Казахстан vs Узбекистан: чему наши чиновники могут поучиться у южного соседа - Exclusive
Поддержать

Казахстан vs Узбекистан: чему наши чиновники могут поучиться у южного соседа

Между Казахстаном и Узбекистаном всегда был взаимообмен. В том числе и по части ремёсел. Если степные модницы с удовольствием носили одежду из узбекских тканей с абровым узором, то в гардеробах богатых узбеков достойное место занимал шекпен – казахский плащ из верблюжьей шерсти. Но сегодня Узбекистан опередил нашу страну в этой отрасли.

Эту систему в начале XX века разрушила советская власть, но основные процессы – сначала утраты традиционных ремёсел, а потом, после обретения независимости, их возрождения – в наших странах продолжали идти параллельно. Примерно до конца 1990-х. Потом у соседей произошел качественный скачок в развитии народного декоративно-прикладного искусства: западные эксперты связывают его прежде всего с поддержкой, оказываемой государством. Exclusive.kz поговорил с руководителями профессиональных союзов народных мастеров двух стран – Айжан Беккуловой, председателем Союза ремесленников Казахстана, и Азизбеком Муртазаевым, заместителем председателя Ассоциации «Хунарманд» Республики Узбекистан, о сегодняшней ситуации с ремёслами и ремесленниками. Спойлер: дело не только в господдержке, но и в законодательных документах, регулирующих отрасль.  

Фото : Илья Назаренко

Как создавались союзы ремесленников

Азизбек Муртазаев: Ассоциация «Хунарманд» – негосударственная, некоммерческая, общественная организация, была основана по Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства» в 1997 г. И все ремесленники, которые становились и становятся ее членами, получают определенные льготы от государства. Например, начиная с того же 1997 г. все «хунармандовцы» освобождены от налога на прибыль; им засчитывается трудовой стаж; выделяются пустующие помещения в исторических постройках, скажем, медресе, или в других государственных зданиях, на льготных условиях – под 50% аренды. То есть пустующее помещение сначала предлагается ремесленникам, и только если мастера по каким-либо причинам его не берут, его показывают другим. В некоторых местах аренда даже ниже 50% – назовем ее «символической». Все эти льготы определяются постановлениями и указами президента Узбекистана. На сегодняшний день принято восемь таких документов, и с каждым из них давались новые преференции, что-то обновлялось и т.д.

Айжан Беккулова: В 2006 году мы, группа ремесленников, запустили с нашими партнерами программу «Развитие ремёсел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане». Нас поддержали компания Chevron, фонд «Евразия» Центральной Азии, ЮНЕСКО, Министерство культуры и общественный фонд Our Heritage. Программа была очень успешной, и ее результатом стало создание в 2012 году Союза ремесленников Казахстана. Что касается законодательной базы: долгое время существовал лишь один документ, Постановление Правительства РК «О Концепции развития ремесленничества в Республике Казахстан» от 11 июля 2000 г. Потом, спустя почти 20 лет, в мае 2019 года было принято постановление «Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы», где развитие ремесленничества выделено отдельным пунктом, но где опять – ничего конкретного. Могу сказать, что у нас до сих пор нет четкого определения ремесленничества, нет стандартов по ремеслу, лишь недавно было дано распоряжение, чтобы нас внесли в ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности). Не говоря уже о том, что нас почему-то включают в туристский пул, не понимая, что ремесленничество относится к туризму только частично, что сувенирная продукция, которая предлагается иностранным гостям – это далеко не все и даже не основное, что могут наши мастера. Ремесло – это все-таки сохранение традиций. Это культурный код страны, без которого мы вообще не будем интересны этому миру. Но пока у чиновников эти понятия – ремесло, культура, наследие – не выстроятся в единую систему, мы так и будем существовать «по остаточному принципу».

Фото: Гульнар Танкаева

Как мастера обучают учеников

Азизбек Муртазаев: Уже два года государство выделяет субсидии на обучение ремеслу. Мастер, который занимается с учениками, получает на каждого из них сумму, равную двум базовым расчетным величинам – сегодня это примерно $54. Несложно подсчитать, что если он обучает десятерых учеников, то это получается примерно $540. И если ученик, завершив курс, сам становится мастером и вступает в ассоциацию «Хунарманд», государство субсидирует его членский взнос, его регистрацию как индивидуального предпринимателя, плюс до $570 ему выделяется на покупку оборудования и сырья – то есть первоначальный стартовый капитал.

И, кстати, если раньше в нашем законодательстве было ограничение по количеству учеников (каждый мастер мог взять не больше пяти), то в декабре 2020 г. мы обратились в парламент с предложением убрать эту норму, и нас поддержали. Теперь каждый ремесленник может – конечно, в зависимости от условий своей мастерской – привлекать столько учеников, сколько он сам считает возможным и нужным.

Айжан Беккулова: Система «учитель – ученик», «мастер – подмастерье» была в казахской степи всегда. Именно так появлялись династии ремесленников-шеберов, когда отец обучал сына, дед – внука и т.д. В том числе и благодаря этой передаче мастерства по наследству мы смогли сохранить многие ремесла, которые в советское время считались забытыми. Сегодня наши ведущие мастера, члены Союза ремесленников РК, возрождают эту традицию – обучения ремеслу. Но они делают это по собственной инициативе. Приведу лишь несколько примеров: мастер музыкальных инструментов Жолаушы Турдугулов, в его мастерской работают шесть человек; зергер (ювелир) Сериккали Кокенов, на постоянном обучении у него обычно четыре человека. Список можно продолжить, но сам принцип работы с учениками у большинства наших мастеров один: они не получают денег ни от государства, ни от самих обучаемых, наоборот, выдают своим подмастерьям своеобразную стипендию, распределяя между ними поначалу простые задания. И, кстати, в доковидные времена это была хорошая сумма, 200-250 000 тг в месяц, ребята (а большинство таких учеников приезжают из аулов, небольших городов и т.д.) даже могли помогать своим родителям.

Как Союзы ремесленников взаимодействуют с международными организациями

Здесь необходима небольшая предыстория: в начале 1990-х, после распада СССР, в странах постсоветского пространства начали работать разные международные фонды, в том числе – по поддержке ремесленничества. Но руководство Казахстана скоро объявило миру о нашей экономической самодостаточности (у нас же нефть), и многие международные организации решили свернуть свои, в большинстве своем – очень интересные и полезные программы, в «богатой» республике. Наши соседи не стали спешить с заявлениями о своих успехах, и «заграница» продолжила оказывать помощь узбекским, кыргызским и таджикским ремеслам. Результат не заставил себя ждать: вскоре в мастерских Бухары, Самарканда, Хивы появились грамоты «Знака качества ЮНЕСКО», участников фестиваля в Санта-Фе (США), этой «Мекки» для ремеселенников всего мира и другие приятные приметы международного признания.

Впрочем, у казахстанских мастеров тоже все это есть. Но, как нередко бывает в нашей стране, казахстанские ремесленники добиваются международных успехов не благодаря, а вопреки. Недавний пример: сотрудничество со Смитсоновским институтом (США). Союз ремесленников Казахстана, первый и пока единственный среди своих коллег из Центральной Азии, создал масштабный проект со знаменитым научно-исследовательским центром.

Все началось со знакомства председателя Союза ремесленников РК Айжан Беккуловой с сотрудниками Смитсоновского института. В результате осенью 2019 г. там прошла выставка наших ремесленников (к слову – первая для казахстанцев за 20 лет), и появилась идея о совместных программах со Смитсоновским центром народной жизни и культурного наследия. После этого американцы приехали в Казахстан, и Айжан повезла их в Актау и Атырау – показать, что не только нефтью богаты наши западные регионы, но и традициями ремесла. Большие планы по обучению мастеров новым экономическим инструментам «сбил» ковид, но сотрудники Смитсоновского центра не забыли о своих казахстанских проектах и предложили Союзу ремесленников РК подписать пятилетнее соглашение о сотрудничестве.

Первые обучающие тренинги в рамках этого соглашения состоялись в сложное время: в прошлом году, едва ли не в самый разгар пандемии. Вторую серию семинаров – она называлась «Пробуждение креативности» – провели этой весной в партнерстве с посольством США в Казахстане, Makerspace Almaty – проектом Генерального консульства США в Алматы, и, что особенно важно, при финансовой поддержке компании Chevron.

По словам Айжан Беккуловой, основной задачей было показать участникам семинаров нечто инновационное, то, что сегодня еще нельзя увидеть в мастерских ремесленников. Проводили тренинги молодые художники (работали в паре, американец и казахстанец), рассказывая и демонстрируя, как они создают новое искусство, используя техники традиционного ремесла.

Семинары оказались очень успешными, и планируется, что по результатам голосования их участников (это 200 человек), будет решено, какой американский мастер приедет осенью в Казахстан, чтобы провести уже «живые» тренинги вместе со своим казахстанским коллегой.

А следующим этапом сотрудничества со Смитсоновским центром, возможно, станет общий проект: каталог изделий женщин-мастериц из пяти стран Центральной Азии. Быть может и скорее всего – тех самых изделий, которыми когда-то делились друг с другом наши народы. Узбекские ткани, туркменские украшения, таджикская вышивка, казахский и кыргызский войлок. Это чиновники, возможно, не помнят, но у нас всегда был взаимообмен. Прежде всего – опытом. В нынешнее время, по мнению Айжан Беккуловой, это может быть опыт поддержки ремёсел на государственном и законодательном уровне.     

Гульнар Танкаева




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Это глобальная тема, которую надо раскрывать все более и более полно. Спасибо автору за поднятие темы, очень актуальной для нас всех.

  2. ДА, Узбекистан — это наглядный пример того, как при государственной поддержке расцветает ремесленничество, крепнем экономика, создаются рабочие места, возрождается и развивается культурное наследие, молодежь впитывает это отношение к своему наследию…. и так по цепочке. В Узбекистане продуманная многолетняя стратегия поддержки ремесленничества.