Читает ли министр нацэкономики подписанные им документы? - Exclusive
Поддержать

Читает ли министр нацэкономики подписанные им документы?

Известный экономист Меруерт Махмутова, руководитель Public Policy Research Center предлагает отправить министра национальной экономики в отставку за то, что он не читает законопроекты, которые министерство выносит на публичное обсуждение. 

Проект закона «О местном самоуправлении», опубликованный в СМИ для публичного обсуждения до 21 июля 2022 года, по мнению известного экономиста, сырой.

– Первое, что приходит на ум, а читал ли его сам министр? – задается вопросом Меруерт Махмутова. – Законопроект не только изобилует ошибками, но, к примеру, глава 4 просто отсутствует с пометкой «в разработке». Еще большие вопросы вызывает предлагаемая модель местного самоуправления. Органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического общества, дающую гражданам право участвовать в управлении государством.
«Высокий уровень централизации и концентрации власти в Казахстане, отчуждение народа от процесса принятия решений привели к падению уровня доверия граждан к власти. Как власть, так и общество созрели для институциональных реформ. На уровне сельских округов и малых городов есть вакуум власти: есть акимы, но нет маслихатов – выборных органов. В свою очередь, это привело к деградации сел и малых городов и интенсивной миграции в областные центры, в Алматы и Астану. Реформа местных органов власти может активизировать участие граждан. Только так народ почувствует, что от его мнения что-то зависит», – считает Меруерт Махмутова.

После принятия в 1995 году второй Конституции независимого Казахстана было несколько попыток разработать закон об МСУ. Но каждый из законопроектов правительство было вынуждено отозвать после критики в обществе и парламенте. И что в итоге? Законопроект от 2022 года практически повторяет тот, который еще в 2000-м был подписан Касым-Жомартом Токаевым в бытность премьер-министром. Получается, слегка «стряхнув пыль» со старого законопроекта, министерство национальной экономики подает его теперь как нечто принципиально новое, и тем самым фактически предлагает «наступить на те же самые грабли».

Центральной идеей законопроекта, как и 22 года назад, является понимание местного самоуправления как «самостоятельного решения вопросов местного значения» и создание кенесов (советов). Выбирать членов этого органа предлагается открытым голосованием на сходе местного сообщества. Если на нем будут присутствовать 10% жителей, то он будет считаться состоявшимся. Например, в городе Талгар более 50 тыс. жителей. Аким, как предлагает законопроект, созывает сход местного сообщества. При этом, вопрос, где и как он может собрать хотя бы требуемый минимум – пять тысяч жителей, остается открытым. С сельскими округами с пятью тысячами жителей то же самое: где аким соберет хотя бы 500 человек, чтобы провести сход? В большинстве сел даже нет помещений, способных вместить такое количество людей. На мой взгляд, такой подход является демонстрацией пренебрежения министерства национальной экономики интересами граждан, попытка заведомо отсечь их от реализации своих конституционных прав «избирать и быть избранными».

Далее, законопроект относит к введению местного самоуправления, наряду с другими «вопросами местного значения», «обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг». Это что же – министерство национальной экономики рассматривает местное самоуправление как похоронное бюро?

Принципы местного самоуправления, предлагаемые законопроектом, также не выдерживают критики. Законопроект сводит участие граждан на нет. Самостоятельность местного самоуправления не может реализоваться, так как возглавляет его, по замыслу министерства, остается аким, как представитель президента и правительства. В документе нет четкого разделения функций государственного управления и местного самоуправления.

И уж тем более нет прозрачности, открытости и подотчетности органов МСУ перед жителями. Уже сама процедура проведения схода, предлагаемая законопроектом, не предусматривает прозрачности, если 90 процентов населения не могут принять участие в выборах представителей в кенес.

Таким образом, министерство национальной экономики просто, считает Меруерт Махмутова, дискредитировало работу над законопроектом. 

– В 2018 году наш Public Policy Research Center подготовил проект Концепции развития местного самоуправления до 2030 года, где мы предложили модель местного самоуправления, о которой я пишу много лет, – продолжает она. – В селах и малых городах необходимо создавать маслихаты, которые и должны стать основой местного самоуправления. Им необходимо предоставить статус юридического лица для возможности отстаивать свои интересы в суде и создавать коммунальные предприятия. Выборы акимов сел не имеют смысла, пока их кандидатуру предлагает вышестоящий аким и, следовательно, выбранный аким остается его подчиненным – членом команды. На мой взгляд, акимы могут избираться из числа избранных депутатов маслихата, или же маслихат просто может нанимать их на работу по контракту.

Помнится, когда в момент презентации нашей Концепции в министерстве я сказала, что для создания местного самоуправления необходимо внести изменения в Конституцию, вице-министр возмутился: как он об этом может заявить Главе государства? Я тогда ответила на это: неужели вы думаете, что Назарбаев будет президентом Казахстана до 2030 года? 

Нами тогда была подготовлена поэтапная схема реализации создания местного самоуправления, а также таблица изменений в действующее законодательство. Увы – все осталось на бумаге.

В начале прошлого года министерство национальной экономики вынесло на подпись Токаева полностью выхолощенный проект Концепции до 2030 года, где ничего не осталось от той модели местного самоуправления, которую мы предложили. Затем министерство заказало новую Концепцию местного самоуправления до 2025 года – слабый документ, который даже критиковать не хотелось. В результате, сейчас обществу предлагается «протухший» законопроект 22 летней давности, который был раскритикован и отозван из Парламента. Президент Касым-Жомарт Токаев обещал кадровые перестановки осенью. Я бы предложила первым снять министра национальной экономики. Пусть хотя бы читает законопроекты, которые предлагает его ведомство для публичного обсуждения.

Мерей Сугирбаева




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Законы может министр и не читает, а вот аналитические замечания сырого закона уже прочитаны и реакция незамедлительна. Министерские боты уже выскочили со своими дизлайками.