G20 является более легитимной группой в плане представления разнообразного и сложного мира, чем G7 - Exclusive
Поддержать

G20 является более легитимной группой в плане представления разнообразного и сложного мира, чем G7

На состоявшемся в Риме в октябре прошлого года саммите лидеров G20, организованном тогдашним Премьер-Министром Италии Марио Драги, была принята декларация, полная обещаний “решать самые насущные глобальные проблемы” и “объединить общие усилия для более эффективного преодоления кризиса COVID-19 и обеспечения устойчивого и инклюзивного роста” во всем мире. Сколько же всего произошло всего за один год.

Однако не следует недооценивать обещания 2021 года. В Декларации лидеров, принятой на саммите в Риме, содержатся благородные обещания уделять “особое внимание потребностям наиболее уязвимых”. Что касается глобальных общественных благ, то документ, содержащий 61 пункт, охватывает практически все аспекты, от продовольственной безопасности до циклической экономики, от окружающей среды до международной финансовой архитектуры.

Это делает события 2022 года еще более неутешительными. Встреча министров финансов и управляющих центральными банками G20 на Бали в прошлом месяце, в значительной степени омраченная разногласиями по поводу войны России в Украине, не завершилась никаким коммюнике. И на данный момент нет никаких оснований полагать, что ноябрьский саммит лидеров G20 на Бали даст лучший результат.

С точки зрения глобальных кризисов, война в Украине – это только начало. В Соединенных Штатах резко возросшая инфляция, которая в июне достигла 40-летнего максимума в 9,1% в годовом исчислении, спровоцировала все более агрессивное повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США, что только усилило опасения по поводу рецессии. Промежуточные выборы, которые состоятся всего за неделю до саммита G20, лишь усугубляют неопределенность, исходящую от США.

В Европе борьба за освобождение от гнета российской энергетической зависимости происходит на фоне стремительного роста цен и перебоев с поставками. Тем временем, континент переживает рекордно высокие температуры, лесные пожары и засуху, и это всего лишь предвестник того, что произойдет, если мир не начнет действовать как можно быстрее. Также остается еще много политических потрясений, которым нужно противостоять, например, недавняя отставка Драги с поста премьер-министра Италии.

Страны с формирующейся рыночной экономикой, уже получившие встряску из-за краха экономики Шри-Ланки, готовятся к росту инфляции, обострению продовольственного кризиса и увеличению долгового кризиса. JPMorgan отмечает, что усиление давления на внешние и фискальные счета заставляет все большее число стран обращаться за помощью к Международному валютному фонду или, по крайней мере, двигаться в этом направлении.

В условиях таких далеко идущих и взаимосвязанных кризисов можно было бы предположить, что глобальное сотрудничество не за горами. Но, похоже, желание идти на компромисс практически отсутствует, особенно на уровне G20.

В G7 ситуация совершенно иная. G7 существует 47 лет, что в два раза дольше, чем 22-летняя история G20, хотя стоит отметить, что на протяжении большей части своей истории G7 была G8. В 2014 году Россия была отстранена.

Это указывает на определяющую характеристику этого более старого, меньшего по размеру клуба: в него входят западные демократии, которые в значительной степени доминировали в мировой экономике с 1945 года. В 2020 году на G7 приходилось более половины мирового чистого богатства и примерно половина мирового ВВП несмотря на то, что на ее страны приходится всего 10% мирового населения.

Эта непропорциональная экономическая власть и широко распространенная политическая идеология во многом объясняют поведение G7. Демократические системы, которыми так гордятся страны G7, делают их лидеров заложниками быстро меняющегося избирательного цикла, который поощряет краткосрочное политическое мышление. И тот факт, что почти все страны G7 являются эмитентами резервных валют, позволяет им применять этот краткосрочный подход с помощью таких мер, как крупномасштабное количественное смягчение. 

Имея так много общего – и с теми, кто не согласен оставаться в стороне — неудивительно, что G7 удается договориться о большем, чем G20, которая была создана после Азиатского финансового кризиса 1990-х годов для взаимодействия с крупнейшими развивающимися экономиками. На G20, в которую входят 19 стран и Европейский Союз, приходится более 80% мирового ВВП и почти две трети населения планеты.

Страны G20 гораздо более разнообразны как в культурном, так и в политическом плане. Они включают в себя ряд демократий, многие из которых глубоко порочны, а также откровенные автократии. Население их стран гораздо моложе. Эти факторы помогают объяснить, почему многие страны G20 придерживаются более долгосрочных политических горизонтов. Между тем эскалация глобальных кризисов породила сомнения относительно неолиберальной экономической ортодоксальности, которую уже давно продвигают страны G7.

Принимающая сторона G20 в этом году является представителем этой более разнородной группы крупных экономик. Индонезия понимает, что стратегическое терпение необходимо для достижения консенсуса между странами, действующими с различных точек зрения и находящихся на разных этапах развития. В конце концов, она является членом очень разнообразной Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая делает акцент на musyawarah (консультации) и muafakat (консенсусе).

Подход АСЕАН, безусловно, может разочаровать, но он имеет жизненно важное значение для достижения компромисса и прогресса. АСЕАН идет по пути коллективного превращения в четвертую по величине экономику мира к 2030 году, обогнав как Германию, так и Японию.

Если саммит G20 в этом году принесет какой-либо прогресс, его члены, особенно страны G7, должны принять musyawarah и muafakat. Большинство развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой рассматривают мир и стабильность как предпосылки для своего дальнейшего развития. Они справедливо обеспокоены тем, что озабоченность G7 по поводу победы над Россией и сдерживанием Китая будет препятствовать этому процессу, препятствуя восстановлению после пандемии и подрывая действия по борьбе с изменением климата.

С демографической точки зрения, G20 является гораздо более легитимной группой – в плане представления разнообразного и сложного мира – чем G7. Поэтому последняя группа должна гораздо больше прислушиваться к своим партнерам, не входящим в G7, и сотрудничать с ними. Это означает, во-первых, учет побочных эффектов их усилий по преодолению продовольственного и энергетического кризисов, вызванных войной на Украине. И, как бы это ни было сложно, это означает поиск способов сотрудничества со “стратегическими соперниками”, такими как Россия и Китай.

“Остальные” не могут заставить Запад действовать в их интересах. Но Запад также не может игнорировать остальных и сохранять экономическое и моральное лидерство. Саммит лидеров G20 в этом году на Бали представляет собой критически важную возможность для Запада решить, к какому будущему он стремится.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Эндрю Шэн

Почетный научный сотрудник Глобального института Азии Университета Гонконга, член Консультативного совета ЮНЕП по устойчивому финансированию. Сяо Гэн, председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Института политики и практики Шэньчжэньского финансового института Китайского университета Гонконга, Шэньчжэнь.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.