Легкомысленное правительство: такое внезапное и противоречивое… - Exclusive
Поддержать

Легкомысленное правительство: такое внезапное и противоречивое…

Не прошло и года как правительство снизило свои планы по повышению доходов населения и по развитию топливно-энергетического комплекса РК. И так происходит практически по всем стратегическим документам уже много лет — без каких-либо последствий для чиновников. Эту ситуацию может изменить только сильный и независимый парламент.

Снижение планов по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК)

На прошлой неделе на совещании правительства обсуждался проект изменений в «Концепцию развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы». Но ведь она была утверждена этим же самым правительством всего чуть более двух месяцев назад – 21 ноября 2022 года. Что случилось за эти два месяца? Почему приходится пересматривать свои собственные планы в сторону ухудшения для ряда крайне важных плановых показателей?!

С учетом сырьевой зависимости экономики Казахстана стратегические планы правительства по развитию ТЭК являются особенно важными. Трудно объяснить столь легкомысленный подход правительства к государственному планированию. Приведу несколько примеров планируемых изменений в худшую сторону.

Так в Концепции, утвержденной в ноябре прошлого года, говорилось, что — «Обеспечение энергетической безопасности и устойчивое развитие газовой отрасли достигаются за счет увеличения ресурсной базы газа. Производство товарного газа к 2026 году вырастет до 35 миллиардов кубических метров в год». Через два месяца правительство уже хочет снизить свой собственный план до «27 миллиардов кубических метров» (уменьшение плана на 23%). Особенно интересно, что, уменьшая долгосрочные планы по производству товарного газа в Казахстане, правительство почему-то ссылается на предвыборную программу главы государства.

Также в Концепции говорится, что «Объем производства нефтегазохимической продукции составит 1,2 миллиона тонн к 2026 году.». И снова чиновники хотят уменьшить свой план до 913 тысяч тонн к 2026 году (уменьшение плана на 24%). Также, в ноябре правительство планировало «Увеличение доли продукции высоких переделов и рост несырьевого экспорта в 6 раз от уровня 2021 года», а в новом документе речь идет «об увеличении доли продукции в 4 раза». В обоих случаях правительство оправдывается некими сложностями на государственных нефтегазохимических заводах (АНПЗ и KPI). Однако с ноября 2022 года на этих заводах не произошло ничего нового, чтобы так сильно поменять плановые показатели правительства.

Снижение планов по Программе повышения доходов населения

На прошлой неделе был опубликован проект изменений в «Программу повышения доходов населения до 2025 года». Она тоже была утверждена правительством в апреле прошлого года, но  уже через 10 месяцев чиновники ухудшили ряд плановых показателей, удалив большое количество важных плановых цифр по затратам госбюджета на эту Программу.

Одним из важнейших ее плановых показателей является «создание рабочих мест в Казахстане». В апреле прошлого года планировалось, что «Количество созданных рабочих мест» составит 444 тыс (в 2022 году), 499 тыс (2023), 536 тыс (2024), и 569 тыс (2025). Сейчас правительство уже не хочет говорить в Программе о том, сколько было реально создано рабочих мест в 2022 году (скорее всего там было большое недовыполнение) и теперь снижает свои же планы на следующие года – 450 тыс (2023), 450 тыс (2024), 480 тыс (2025). Интересно, кого ни будь накажут за это? 

Другим важным показателем Программы повышения доходов населения является «Доля оплаты труда в ВВП в %». В апреле прошлого года правительство планировало, что она вырастет от 30,9% в 2021 году до 32,6% в 2022 и до 34,5% в 2023. Теперь министры хотят уменьшить свой план на уже прошедший 2022 год с 32,6% до 30,1% (наверное, хотят успешно отчитаться о выполнении плана за прошлый год). Планы по этому показателю на следующие года (2023 и далее) не поменялись, но, скорее всего, их тоже не выполнят, и в начале следующего года снова скорректируют в сторону уменьшения так, как собираются делать это сейчас.

Очень сильно удивило удаление большого количества плановых цифр по затратам госбюджета на эту Программу. Например, под лозунгом «Сделать Программу компактным документом с оптимальным набором задач и индикаторов» из документа были удалены плановые цифры на 2022-2025 года по увеличению средней заработной платы работников сфер здравоохранения, образования, культуры, спорта и науки. Скорее всего, правительство просто побоялось показать уменьшение своих планов по росту зарплат бюджетникам и решило целиком их удалить.

Как решить глубокие проблемы с государственным планированием

Указанные выше примеры – это только малая часть системных сбоев в государственном  планировании. Создается впечатление, что в «Новом Казахстане» эта проблема не решилась, а только углубилась. Фундаментальная причина этого в том, что исполнительная власть сама готовит стратегические планы развития страны, сама их утверждает, сама исполняет, и сама перед собой отчитывается о своих собственных успехах. То есть, с точки зрения экономического развития страны в Казахстане отсутствует реальное разделение и баланс между двумя ветвями власти – исполнительной (правительство) и законодательной (парламент).

В результате, практически во всех государственных программах и стратегических документах отсутствует критический анализ тотального неисполнения собственных планов и ошибочных решений чиновников, а все экономические проблемы, возникшие из-за этого, просто заливают деньгами из Нацфонда. Наших крупных чиновников очень редко наказывают за явные ошибки и невыполнение планов, что продолжает стимулировать дальнейшую безответственность экономических органов власти.

И, наконец, несмотря на явный провал старых подходов по развитию экономики, экономические власти «Нового Казахстана» упорно продолжают их использовать, называя реформами лишь небольшие косметические изменения. Снова для повышения доходов населения усиливается использование Нацфонда, и никто не собирается решать фундаментальные проблемы, которые снижают производительность и эффективность экономики. К сожалению, текущие власти не могут понять, что без повышения производительности невозможен рост благосостояния населения, а непродуманное использование Нацфонда для роста доходов населения приведет к инфляции, которая сразу снизит эти самые доходы.

Сейчас идет активное обсуждение политических реформ, особенно с точки зрения формирования равного баланса между различными ветвями власти. С этой точки зрения, крайне важно, чтобы парламент играл гораздо большую роль в утверждении и проверке исполнения стратегических планов правительства. Надеюсь, что в новый мажилис будет включать в себя сильных экономистов и финансистов, которые будут активно принимать участие в формировании экономической политики страны. 

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Мурат Темирханов

FCCA, Финансист/экономист




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.