Как Назарбаев стал главой самого коррумпированного клана в СНГ - Exclusive
Поддержать

Как Назарбаев стал главой самого коррумпированного клана в СНГ

«Россия не могла не напасть на Украину, но сейчас мы подходим к краху этой мафиозной системы под названием путинизм», – считает Михаил Полторанин, первый вице-премьер ельцинского правительства, про которого говорят, что он «сделал Ельцина», проложив ему дорогу на Олимп российской власти.

Уроженца Казахстана Полторанина считают человеком, заложившим основы независимой бесцензурной прессы. В бытность членом комитета Верховного совета СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан, а затем министром печати и массовой информации РСФСР, он инициировал закон о СМИ, запрещающей цензуру в СССР. Будучи в советский период самым популярным и востребованным журналистом, руководил ключевыми изданиями СССР, а потом и России. В интервью YouТube-каналу «Де-факто» он рассказал, что же послужило детонатором развала коммунистической системы и прихода Ельцина к власти, и что до сих пор скрывают архивы – Михаил Полторанин долгое время был главой комиссии по их рассекречиванию. А также о том, почему Нурсултан Назарбаев, человек, пользовавшийся заслуженным авторитетом не только у себя на родине, превратился в главу одного из самых коррумпированных семейных кланов в СНГ, и, конечно же, о том, что происходит сегодня, насколько режим, который сейчас правит Россией, жизнеспособен, и что эту страну ждет завтра.

Месть Хрущева

– Я старый человек, который пережил четыре общественно-экономические формации, – говорит 83-летний журналист. – Первым был большевизм (сталинизм), далее социализм, олигархический капитализм и мафиоизм, который привел такое понятие как путинизм. Ельцинизм при мафиоизме не мог возникнуть, потому что ту систему, что была в 90-х мы огородили демократическими задвижками.

Путин сейчас говорит, что это Ленин создал такую систему: когда кто хотел, тот и приходил в Союз, а кто не хотел – уходил. Не надо было этого делать, считает он, нужно было, мол, закрепить в Конституции, что приходить можно, а выходить – нельзя. Но то, что это было сделано правильно, проверено историей. Советская власть полностью ликвидировала безграмотность, повсюду построила больницы, установила 8-часовой рабочий день и т.д. Когда началась Вторая мировая война и немцы захватили всю Европу, то такие республики, как Армения, Грузия, Казахстан, Узбекистан и т.д. могли выйти из состава Союза, потому что центральная власть находилась чуть ли не под пятой у немца. Но нет, все пошли воевать за эту власть и за эту страну, потому что хотели жить в ней. К 1939 году, когда выкарабкались из нищеты и отменили карточки, Сталин сказал знаменитую фразу «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Разваливаться все стало при Хрущеве. Он мстил Сталину за унижения, которые пережил, когда, ползая на коленях, вымаливал пощаду: вождь приказал расстрелять Хрущева после того, как его сын-летчик перешел на сторону немцев.

– Когда вы работали в архивах, то видели план затопления Москвы в случае, если немцам удалось бы ворваться в столицу.

– Такой план действительно был. Все считают Георгия Жукова гением, а он столько вреда стране принес! Когда 25 октября 1941 года под Вязьмой немцы уничтожили 300 тысяч советских солдат и 600 тысяч взяли в плен, Москва оказалась открытой. И тогда в ночь на 29 октября пустили реки Сестра, Истра, канал Москва-Волга, после чего высокая волна смела все немецкие танки, которые подошли к Москве с северо-запада, а также 36 поселков, оказавшихся на их пути.

– То есть шансов на выживание у советских граждан, жителей поселков, не было?

– Не было. Это же происходило ночью. Когда Гитлеру разведка сообщила, что есть план затопления и самой Москвы тоже, то он остановился и повернул на Кавказ, богатый нефтью, и на Сталинград. То есть в Москву его не пустил вовсе не «гений» Жукова, а угроза быть затопленным.

– Если бы Гитлер решился бы взять Москву, тогда погибли бы миллионы. Можно ли оправдать такое решение советского правительства?

– Это никак не может быть оправдано, но с другой стороны – путинизм за 22 года умертвил 10 млн россиян, а оставшиеся тем не менее кричат «Да здравствует Путин». Это все зафиксировано Росстатом и другими государственными учреждениями.

Но договорю о вреде Хрущева. При Сталине появилась параллельная государственной кооперативная собственность. Заработали заводы по производству радиоприемников, телевизоров, мебели… Все шло к тому, чтобы создать нормальные условия для появления многопартийности и многовекторной политики. Сталин говорил, что социализм можно построить даже в монархической Англии, главное, чтобы средства производства оставались в руках народа. Я помню, как на всех углах стояли какие-то киоски, где торговали разнообразной едой – пирожками, мантами и т.д. У колхозов был план сдачи по мясу, а чтобы переработать излишки, создавали колбасные цеха. Это все в СССР начиналось как раз перед войной. Мы, дети погибших отцов, получали пенсию за них. Ее в годы войны хватало на две буханки черного кооперативного хлеба.

– И вы считаете это социальной справедливостью?

– Какая справедливость, когда война все разрушила? Страна не могла дать больше.

 – А когда инвалидов, которых называли «самоварами», стали вывозить подальше от города?

– Это ты начитался дурацкой литературы. Да, некоторых ветеранов раздавали по колхозам на полный пансион. Героя Советского Союза Ивана Ивановича Иванова привезли в один из целиноградских совхозов. Там ему сделали протезы и он стал героем Соцтруда, работая на комбайне. Но Хрущев все эти блага ликвидировал. Самое главное, он убрал колхозы и МТСы – перевел их в совхозы, а колхозы – это ведь наша (народа) земля и мы сами принимаем решение, когда нам сеять и убирать урожай. Совхозами стала командовать партия. Секретарь райкома говорит директору совхоза – сей сегодня, если тот отвечает ему – не можем, заморозки, угрожали исключением из партии. Именно при Хрущеве стали покупать пшеницу в США, Канаде и т.д., потому что в стране начинался голод. Я испытал это на себе уже в послевоенные годы.

Могильщик СССР

– Говорят, что практически только два человека, Полторанин и Солженицын, исторически заложили интеллектуальную мину под СССР. Ведь вы в 1987 году написали речь «за Ельцина», благодаря которой стала восходить его политическая звезда, то есть вы могильщик огромной коммунистической державы.

– Так говорят люди, которые ни хрена не понимают в политике. Советский Союз развалили три структуры – политбюро ЦК КПСС, руководство КГБ и Госплан СССР. Союз поднимался до 1974 года во всех отношениях, этому способствовала плановая система. По производству электроники мы обошли Японию, стали поджимать Америку. Подмосковный Зеленоград был создан как аналог американской Кремниевой долины, у нас пошли высокие технологии, космос и т.д. Но Госплан вдруг принял решение остановить финансирование производства электроники и микроэлектроники, деньги пошли на переброску северных рек в южные регионы и на освоение месторождений нефти и газа.Бильдербергский клуб, у которого все наши высокие партийные боссы, особенно КГБ-шники, были засвечены (они все были «на его крючке»), велел прокладывать трубы в Европу. Мол, если продавать нефть и газ, то будете в шоколаде. В 1986 году я и Байбаков, председатель Госплана СССР, поехали в Баку, на съезд ЦК компартии Азербайджана. Я освещал мероприятие, а его должны были избрать от Азербайджана делегатом на XXVI, кажется, съезд партии. Ночами мы с ним вели долгие разговоры. Я ему, помнится, привел десяток примеров. Скажем, когда в Казахстане нашли месторождения железа – Лисаковское и Соколовско-Сарбайское, и решили там строить крупнейший комбинат – Карагандинский металлургический, то провели канал Иртыш-Караганда протяженностью 237 километров, улучшили работу угольной промышленности, потратив на эти цели тогдашними деньгами $10 млрд. А Госплан сделал так, что вместо разработки этих месторождений были построены конвекторы – качающиеся ванны для магнетитовых руд, которые надо было возить через всю страну с Курской магнитной аномалии. То же самое сделали и во Владивостоке, куда возили руду из Украины. Или планировали везти нефть из Самотлора (Ханты-Мансийский автономный округ) в Узбекистан, а оборудование завозили совсем в другие республики. В общем – вакханалия. Можно было не слушать Госплан, но к тому времени было принято постановление о том, что его решения были равносильны правительственным, поэтому никто и не вякал.

Я спросил Байбакова – это что, разгильдяйство или предательство? Он сказал, что, конечно же, предательство, Андропов пытался бороться с этим – создал комитет госбезопасности при Госплане, однако большой КГБ «ушел» и самого Андропова, и этот комитет. Так откуда мы с Солженицыным могли быть причастными к развалу Союза, если все уже разрушено было до нас?

Кессонная болезнь

– Если была бы возможность, вы бы сохранили компартию?

– Я бы сохранил, но так, чтобы она не была единственной. Монополия убила идеи социализма. Плеханов, ближайший соратник Ленина, говорил, что нельзя допускать диктатуры пролетариата, потому что сам он государством управлять не будет, отдаст эти функции чиновникам, и те начнут утверждать свою диктатуру, что мы сегодня и наблюдаем – их, чиновников, теперь в два раза больше, чем было в СССР. И сейчас у нас одна руководящая партия, если «Единую Россию» можно назвать таковой. В 1933 году в Берлине кричали «Не будет Гитлера – не будет и Германии», а в 2022-м Володин, спикер Российской Думы, орет: «Нет Путина – нет России».

Перестройку политической системы – уход от монополии в политике и экономике и переход к конкуренции – мы начинали с Ельциным и Назарбаевым. Правда, Ельцин страшно ревновал Назарбаева к Горбачеву, потому что тот хотел этого умного, прожженного мужика поставить премьером Союза, поэтому он все пытался оттолкнуть Назарбаева. Тот как-то полетел в Швейцарию году в 1992 году, и в каком-то интервью сказал что-то не очень лестное о Ельцине, а после этого у него встреча в Москве. И вдруг мне звонят из самолета Назарбаева: Ельцин отказал во встрече лидеру Казахстана.

Я звоню Борису Николаевичу: «Вы что, до сих пор чувствуете себя первым секретарем Свердловского обкома? Но вы же президент страны, хочу-не хочу, люблю-не люблю» уже не пройдет». Он бросил трубку, звоню снова, опять бросил. После четвертого раза взял – пусть приезжает. У таких людей, как Ельцин и Путин – «кессонная болезнь». Когда водолаз поднимается наверх, чтобы кровь не закипала, ему обязательно нужно делать остановки, иначе можно умереть. А у политиков мозг вскипает от отсутствия контроля за ними, им кажется, что они боги, им все позволено. А та встреча нужна была им обоим, у наших стран совместное производство, хозяйственные связи. Надо было их мирить, и Ельцин тогда сказал в конце концов: «Ладно. Пусть едет, я подарю ему дачу в знак примирения». И направо по Кольцевой дороге, в сосновом бору, он выделил Назарбаеву царскую дачу.

Нурсултан Абишевич предложил нам встретиться там семьями – его, Ельцина и моей.

И вот мы приехали. Сели за стол, Назарбаев дал мне роль ведущего – я должен был разделывать баранью голову. Ельцину я дал мозги, чтобы он думал, прежде чем что-то делать. А он вдруг поднимается и говорит: «Я хотел бы выпить за конструктора демократии в России – Михаила Никифоровича Полторанина. Он мне дал проект новой Конституции с разделением ветвей власти по принципам римского права. Он мне подготовил документы по развитию экономики по золотому сечению». А Назарбаев сказал, что да, мы с Михаилом давно вместе работаем, и я посылаю даже в Москву своих людей, чтобы они брали проекты законов и снимали с них кальки для Казахстана.

Они говорили в тот вечер о том, что власть не меняется, старики не хотят уходить, двурушничество и однопартийная система всем надоели, засидевшиеся у власти перестают понимать свой народ и страну. Прошли годы и мы увидели, как изменились и Ельцин, и Назарбаев.

– А вот Жириновский был предвестником двух-трехпартийной системы. Откуда он взялся?

– КГБ его сделало. Так получилось, что подвернулся именно он.

– А общество было готово к перевороту 1991 года?

– Наверное, было готово. Та революция, которая произошла тогда, также, как и Жириновский, была создана сверху. Когда мы создавали легальную оппозиционную демократическую фракцию «Межрегиональная депутатская группа», куда входили Ельцин, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев, академик Сахаров, то проповедовали ведь не капитализм. Мы хотели просто очистить страну от скверны, от камней, которые лежат на дороге, а дальше надо было делать многопартийность и многопрофильность в экономике. Но при Егоре Гайдаре в 1992 году что получилось? Парикмахерские остались при государстве, а нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы разгромили и отдали в частные руки своим людям.

– Назарбаев создал один из самых коррумпированных в СНГ семейных кланов. Почему так получилось?

– Так мы сейчас о чем говорим? В условиях отсутствия какого-либо намека на конкуренцию он стал бесконтрольным, все упали перед ним на колени. То же самое происходит и с Путиным, который сегодня творит произвол.

– Говорят, Сталин тоже был разным – один до войны, другой после нее, и Путина люди тоже помнят другим.

– Прошу не оскорблять Сталина сравнением с Путиным. Да, в лучшую сторону, попав во власть, никто не меняется, но Сталин был русофилом. Репрессии у него были против тех, кто хотел утащить страну в мировую революцию. Путин же не может измениться, потому что у него нет ни политического кругозора, ни образовательной базы, он ее не получил, потому что поступил в университет по физруковской квоте, которую ему обеспечил его отсидевший в тюрьме тренер, а так в аттестате – одни тройки.

– Но тем не менее он более 20 лет у власти.

– Путин к власти пришел не сам, его привел КГБ, который развалил страну. Чем он занимался, когда в Дрездене заведовал Домом Дружбы? А тем, что, когда приезжали жены и другие родственники начальства, чтобы побывать в знаменитой Дрезденской галерее, он их встречал, провожал, «поляны» накрывал, а еще, как пишут его соседи по кабинету, занимался фарцовкой – покупал шмотки в Западном Берлине, чтобы перепродавать их в Москве. Когда его засекли на несанкционированных связях с иностранными разведками, вернулся в Питер.

Блогеры пишут, что он возил депутата Старовойтову, но ничего подобного не было и близко. Я знал Галину, она рассказывала, что как-то подошел к ней какой-то хлюпик молодой. Я, мол, восхищаюсь, когда слушаю и читаю ваши выступления, у меня есть собственная машина, хотите – буду возить вас? Она отказалась. Он тогда к председателю Ленсовета Собчаку, тот тоже отказался. Путин хотел пристроиться к ним, чтобы знать, о чем они говорят – не получилось. Тогда его пристроили к ректору ЛГУ помощником по международным делам, а оттуда – к мэру Собчаку советником, первым замом, чтобы в биографии появилась строка о том, что имеется опыт административной работы. После этого с помощью некоторых спецопераций его мигрировали в Кремль.

Ельцин играл в теннис с КГБэшниками, его личным тренером была жена одного из них. Они и подсунули ему этого Путина, которого он и не знал никогда. Тот пришел в администрацию президента, не имея ничего – ни опыта, ни интеллектуальной базы, ни кругозора.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.