь. Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.

В обществе производятся попытки искусственной ломки традиционных ценностей, культуры, вековых обычаев.

Неисламский праздник

Конечно, на сегодняшний день в нашем обществе есть граждане, считающие, что Наурыз – нерелигиозный праздник, и его не надо праздновать. Взгляд на последние десятилетия позволяет заметить, что в нашем светском обществе производятся попытки искусственной ломки традиционных ценностей, культуры, вековых обычаев. С одной стороны, это процесс глобализации, с другой – чрезмерности в религиозных убеждениях. Еще один аспект – это безграмотность. Многие молодые люди в свое время не знали истории возникновения традиций, обычаев и обрядов казахского народа, одновременно они попали под влияние религиозных течений и остановились в развитии в плане светского образования. Вот этот факт и сыграл немаловажную роль в формировании мировоззрения наших братьев и сестер.

В подобные сложные времена, когда идет процесс возрождения культурных обычаев, самобытности, всегда найдутся противники, стремящиеся навязать свое видение духовности, культурной идентичности.

Балгабек Мырзаев, религиовед




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *