Как Ташкент и Астана уживаются на транспортно-транзитном треке?
В настоящий момент страны Центральной Азии больше мотивированы на создание международных транзитных коридоров, нежели локальных путей сообщений. Низкая координация между ними приводит к дублированию проектов, а ориентация на собственные интересы становится источником нездоровой конкуренции. Признаки соперничества в некоторой степени прослеживаются в действиях Казахстана и Узбекистана, каждый из которых имеет альтернативный выход на рынки Турции и Европы через Каспийское море.
Механизм регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, запущенный семь лет назад способствовал усилению регионального сотрудничества в сфере транспортных коммуникаций. Достигнуты некоторые положительные результаты.
Так, в 2018 году Узбекистан и Таджикистан возобновили железнодорожное сообщение по ключевому маршруту «Галаба – Амузанг – Хушади», что обеспечило почти двукратный рост взаимной торговли. Аналогичный результат был достигнут между Узбекистаном и Кыргызстаном после запуска мультимодального коридора «Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар» в том же 2018 году.
Завидную активность в реализации транспортных проектов локального значения проявляют Узбекистан и Казахстан. Будучи крупнейшими экономиками Центральной Азии, эти страны обеспечивают практически весь объем внутрирегиональной торговли, что подстегивает их интерес к созданию новых взаимовыгодных грузовых маршрутов.
В 2021 году стороны договорились о прокладке автомобильной и железной дороги «Учкудук – Кызылорда», которая свяжет Кызылординскую область Казахстана с промышленной Навоийской областью Узбекистана, сократив расстояние между ними более чем в 3 раза. В планах также строительство железнодорожной ветки «Дарбаза – Мактаарал» и автодороги «Бейнеу – Шалкар».
Несмотря на успешное взаимодействие внутри региона, на внешнем треке Астана и Ташкент порой вступают в жесткую конкуренцию, которую можно охарактеризовать конфликтом интересов. Наглядным примером такого противостояния стал Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также известный как Средний коридор.
После начала войны в Украине значение Среднего коридора для глобальных грузоформирующих центров на Востоке и Западе кратно возросла. Сухопутный торговый путь из Китая в Европу проходит через территорию Центральной Азии, Южного Кавказа, Турции и акваторию Каспийского моря.
ТМТМ представляет альтернативу Северному коридору, функционирование которого затруднено из-за антироссийских санкций. Маршрут активно развивается, демонстрируя неуклонный рост перевозок. В 2023 году их объем составил 2,7 миллионов тонн. Ожидается, что к концу текущего года показатель вырастет до 4,2 миллиона тонн. По расчетам экспертов, при должном развитии инфраструктуры и терминальных мощностей в ближайшей перспективе Транскаспийский маршрут станет на 35% быстрее и на 40% дешевле, чем Северный коридор.
В работе ТМТМ участвуют почти все страны Центральной Азии. Однако наиболее выигрышные позиции у Казахстана, так как республика граничит с Китаем и Россией. Узбекистан также стремится занять прочную нишу в транзитных перевозках из Китая в Европу и обратно. Этому способствует вовлеченность страны в мальтимодальные маршруты «Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Азербайджан – Грузия – Черноморский регион» или Грузия – Турция – Евросоюз» (коридор TRACECA) и «Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Евросоюз».
Здесь уместно упомянуть об автомобильной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», по которой грузы из КНР в Узбекистан доставляются за 2 дня вместо 10 транзитом через Казахстан. Намечено строительство железной дороги в аналогичном направлении. Это позволит серьезно усилить позиции Ташкента и Бишкека в железнодорожных грузоперевозках из Китая на Ближний Восток и обойти нынешнюю монополию Казахстана, который единственный из всех стран Центральной Азии обладает железнодорожными пунктами пропуска на границе с Китаем.
При развитии транскаспийских коммуникаций в западном направлении государства Центральной Азии выступают как партнерами, так и конкурентами. Партнерство выражается в совместной проработке стыковочных маршрутов, которые позволяли бы представителям «пятерки» подключаться к той или иной транзитной ветке Среднего коридора. Как упомянуто выше, Узбекистаном и Казахстаном согласован вопрос строительства железной дороги «Учкудук – Кызылорда», которая будет подведена к казахстанской части ТМТМ.
Между тем, в 2019 году Узбекистан в партнерстве с Кыргызстаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией запустил альтернативный торговый путь в Европу через Каспийское море – так называемый коридор CASCA+ (Central Asia – South Caucasus – Anatolia+). Недавно страны-участники маршрута договорились о создании консорциума, т.е. специальной структуры для координации деятельности маршрута. Таким образом, проект выходит на институциональный уровень, что создаёт серьезный задел повышению его конкурентного потенциала, а заодно транзитных возможностей стран Центральной Азии и Южного Кавказа.
Напомним, что еще в 2014 году Казахстан, Азербайджан и Грузия осуществили институционализацию Среднего коридора. Сначала был учрежден Координационный комитет, который вскоре трансформировался в Международную ассоциацию «Транскаспийский международный транспортный маршрут». Оба эпизода указывают на разрозненный характер действий «пятерки» по развитию внерегиональных транспортных коммуникаций, а это чревато появлением нездоровой конкуренции, которая будет вносить раздор между странами региона.
С учетом наметившейся тенденции углубления внутрирегиональных связей, чему благоприятствуют нынешние геополитические реалии современного мира, Узбекистану и Казахстану гораздо важнее объединить потенциал своих транспортных проектов и организовать их совместную координацию.
Следует выработать согласованный подход к осуществлению транзитных перевозок через Каспий по оси «Китай – Европа – Китай» на основе соблюдения принципов равноправия и взаимной выгоды. При этом важно не допустить преобладания интересов одной из сторон над интересами другой. Вместе с тем, представляется необходимым гармонизировать работу консорциума по развитию коридора CASCA+ и Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» с дальнейшим слиянием обеих структур в единый координирующий орган со статусом юридического лица.
Важно также выработать общие подходы в развитии международных транспортных коридоров и ускорить процесс принятия Стратегии по развитию транспортных коридоров Центральной Азии, о которой было заявлено еще в 2018 году. По-прежнему актуальным остается вопрос создания под эгидой ООН Регионального центра транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
5 Комментариев
Есть ощущение ангажированности этой статьи. Призывы к взаимным уступкам вряд ли будут услышать. Надо понимать разницу и существенный потенциал Срединного Коридора перед маршрутом Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Пропускные способности, объемы, техническая оснащенность, наличие хабов, порта на китайской стороне даёт существенную фору Казахстану. Опять же, Казахстан создал и совершенствует жд отрасль, производя немалую номенклатуру изделий для жд инфраструктуры, от стрелочных переводов, колёсных пар, рельсов, бандажей, разных модификаций грузовых вагонов и платформ, множества других необходимых деталей, до тепловозов-электровозов. Обеспечивая свою жд инфраструктуру почти на 100%. Вот эти широкие возможности позволяют Срединному Коридору вводить более гибкие и более привлекательные тарифы. Чего лишён будущий жд маршрут Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Горный маршрут сам по себе довольно сложный, ощутимо затратный, и полностью зависимый в технической поддержке от Китая.
С чего вы взяли, уважаемый Monk, что ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан нечто иное, чем Средний коридор. Этот маршрут и есть часть южной ветки Среднего коридора, которая сейчас представлена автодорожным сообщением на кыргызском участке транзитного пути. В статье специально отмечается, что в работе ТМТМ со своими транзитными возможностями участвуют почти все страны Центральной Азии, а не только Казахстан. Вы же допускаете распространенную ошибку, наивно полагая, что Средний коридор пролегает лишь по территории РК.
объединение усилий приведет к повышению эффективности транспортно-логистического потенциала всего региона, ее привлекательности на мировом уровне, от этого выиграют все страны региона
Наргиза Умарова расскажите пожалуйста как учавствуют, сколько вкладывают
в создание и работу ТМТМ республики ЦА ,кроме РК,очень интересно
Жд путь через горы Кыргызстана ещё построить надо. А зимой там 6 месяцев все стоять будет. Авторы проекта не учли постоянные снежные лавины зимой и летом сетевые потоки. Через Кыргызстан вообще не надо было строить. Проще было с Казахстаном договориться. И опять же и у Узбекистана все равно нет выхода на Каспи. Надо или с Туркменией договариваться. А там все глухо. Или опять же с Казахстаном. Послушали этих кыргызов. А как были они в изоляции и тупиковой станции так и остались.