На виртуальном «Саммите за демократию», инициированном президентом США Джо Байденом прозвучал простой вопрос: что мы можем сделать, чтобы помочь защитникам демократии, которые рискуют своей жизнью?
От Беларуси до Боливии (и даже в Великобритании и США) – лидеры и организации гражданского общества возглавляют смелые движения, которые сопротивляются угнетению, авторитаризму и несправедливости.
К сожалению, по всему миру усиливаются угрозы лидерам гражданского общества и демократическим институтам. Национализм, неравенство и политическая поляризация находятся на подъёме во многих странах мира, а вызванные пандемией ограничения на публичные собрания, а также всё более продвинутые технологии слежки укрепляют авторитарные режимы.
В Колумбии в 2020 году были убиты 65 активистов-экологов. В Нигерии сохраняется в силе запрет на использование Twitter, введённый правительством страны в июне этого года. А в августе правительство Уганды приостановило деятельность 54 правозащитных организаций.
Эти репрессивные меры – как в демократических, так и авторитарных государствах – имеют долгосрочные последствия. Ограничивая гражданские свободы, в том числе свободу прессы, собраний и слова, а также атакуя организации, которые их отстаивают, государства лишают наши права и институты защиты от будущих атак.
Именно поэтому наши партнёры и получатели грантов в гражданском общества бьют в колокол тревоги. Организации, созданные с разными целями и в разных странах, превращаются в мишени для одинаковых стратегий атаки, в том числе для обвинений в «иностранном вмешательстве» каждый раз, когда они работают с уважаемыми международными организациями и филантропическими учреждениями, подобными тем, что мы возглавляем.
Эти атаки не должны продолжаться. Они ставят под угрозу не только жизнь и источники существования тысяч организаторов и активистов гражданского общества во всём мире, но и саму демократию. Пока авторитарные режимы лишают сил эти важнейшие общественные группы и нарушают их необходимую деятельность, циничные представители этих режимов называют демократию «идеалистичной» и «наивной».
Мы в корне отвергаем это мнение. Мы поддерживаем демократические силы именно потому, что они требуют постоянной поддержки, защиты и участия. Мир и стабильность, которым они способствуют, достигаются благодаря инклюзивному общественному договору, а не железной рукой.
В соответствии с этим духом, байденовский «Саммит за демократию» призван поддержать демократическое обновление, гражданское участие, многостороннее сотрудничество. Этот саммит даёт лидерам важный шанс подтвердить фундаментальные права – на собрания, объединения, слово и информацию – в их собственных странах и продвигать эти права за рубежом с помощью стратегической дипломатии.
Впрочем, одни только устные обязательства не очень помогут. Вступая в виртуальный разговор этой неделе, государства должны быть готовы пойти дальше риторики и подтвердить важность этих прав не только словами, но и делами в борьбе за гражданское пространство.
В сфере правозащиты это означает необходимость укрепления международной и национальной защиты свободы слова и свободы собраний, которые гарантируют каждому человеку право выразить своё несогласие перед лицом авторитаризма. Во многих странах обеспечение свободы слова потребует отмены законов о подстрекательстве к мятежу, а также введения моратория на блокирование интернета. Кроме того, правительства должны прекратить экспорт и передачу оборудования, предназначенного для слежки, репрессивным режимам.
Одна из наиболее насущных задач: мировые лидеры должны значительно увеличить инвестиции в организации гражданского общества, которые создают крайне важные сдержки для государственной власти. Они должны также обязаться выделить ощутимые ресурсы защитникам прав человека, местным журналистам, социальным службам, локальным общественным центрам.
Для этого нужно поддерживать эти организации не только в периоды кризиса, когда им трудно служить своим сообществам, но и инвестировать в их долгосрочный рост, то есть инвестировать в поддержку активного гражданского общества, подготовленного к будущим чрезвычайным ситуациям. Например, демократические лидеры должны масштабировать механизмы общей защиты, обеспечивающие активистов, которые находятся в зоне риска, правовой, медицинской, психологической и другой помощью, в том числе связанной с цифровой безопасностью и переездом. Особенно это касается программ в тех местах, где наблюдаются региональные и национальные атаки на гражданское общество. Это один из самых надёжных способов поддержки государствами тех, кто рискует своей жизнью ради защиты демократии.
Наконец, лидеры должны объединиться вокруг общей демократической идеи и тесно сотрудничать в многосторонних, многосекторных партнёрствах. С участием государства, благотворительного сектора, частного сектора и гражданского общества у нас есть возможность опереться на диалог, начатый на саммите, и воспользоваться нашими уникальными сильными сторонами для расширения гражданского пространства. Лучшая защита гражданского пространства – это увеличение гражданского пространства, населенного активными, подключёнными гражданами, у которых есть ресурсы, защита и сила для отстаивания своих прав и источников существования.
Активные граждане могут добиться серьёзных перемен. Например, в этом году в Молдове и Малайзии организации гражданского общества способствовали отмене репрессивных законов о «чрезвычайном положении», предотвратив опасную эрозию демократических институтов. А летом 2020 года миллионы людей вышли на марши протеста Black Lives Matter, сформировав, наверное, наиболее массовое движение в американской истории.
Вне зависимости от причин борьбы и расстояний, люди, мирно собирающиеся вместе для защиты своих фундаментальных прав, добиваются колоссального прогресса на пути к достоинству, равенству и справедливости для всех. От Хартума до Куала-Лумпур – давайте защищать этот прогресс и способствовать ему словом и делом, гарантируя его сохранение для следующего поколения.
Мишель Бачелет – бывший президент Чили, сейчас Верховный комиссар ООН по правам человека. Даррен Уокер – президент Фонда Форда. Марк Мэллок-Браун – президент Фондов «Открытое общество» (OSF).
Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет