Кого выбирают президентами в школах Казахстана: коррупционеров, любимчиков и отличников - Exclusive
Поддержать

Кого выбирают президентами в школах Казахстана: коррупционеров, любимчиков и отличников

В школах Казахстана проходят выборы президентов и их помощников из числа самих учеников. Нас поразило, как до боли похожи школьные выборы с выборами в стране. «Не платят, воровать нечего, изменить ничего нельзя – учителя не позволят», – считают дети.

– Такое самоуправление практикуется в школах давно, – рассказывает завуч одной из алматинских школ. – Оно призвано учить детей навыкам самоуправления и пробуждению в них лидерских качеств. Лучше всего получается там, где заместители директоров по воспитательной работе успели пройти школу пионерии и комсомола. Те, что из современных, уверены, что их работа заключается только в своевременных отчетах. Тем более, что рейтинг школ сейчас определяется по выставленным в соцсетях или на официальном сайте школы фото– и видеоматериалам с мероприятий, открытых часов, выставок, линеек и, не знаю, насколько это законно – успехов или неуспехов конкретного ученика. Но в этом году министерство образования кинуло клич – активизировать работу по самоуправлению детей, и если раньше администрация школы выбирала себе помощников из школьников самостоятельно, то в этом году идет видимость бурных выборов.

… Дания, ученица 11 класса, впервые участвовала в выборах школьного президента. Хотя все было организовано наспех (не было никакой предвыборной агитации, о программах кандидатов узнали только в актовом зале, где они их зачитывали), ей понравилось.

– Было интересно, – сообщила она.

Кандидатов в президенты в ее школе изначально было шестеро. Но двое отсеялись сразу – один был испуган и растерян, а другая говорила столь тихо, что электорат ее просто проигнорировал. Оставшихся четверых Дания называла «Учительский любимчик», «Коррупционер», «Спортсмен» и «Отличница». Из ее собственного класса никто не пожелал выдвигать свою кандидатуру.

«Не платят, воровать нечего, изменить ничего нельзя – учителя не позволят», – сказал один из ее одноклассников, отказываясь от предложения выдвинуть свою кандидатуру. Сама она тоже не стала выдвигаться, хотя такая мысль, по ее словам, мелькала. Во-первых, некогда – готовится поступать в очень серьезный вуз, во-вторых – такая же пофигистка, как и большинство ее одноклассников, живущих, как она сказала по принципу – вы меня не трогайте, и я вас тоже не трону.

Больше всех голосов получил «Учительский любимчик», который, прочитав «Путь Абая» в третьем классе, привел учителей в восторг, который сопровождает его все школьные годы. Озвучив свою предвыборную программу хорошо поставленным голосом, он сообщил ее коронный пункт – постарается сделать так, чтобы хотя бы раз в неделю в школу можно было приходить в свободной форме, после чего электорат громко зааплодировал. Вторым пунктом у него шло обещание создать канцелярский блок, где все забывшие дома тетради или ручки могут там их либо одолжить, либо купить. Еще он пообещал прямые новостные эфиры в соцсетях, школьное радио, где будут звучать песни по заявкам, организовать зоны для отдыха, возможность заряжать гаджеты и еще какие-то «ништяки».

Впрочем, как призналась Дания, женская часть электората голосовала за него потому, что он хорош собой – высокий, плечистый, отлично сложенный, уверенный в себе.

Вторым по популярности стал «Коррупционер». Он пообещал дискотеки и прямые телеэфиры, где можно рекламировать и продавать свои идеи. «Каждый из вас будет иметь возможность зарабатывать», – сказал он, обращаясь к электорату. Когда «Коррупционер» перешел к обещанию, что если его изберут президентом, то в школьной столовой всегда будут свежие фрукты и овощи («дети должны получать витамины круглый год»), сидевший в первом ряду завуч по воспитательной работе не выдержал:

– Хорош вешать лапшу на уши. Школа не потянет такой бюджет.

Кстати, прозвище «Коррупиционер» он получил после того, как перед выборами бесплатно угощал вечно голодную мужскую часть электората булочками-пирожками-чаем-соками в школьной столовой. Девочки, не попавшие в число приглашенных, разнесли новость по всей школе. Это отчасти снизило рейтинг кандидата в школьные президенты при голосовании.

Третьей шла «Отличница». У нее программа была самой разумной. Она на двух языках – государственном и русском – заявила, что организует в школе книжный клуб, будет оказывать психологическую помощь тем, кто попал в трудную ситуацию, а еще сделает так, чтобы сильные помогали слабым подтянуться в учебе.

– Не все родители могут оплатить дополнительные курсы после школы, – сказала «Отличница».

Ее программа понравилась многим и Дание тоже, но за нее было отдано куда меньше голосов, чем за «Учительского Любимчика» и даже «Коррупционера». Почему? Дания пожала плечами. «Наверное, потому, что «Отличница» из казахского класса, а «Учительский любимчик» – из русского, ну мы из чувства солидарности и проголосовали за него».

«Спортсмен», кандидат в мастера спорта, набрал меньше всего голосов. Электорату не понравилось, что он, демонстрируя мускулы, подробно рассказывал о себе и о своих достижениях в спорте, и совсем мало – о том, как собирается сделать жизнь школы интересной. Сказал только, что каждый в школе будет активно заниматься спортом, и еще он будет развивать туризм. Как – не сообщил.

Голосование сами дети предложили электронное, чтобы все было прозрачно, но завучу, видимо, не нужны были проблемы, поэтому он категоричным тоном заявил, что оно будет бумажное, подчитывать голоса будут сами учителя без участия учеников. И точка.

– Впрочем, так было всегда – в школах президентами ставят тех, кто удобен учителям, – сообщила знакомая завуч. – Наше общество приучили избегать проблем, у нас не любят выскочек, имеющих свое мнение, инициативных и продвинутых. А школа – это маленькая модель общества, самоуправление, следовательно, – прообраз нашей власти.

Видимо, это правда. Дания сообщила, что их классная рада-прерада уходу в другую школу парня, который, оспаривая абсурдные, как он считал, требования учителей, звонил в министерство, после чего в школе начинались проверки. Так он добился, например, приходить на занятия с учебниками, скачанными на гаджет. Остальные тихо ему завидовали, но пойти на конфликт с администрацией не посмели (как же – впереди аттестат) и продолжали таскать тяжеленные рюкзаки с бесполезными, как они считают, учебниками, где ошибка сидит на ошибке. В качестве компенсации теперь они нашли себе забаву – находить и громко сообщать учителям об этих ошибках.

Если бы этот оптимистичный и громкий парень остался в их школе, то, уверена Дания, он обязательно участвовал бы в выборах: он обожает общественную жизнь и вообще – быть в центре внимания. Однажды, чтобы поднять всем настроение, одевшись в национальный костюм, встречал всю школу песнями под гитару. А еще он очень патриотичный. Одноклассники, побывавшие у него дома, разинули рты, когда увидели в его комнате флаг (не флажок) Казахстана и портрет президента…

– И он выиграл бы, – уверена девочка. – Если бы подсчет голосов был неправильный, не побоялся бы пойти на скандал…

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.