Поможет ли Сооронбаю Жээнбекову покровительство Кремля?
«В 2010-м мы прожили без власти полгода. И все, между прочим, было прекрасно. У нас вообще стало нормой, что если, допустим, светофор не работает, то перекресток регулируют добровольцы. Эта, казалось бы, мелочь говорит о том, что народ рассчитывает только на себя».
Ненавистные кланы
— Ситуация давно назревала, — считает эксперт по государственному муниципальному правлению Азамат Аттокуров, рассказывая о последних событиях в Кыргызстане. — Она началось еще в 2017 году, когда Атамбаев назначил Жээнбекова своим преемником, рассчитывая, что он будет ручным. Клан вновь назначенного президента стал захватывать все ключевые позиции в таможенных, силовых и прочих структурах. Потом его клан сросся с кланом Матраимовых (Райымбек Матраимов — теневой король таможни). К назначенным на 4 октября парламентским выборам три провластные партии — «Биримдик» Жээнбекова, матраимовская «Мекеним Кыргызстан» и партия «Кыргызстан» алкогольных олигархов — шли рука об руку. Все три партии дружно занимались подкупом голосов – платили по 2-3 тысячи сомов за голос. Так они купили свыше полумиллиона голосов, а избирателей всего 3,4 млн. при явке 1,7 млн. Когда 5 октября объявили предварительный электронный подсчет голосов, то оказалось, что прошли только их представители, остальные не преодолели обязательный 7% порог. После этого на площади стали собираться лидеры других партии и их сторонники.
Подкупавшие голоса, конечно, ожидали, что будут митинги, но не рассчитали, что возмущенный грубыми фальсификациями народ соберется так быстро и в таком количестве. Президент Жээнбеков, делая перед выборами реверансы в сторону Кремля, пытался опереться на Россию, но в Кыргызстане этот номер не проходит. Мы это уже проходили: те, кто ищет поддержки у могучего соседа, с которым у нас нет границ, обычно плохо кончают – все равно сметут. Если вам, казахам есть что терять (у вас народ все-таки живет чуть побогаче и среднего класса побольше), то у нас очень высокий уровень безработицы и людям терять особо нечего, некоторые даже готовы умереть за идеи.
В общем, к вечеру 5 октября на центральной площади Алатоо собрались порядка 30 тысяч человек, приехавших из регионов в качестве групп поддержки не прошедших в парламент партий. Часам к 8 силовики приступили к разгону толпы. Обычно у нас это ни к чему не приводит: когда спецназ начинает оттеснять из центра митингующих, те заготавливают камни – обломки брусчатки. Потом по уже известному сценарию силовики бросают в людей светошумовые гранаты, расстреливает резиновыми пулями, поливают из водометов, спускают собак и т.д., а протестующие кидают в них камни. Когда патроны и гранаты заканчиваются, спецназ вынужден переходить на сторону оппозиции.
В этот раз, также, как и в 2010 году, противостояние на площади закончилось тем, что митингующие снесли ворота и захватили Белый дом. Единственное отличие — если тогда оппозиция была как-то более или менее солидарна, то в этот раз разрознена и сейчас за власть борются три силы. Первая — Координационный совет из непрошедших в парламент партий, вторая группа – молодежь и женщины, требующие жесткую люстрацию, и третья сила – это сторонники национал-патриота Садыра Жапарова, которого только что освободили из СИЗО ГКНБ. Также минувшей ночью (с 5 на 6 октября) освободили Алмазбека Атамбаева и экс-премьера Сапара Исакова. Поздно вечером 6 октября в гостинице «Достук» сторонники Жапарова, депутаты парламента, избрали его и.о. премьер-министра, заставив сложить полномочия предыдущего премьера Кубатбека Боронова. Также был переизбран спикер парламента, им стал Мыктыбек Абдылдаев. Исполняюший обязанности премьер-министра Садыр Жапаров пообещал сформировать кабинет министров не из старой колоды, а из молодежи. В легитимности данного собрания я не уверен. Для кворума нужно, чтобы в нем участвовал 61 депутат, 31 из них должен проголосовать за него. Но все настолько быстро произошло, что я сомневаюсь в этом. Кроме того, Жээнбеков, являясь все еще легитимным действующим президентом, должен вносить на голосование в парламент кандидатуру премьера, а тот представить свою программу и свой кабинет министров. То есть по всему выходит, что Жапаров нелигитимен.
Вообще, сейчас каждый, кто может, потихоньку захватывает власть, как в столице, так и в регионах. Непонятно, откуда взявшийся самозванец объявил себя, например, мэром Бишкека. Не совсем адекватный в плане психического здоровья «махновец» Симык Джапыкеев (он ведет себя как батька Махно — грабь награбленное) захватил Генпрокуратуру и пытался захватить еще минздрав… В Оше тоже появились самопрозглашенный мэр.
В обществе тоже нет единого мнения. Кто-то поддерживает Жапарова, кто-то — Координационный совет, кто-то — молодежь, требующую люстрацию… Простой народ разделился на юг и на север. Единственный объединяющий фактор – доверие – отсутствует и к новой, ни к старой власти. Многие недовольны, что выпустили Алмазбека Атамбаева и экс-премьера Сапара Исакова, а также бывшего мэра Бишкека Албека Ибраимова.
Узурпация власти
— А вы сами как оцениваете события на родине?
— То, что происходит, — это нормально, потому что Жээнбеков, узурпировав власть, создал клановое правление. Сросшись с теневым таможенным королем и его кланом, он никак не хотел привлекать Матраимова к ответственности. На все претензии президент отвечал, что нет фактов, хотя и «Радио азаттык», и местный независимый сайт KLOOP.kg своими журналистскими расследованиями давно уже доказали незаконное обогащение последнего.
На данный момент у нас события развиваются как в фильме «Свадьба в Малиновке» — все стремительно меняется, то красные, то белые, то батька Махно… К сожалению, среди протестующих немало мародеров, провокаторов, членов организованных преступных группировок, которые под шумок, пользуясь безвластием, пытаются грабить. Многие точки общепита и магазины, опасаясь их, не работают, несмотря на то, что появились народные дружины. Они состоят, кстати, из тех же волонтеров, которые спасали летом народ от коронавируса.
Недавно появилось сообщение, что толпа с камнями и палками (скорее всего это были «махновцы», люди Симыка Джапыкеева) ворвалась в гостиницу «Достук» и Садыр Жапаров со своим сторонником Камчибеком Ташиевым бежали через черный ход.
Что касается отстраненного от власти президента Жээнбеков, то неизвестно, где он сейчас находится. Одни говорят, что у себя в резиденции, другие — улетел в Ош. Накануне он сделал запоздалое заявление, что готов сесть за стол переговоров с протестующими. Кстати, центральная избирательная комиссия признала, что выборы прошли с грубыми нарушениями и назначила перевыборы через 45 дней. И скорее всего, в этих выборах не будут участвовать три названные провластные партии – «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан».
— А как себя чувствуют обычные бишкекчане?
— Мы уже привыкли. Жизнь в городе, несмотря ни на что, продолжается. Скорая и пожарная службы живут в прежнем режиме. Всем государственным и муниципальным служащим сказали оставаться на своих местах. Туда, куда еще не пришли самозванцы, заместителям министров велено пока исполнять обязанности глав ведомств. Милиция пока самоустранилась. Генерал-майор Курсан Асанов, который назначил себя и.о. главы МВД, пытается стабилизовать ситуацию. Некоторые предприятия работают, другие – нет. Общественный транспорт ходит с перебоями.
— Вы сами тоже выходили на площадь?
— Я уже провел две революции, мне хватает, я уже знаю, чем это заканчивается — дележкой портфелей среди стариков и несколькими подачками молодежи.
— Ваши прогнозы?
— Скоро начнутся споры между тремя названными блоками. Национал-патриот Садыр Жапаров выступит за национализацию всех месторождений, блок молодежи и женщин – продолжит свою линию за жесткую люстрацию всех, кто работал в прежних режимах, Координационный совет будет выдвигать своего премьера.
В общем, есть позитивный и негативный сценарий развития событий.
Позитивный – это принятие закона о люстрации, упразднение института президента, снижение порога прохождения в парламент до 1 или 3% и избирательного залога с 5 до 1 млн. сомов с целью проведение честных открытых выборов. Негативный – раскол в обществе и среди оппозиции, дестабилизация ситуации и паралич власти. Думаю, что уже 7 октября Координационный совет скажет еще свое слово, потому что сейчас действия Садыра Жапарова тоже выглядят как узурпация власти. Жээнбеков скорее всего окопается на юге, а потом уедет за рубеж со своим сообщником Матраимовым, они ведь в одной упряжке. Ехать им есть куда. У Матраимова имеется недвижимость во многих странах мира. Из доказанных — несколько шикарных особняков и пентхаузов в Дубаях, Турции и Лондоне.
Но до этого они попытаются разыграть карту север-юг, то есть рассорить эти регионы, но это у них едва ли получится. Покупать ведь людей бесконечно невозможно, деньги могут закончиться.
Из последних событий. Ночью мародеры пытались дойти до резиденции президента и ограбить. Дорогу преградили дружинники, которые убедили их разойтись.
В том, что происходит, есть и плюсы, и минусы. Плюс – то, что народ свалил два ненавистных ему клана – Жээнбаевых и Матраимовых. Минус – кризис власти. Пока сформируется властные структуры, пройдет как минимум два месяца. В 2010-м мы прожили без власти полгода. И все, между прочим, было прекрасно. Все саморегулировались и работали, дружинник патрулировали порядок в общественных местах. У нас вообще стало нормой, что если, допустим, светофор не работает, то перекресток регулируют добровольцы. Даже эта, казалось бы, мелочь говорит о том, что народ рассчитывает только на себя.
Комментариев пока нет