Новый Казахстан – это Справедливый Казахстан - Exclusive
Поддержать

Новый Казахстан – это Справедливый Казахстан

Президент К.Токаев однажды сказал, что у нас в стране есть очень богатые люди, которые не отличают Гегеля от Бабеля. Потом в прессе появились сообщения, что в казахстанском Интернете появилось большое количество запросов об этих людях.

Так вот, если всемирно известный философ Георг Гегель (1770-1831) воскрес бы, то, наверное, сильно удивился бы тому факту, что основные постулаты его политико-правового учения все еще применяются в Казахстане 21 века. И это при том, что в его родной стране они уже давно не актуальны, ведь правовая система современной Германии зиждется на политико-правовом учении Фридриха Карла фон Савиньи (1779-1861).

Все, кто учился в советское время в высших учебных заведениях, слышали о диалектике Гегеля, но не все знают, что он представлял философское течение, именуемое позитивизмом закона. В чем его суть? «Der Staat ist die Verkörperung der Sittlichkeit» (литературный перевод на русский: «Государство – это олицетворение нравственности»), – так считал Гегель. Вывод: всё, что делает государство, справедливо и соответствует принципам морали. Такой взгляд на философию государства и права не мог не нравиться тоталитарным режимам, поэтому Гегель занимал прочное место в учебных программах страны «развитого социализма».

Трагические январские события 2022 года коренным образом изменили страну. Поэтому сегодня требуется переосмысление роли и места философии государства и права в Новом Казахстане. Роль этой науки и философов права особенная при определении политико-правового вектора развития страны. История доказывает это.    

Яркий положительный пример – Иммануил Кант (1724-1804), идеи которого – как известно – являются основой современного международного права. Однако не все философы имеют ореол гуманиста, как Кант. Мнение о том, что философские воззрения Фридриха Ницше могли вдохновлять Адольфа Гитлера, уже много лет бурно обсуждается среди западных и особенно немецких философов. Ницше, получивший звание профессора в 24 года, умер в 1900 году в возрасте 55 лет, и одной из его главных идей является Übermensch (человек, превосходящий других, по-латыни homo superior). Эта философская концепция была опубликована в 1883 г. в дидактической поэме «Also sprach Zarathustra». Идеологи нацистской Германии широко использовали её для завоевания других стран, насильственного подчинения людей.

Возвращаясь к Гегелю 19 века с его позицией «Der Staat ist die Verkörperung der Sittlichkeit» («Государство – это олицетворение нравственности») и анализируя правовую систему и государственное устройство современного Казахстана, невольно ловишь себя на мысли, что философская концепция позитивизма закона нашла благодатную почву у нас. В чем это конкретно выражается? Прежде всего, в том, что государство находится в более приоритетном возвышенном положении, чем граждане. Сухая статистика: в столице еще несколько лет назад не было ни одного судебного решения в пользу граждан, когда предъявлялись сотни исков против госорганов. Очевидно то, что суды считали, что государство имеет некое превосходство над гражданами. Именно так и считал Гегель, что законы и решения государства, в том числе и судебных органов – это и есть справедливость и олицетворение нравственности. Однако сотни тысяч, возможно даже миллионы людей, испытавших на себе несправедливость в госорганах и судах современного Казахстана, вряд ли бы согласились с таким подходом.

И совершенно неслучайным представляется в этой связи, что Президент К. Токаев интерпретировал концепцию Нового Казахстана как Справедливого Казахстана. Поэтому сейчас самый главный вопрос для формирования общества всеобщего благосостояния: что означает Справедливый Казахстан с учетом национальной специфики и сложившегося статус-кво и что нужно сделать для его построения?

Изучая конституционное право Германии в 90-х, нашел там для себя моральный императив для государства: ст. 1 Конституции ФРГ гласит: «Die Würde des Menschen ist unantastbar. Sie zu achten und zu schützen ist Verpflichtung aller staatlichen Gewalt» – «Достоинство человека неприкосновенно. Его уважать и защищать – обязанность всей государственной власти». На этом принципе зиждется государственное устройство и формула успеха общества, когда каждый важен и вносит свой вклад в экономическое развитие, будучи защищенным от произвола и несправедливости. Как следствие, результатом данного вектора развития государства и права, правильно выбранного после Второй мировой войны и 12 лет нацисткой диктатуры, явился феномен германского экономического чуда в 60-е годы прошлого столетия и всемирно известный положительный имидж Германии как социального государства, которое никого не оставляет за бортом.

Не только Германия, но и все развитые страны добились успеха благодаря единственно правильной, на мой взгляд, философской формуле справедливости и благосостояния общества, и она проста – человек должен быть на первом месте, а государство должно охранять его права и создавать условия для его развития.

Справедливости ради следует отметить, что положение об уважении чести и достоинства граждан содержится и в нашей Конституции (ст.34), но носит скорей декларативный характер. Таким образом, для построения Справедливого Казахстана первоочередной задачей на сегодняшний момент является отказ от изжившей себя и тормозящей прогресс концепции позитивизма закона Гегеля, когда государство довлеет над гражданами.

Ярким проявлением позитивизма закона в правовой системе РК являются органы прокуратуры с их особым надзорным статусом – прямое наследие советского периода истории. Если мы хотим построить действительно правовое и справедливое государство, первым шагом должно быть упразднение прокуратуры в ее сегодняшнем виде. В развитых странах она является, как правило, лишь структурным подразделением министерств юстиции, и функция прокуратуры ограничена представлением интересов государства при судебных разбирательствах и различными функциями при предварительных расследованиях уголовных правонарушений.

Вселяет надежду на положительные преобразования реинкарнация Конституционного Суда, который должен заменить Конституционный Совет, куда мог обращаться, согласно законодательству, только узкий круг должностных лиц. Создание независимой от чиновников и олигархов судебной системы во главе с Конституционным Судом было бы также ключевым фактором при формировании новой философии государства и права Справедливого Казахстана. Но идея о том, что Конституционные Суды должны быть независимы от политики и основывать свою деятельность на правовых нормах, а реализация концепции независимости судов, в том числе Конституционного, могут легко оказаться в нашей стране под угрозой срыва. Почему? Просто всем известна практика давления на суды со стороны «денежных мешков» и чиновников. Вопрос, как сделать так, чтобы Справедливый Казахстан, прежде всего через независимые суды, стал реальностью, волнует, без всякого сомнения, и касается каждого казахстанца.

Ответ прост. Нужно начать с переосмысления озвученной властью парадигмы построения государства и права: «сильный Президент, влиятельный Парламент, подконтрольное Правительство». В этой связи неизбежно возникает правомерный вопрос: а почему забыли про судебную власть в Новом Казахстане? Ведь очевидно, что без независимого суда главная цель Нового Казахстана – Справедливость – останется декларацией. Для создания правового государства и политически стабильного социального общества должна быть предложена и реализована другая концепция: сильный Президент, влиятельный Парламент, независимый Суд, который не назначается, а избирается c участием представителей гражданского общества и адвокатуры (накоплен огромный опыт в мире по этому вопросу, можно, с учетом специфики Казахстана, осуществить рецепцию).  

При этом адвокатура – как единственный независимый правовой институт по защите интересов миллионов граждан – должна быть выведена из-под государственного контроля и влияния (до сих пор лицензию на осуществление адвокатской деятельности выдает Министерство юстиции) и стать реально независимой саморегулируемой организацией, как во всех правовых государствах.

Б.Р. Шенгелбаев

Доктор юридических наук




8 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Уважаемым докторам и академикам! Помню, что и когда-то в школе эдак лет 60 назад читал «Дойче шпрах гешихте»! и даже некоторые книжки Гегеля, названия не помню уже. Так вот, искренне прошу людей знания иноземного прочесть и что-то своё казахское, к примеру «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған», сказанное тысячи лет назад и оттуда Майкы Первого слова:»Хан әділ болса, халық табанды болса қара жермен кеме жүргізеді»… Справедливость власти и основательность народа — условия динамики, а не статики жизни. И увидеть, что вся философия и юриспруденция мира ещё тысячи лет назад была известна. вопрос в другом: кто направляет процесс. С уважением. Торегали Казиев. 8.12.2022г.

  2. Конечно, мы все за справедливость. Вопрос в том, кто лозунг в жизнь проводить будет. Ведь в статическом обществе господствует не действие для достижения поставленной цели, а ритуал одобрения лозунга вышестоящего лица. Проведется сотня заседаний и собраний по одобрению лозунга, сотня в печати с тем же и вся чиновничья рать вздохнет с облегчением и перейдет к одобрениям других лозунгов. Тем более сейчас вступило в чиновничество поколение выучившихся в туче универов, имеющих по десятке дипломов. видящих жизнь только из кабинетов и не знающих, что такое справедливость и тем более — основательность. Ритуальщики не могут стать творцами. как попугай не может стать изобретателем, стратегом и мастером по изготовлению необходимых для жизни предметов. поскольку стезя не та. Нужны творческие кадры, кто их собирает? Глава сказал весной о дефиците идей и кто собирает те идеи? Я за эти 7 месяцев несколько идей дал в печати и даже на приемы к чиновникам ходил — никакого понятия. Реальность.

  3. Понимаете, чиновники тяготятся теми, кто идет к ним с новыми идеями. А справедливая страна это тоже новое по сравнению с прошлыми 30 годами и с настоящим, когда лозунг провозглашен, а дела пока нет. Лозунг тоже хорошо, но время-то идет и делать дело надо. А не только провозглашать. А статике-то 500-600-700 лет, в крови «элиты» сидит. И сегодняшние «элитчики» нисколько не виноваты, не они начали статиками быть. Посмотрите на «эффективные» народы: анализируют, ставят цель и всякими путями добиваются достижения цели. Статики: воспевают, что есть и молятся Небу, просят «эффективных»: разведай мою землю, пробури дырку, качай себе, а мне долю давай!.. Местные матери рожают таланты тысячами каждый век, но они ни обществу, ни власти не нужны. Могу десяток гениев назвать, умерших на наших глазах и оставшихся не нужными чиновничией братии.

  4. Только что прочёл в Инфбюро от18.12.2022г. советы малайзийского консульта Идриса Йалы как стране быстро развиваться. Совпали наши предложения. Я пишу в печати уже 10-й раз, если власти хотят идей, то надо людей с идеями приглашать на разработку решений. Рузвельт, выигравший 2-ю мировую войну, практиковал многочасовые общения с людьми с идеями. Его официальные подчиненные удивлялись, как можно так долго беседовать с теми, от которых голова чиновника начинает болеть уже с первых предложений. — Да, это так, — отвечал президент, но они дают такую инфу, коею никто больше не даст. Хотите динамики — общайтесь с талантами, находите решения. Хотите проиграть страну и себя — спите дальше!

  5. Вспомнил из книги Киссинджера о том. как он попал в политику. Был он доцентом универа, каких в мире тучи, как вдруг его в Германию канцлер Аденауэр приглашает! Оказывается, читал его книгу и решил посоветоваться по каким-то вопросам. Посоветовались. А через время вызвал президент США Кеннеди, пеняет: «Как же так, канцлеру советы даёте, так давайте и со мной тоже»!.. И там же в книге «Дипломатия» автор говорит о том, что США своими успехами на мировой арене обязаны в т.ч. и тем талантливым творческим людям, которые приглашались и работали в те годы в системе американского управления.

  6. Вообще, стране везёт в тех отраслях, где у первого лица есть талантливые советчики и организаторы. К примеру, у нас за 30 лет в международных делах. Или в демографии до 2012 года здорово подвинулись, благодаря Макашу Татимову, который имел доступ к первому лицу. А после Жанаозена кому-то удалось провести антиоралманксие подвижки, антиматеринские акты и торможение выдачи 10 соток под ИЖС. Я где-то в 2014 или 2015-м в газете «Қазақия» на целую полосу статью тогда писал «Конец казахстанской мечте?», висела в Интернете, пока газету не закрыли. Так же не дали историкам завершить новый учебник истории, послав послом в январе 2014 г. Тажина за границу. А приглашенных по случаю талантливых людей к первому лицу инструктируют запускающие, о том не говори, об этом не упоминай и т.д. — нескольких таких асов читал, когда они оправдывались о том, почему они не сообщали вождю о народных проблемах и путях решения. Да, еще насчет Гегелей и прочих Джонов Локков. Разработавший принцип разделения властей Шарль Монтескье сделал это, после ознакомления с общественной системой Степного Турана.