На кого оставим Жана Казахстан? - Exclusive
Поддержать

На кого оставим Жана Казахстан?

Образование и нравственное воспитание детей и молодежи должны быть неразрывно связаны. Только так можно привить поколению Next чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважительного отношения к национальным символам своей страны. В этом уверена профессор кафедры педагогики КазНУ, академик НАН РК Гульнас Ахметова.

– В послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» президент страны К.К. Токаев сказал: «Нашему народу необходимы единство, мудрость и сдержанность. Мы должны тщательно анализировать свои решения и обдумывать шаги. Народ с высоким духом патриотизма всегда добивается своих целей. Наша идея – создание Нового Казахстана». Сегодня в нашей стране активно реформируются госорганы, развиваются политические партии, модернизируется избирательный процесс, укрепляются правозащитные институты.

Но все политические и структурные реформы любого общества связаны с человеком, его мыслями и стремлениями, ценностями и целями, мотивами и поступками. Именно поэтому для создания нового Казахстана имеет огромное значение то, каким вырастет новое поколение.

Какое влияние на сознание молодежи оказывает современная мировая образовательная система, демократизация общества? И на какую модель системы воспитания нужно ориентироваться Казахстану?

– Сегодня у нас сосуществуют три модели воспитания. Первая – исторически сложившаяся веками модель воспитания детей в казахской семье с ее вековыми традициями и обычаями. Вторая – советская модель воспитания всесторонней, гармонической и нравственно развитой личности. И третья -современная западная модель воспитания, основанная на демократическом и свободном развитии личности. Вот из этих трех моделей нам необходимо взять все лучшее и продуктивное, соответствующее современным реалиям и на их основе разработать собственную модель воспитания. Для нас всех знакомы первые две модели, а вот о западной модели воспитания мы имеем весьма поверхностное представление. Она сформировалась под воздействием процессов глобализации и, как следствие, связана с всеобщей интеграцией экономик и обществ. Мир сегодня стал взаимосвязанным культурными и образовательными ценностями, знаниями, а значит и традициями воспитания подрастающего поколения.

XXI век характеризуется интенсивным развитием экономики, индустрии, науки и культуры, образования и здравоохранения, в целом – всех структур развития общества. И вместе с этим мощным распространением демократических процессов и свободы личности. Поэтому нам очень важно гармонично вмонтировать общечеловеческие ценности, гражданственность, уважение к правам и свободам человека в национальную культуру и традиции, патриотизм.

Но как правильно это сделать? Почему важно прививать нашим детям уважительное отношение к национальным символам своей страны, как это принято и в демократических странах? И с какого возраста это важно начинать?

– Это нужно делать уже в детском садике в самой наглядной и легко доступной форме. Что такое национальные символы нашей страны – герб, флаг? Это наш зашифрованный генетический код, наша история. Языком геральдики авторы известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов отразили в гербе миролюбивую сущность казахов. Герб имеет форму круга, который как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ вечности, жизни. Центральным элементом герба является шанырак – верхняя сводчатая часть юрты, которая особо почитается в народе. В мировой практике еще не встречался герб с изображением шанырака. Это символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков (опор). От шанырака расходится кереге – раздвижная решетчатая основа юрты. Она символизирует единство трех жузов, обеспечивающее его прочность.

На гербе изображен конь с золотыми крыльями, которые символизируют мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства.Изображение коней в государственной символике имеет давнюю историю. Два мифических коня, с рогами в форме полумесяца, золотыми крыльями, как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они ярко выражают идею служения общему дому – Родине.

Мы живем в век не только глобализации, но и тотальной информатизации с ее плюсами и минусами. Молодое поколение не мыслит свое существование без интернета. Есть опасения, что это приведет к полной бездуховности и, соответственно, антипатриотичносоти?

– Информационная перегруженность детей, «виртуальная жизнь» социальных сетей – это реальность, которую надо принять. Да, этот цифровой мир несет с собой много угроз в виде роста агрессии, бездуховности, эгоистичности. Запад признает, что свобода часто трактуется как противопоставление личности государству, которое не должно вторгаться в личное пространство граждан, но так просто не бывает. Современная широко рекламируемая западная теория «свободного воспитания» поддерживает ограничение воспитательного влияния школы, коллектива, семьи и в этой связи порой прямо противоположна социально-политическим основам нашего государства. Такая концепция, особенно для детей и молодежи, у которой не хватает жизненного опыта, трактуется как вседозволенность.

Но истинная свобода – это не вседозволенность, а способность делать выбор и нести за него ответственность. Вот эта простая и понятная концепция в настоящее время часто нарушается, в результате мы имеем огромные проблемы в поведении молодежи, падение нравственных ориентиров, авторитета родительского влияния и многое другое.

Еще в эпоху античности Платон критерием свободы человека обозначил качество его души, которое определялось добродетелью. Он из сущности свободы вывел понятие долга. Для восточной философии свободы характерно утверждение единства общества и человека, господство таких ценностей как справедливость, гуманизм, человечность, уважение к родителям. Поэтому совершенно очевидно, что именно государство должно определять рамки свободы личности.

Нам нужна новая концепция воспитания в новом Казахстане. Она должна обозначить основные точки зрения на воспитание в мире и в современном обществе, систему путей решения задач, определить конкретную стратегию действий.

Об этом в послании Народу Казахстан неоднократно говорил Президент К.К. Токаев «Мы должны пробудить гражданскую активность в стране и запустить процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом… Нация с высоким патриотическим духом достигнет всех своих целей… Нам нужно перезагрузить систему индивидуальных и общественных ценностей».

К сожалению, мы все реже употребляем в лексиконе само понятие «нравственное воспитание». Это понятие воспринимается как устаревшее. Но между тем именно нравственное воспитание направлено на формирования у подрастающего поколения высокого сознания, чувств и поведения личности в соответствии с идеалами и принципами морали общества. Поэтому сегодня необходимо четко определить цели, принципы, содержание, методы и технологии нравственного воспитания в современных условиях. Новая теория нравственного воспитания должна отличатся как от советской «марксистко-ленинской теории», так и от современной «теории свободного воспитания» и должна строиться на основе целей, задач и потребностей Нового Казахстана. Еще раз – это сочетание духовности и гуманизма, патриотизма и интернационализма и в то же время – опора на национальные традиции и обычаи. Уверяю вас, это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие понятия.

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.