Куда движутся суннитско-шиитские отношения? - Exclusive
Поддержать

Куда движутся суннитско-шиитские отношения?

Отношения суннитов с шиитами в последние годы значительно улучшились, поскольку Саудовская Аравия сбавила тон своей антишиитской риторики, а некоторые арабы-шииты стараются дистанцироваться от Ирана, охваченного уличными протестами. Однако давняя враждебность и исторические споры могут с лёгкостью снова выйти на передний план и обостриться, особенно если учесть ту роль, которую сегодня играют в арабской (и, шире, мусульманской) публичной сфере спутниковое телевидение и социальные сети.

Одной из искр может стать готовящийся к выходу телесериал. В этот Рамадан (23 марта – 22 апреля) принадлежащий Саудовской Аравии новостной канал МВС планирует выпустить в эфир большую историческую драму о Муавии ибн Абу Суфьяне – важной, но спорной фигуре ранней исламской истории. Правление Муавии, основателя династии Омейядов, правившей халифатом в Дамаске, совпало с первой гражданской войной в исламе (так называемой фитной), когда он стал знаменосцем всех, выступавших против Али, которого шииты считают истинным наследником пророка Мухаммеда.

Новый сериал, с одним из крупнейших бюджетов в истории арабского телевидения (по слухам, он составил примерно $75 млн), является очередным примером недавней тенденции. В мусульманском мире стали невероятно популярны сериалы, которые показывают в Рамадан, и люди здесь, как, впрочем, и везде, всё чаще получают представления об истории с помощью телевизионных или стриминговых сериалов. Показанная одной из первых на канале МВС историческая драма о халифе Умаре подверглась критике со стороны суннитских религиозных деятелей, которые утверждали, что нельзя изображать сподвижников пророка (а шиитские критики были не согласны с историческим повествованием этого шоу).

Однако подобная критика пошла на спад, когда мусульманские исторические персонажи стали чаще появляться на экране, а наиболее строгие суннитские религиозные деятели в Саудовской Аравии утратили значительную часть своего влияния. Наследный саудовский принц Мухаммед бен Салман (сокращённо МБС), фактический правитель страны, теперь поддерживает такую форму гипернационализма, в которой ценится суннитско-шиитское единство. Соответственно, разжигание сектантской ненависти стало подавляться, а представители шиитского меньшинства в стране теперь назначаются на ключевые позиции.

МБС начал общаться с шиитскими религиозными деятелями и политиками в регионе, чтобы попытаться переманить их у Ирана – главного врага Саудовской Аравии. В их числе Муктада ас-Садр, могущественный шиитский политик и религиозный деятель Ирака. После отстранения от власти Саддама Хусейна ас-Садр превратился в символ иракского национализма и усиления шиитов, а также оказался человеком, способным дать отпор власти Ирана над арабскими шиитскими сообществами. Он позитивно воспринял саудовские предложения и даже посетил королевство. Однако 14 февраля ас-Садр призвал Саудовскую Аравию и другие страны отказаться от трансляции нового сериала канала МВС, заявив, что Муавия – это источник сектантского раскола в исламе. Вскоре после этого иракская Комиссия по вопросам коммуникаций и СМИ запретила показ этого сериала, а также профинансированной шиитами драмы про Абу Лулу – человека, крайне презираемого суннитами за то, что он убил халифа Умара. Канал МВС согласился не транслировать шоу на своём иракском канале, а шиитский канал решил не развивать свой провокационный проект. Однако вряд ли канал МВС совсем отменит показ сериала. И дело не только в его высокой цене, но и в той реакции, которую МБС и Саудовская Аравия могут услышать со стороны суннитских сторонников жёсткой линии.

И поэтому крупнобюджетная драма, воспроизводящая исторические события, которые вызывают наибольшие споры между суннитами и шиитами, скорее всего, будет показана по телевизору, что неизбежно приведёт к возобновлению сектантских противоречий. Сериал выйдет в эфир на главном панарабском канале МВС, а фрагменты наиболее спорных эпизодов, несомненно, будут распространяться в социальных сетях. Будущая судьба драмы про Абу Лулу неясна, но в последние годы снимались и другие профинансированные шиитами (обычно Ираном) сериалы, в которых ранний период истории ислама изображается с точки зрения шиитов, что, в свою очередь, провоцировало суннитов.

Всё это крайне печально, учитывая значительные улучшения суннитско-шиитских отношений в последнее время – после одного из худших в истории приступов суннитско-шиитского насилия в 2010-х годах. Агрессивное сектантство оказалось одним из важнейших элементов гражданской войны в Сирии, а также подъёма ИГИЛ, убивавшего шиитов и остальных несуннитов на территории, находившейся под его контролем, а также нападавшего на шиитские объекты в разных странах – от Саудовской Аравии до Бангладеш. Многие из религиозных стычек в регионе объяснялись прокси-соперничеством между Саудовской Аравией (в основном она поддерживала суннитов) и Ираном (в основном он поддерживал шиитов).

Однако Саудовская Аравия сменила курс после военного разгрома ИГИЛ в Сирии и Ираке, а в регионе возникло движение протеста против сектантства, что помогло смягчить суннитско-шиитские противоречия и прекратить насилие. Даже суннитские фундаменталисты «Талибана» после возврата к власти в Афганистане в 2021 году протянули руку афганским шиитам и позволили соблюдать некоторые шиитские ритуалы. Кроме того, массовые протесты, потрясающие Иран с 2022 года, демонстрируют значительную степень межэтнической и межрелигиозной солидарности (иранские сунниты участвуют в протестах наряду с шиитским большинством).

Тем не менее, между возглавляемой шиитскими религиозными деятелями Исламской республикой Иран и её соседями по Персидскому заливу, где у власти находятся сунниты, сохраняется сильная напряжённость. В Бахрейне по-прежнему политический тупик, а шиитская оппозиция лишена прав. В Ливане, где государство контролируют союзники Ирана, страны Персидского залива в целом игнорируют своих традиционных суннитских (и христианских) союзников, а систему раздела власти между представителями различных религиозных направлений, как и в Ираке, оказалось невозможно реформировать. Филиалы ИГИЛ в Иране и Афганистане продолжают атаковать шиитские мечети и святилища. В Пакистане и некоторых странах Африки сохраняются острые суннитско-шиитские противоречия.

Плодом предпринимаемых в последние годы инициатив по развитию суннитско-шиитского диалога стали не только декларации, осуждающие умышленные провокации, но и налаживание личных связей между ключевыми фигурами. Однако эти усилия не помогли расширить общую почву, на которой можно было бы преодолеть доктринальные различия или противоположность взглядов на историю. В идеале обеим сторонам следует избегать трудных и спорных тем, например, сюжетов из истории первой фитны, сосредоточив внимание на своей общности. Показ исторических сериалов этому напрямую противоречит.

Кроме того, ситуация осложняется геополитикой. Возглавляемая Ираном «Ось сопротивления» с участием Сирии, «Хезболлы» (в Ливане) и шиитских вооружённых отрядов в Ираке полностью встала на сторону России, и в регионе остаются неурегулированными прокси-конфликты, причём не только в Сирии, но и особенно в Йемене. Такой политической динамики, в сочетании с давней враждебностью, будет достаточно, чтобы противоречия продолжали бурлить прямо под поверхностью, готовые внезапно закипеть и вырваться из-под контроля.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.