Опасное партнёрство Байдена с Пакистаном - Exclusive
Поддержать

Опасное партнёрство Байдена с Пакистаном

США редко учатся на своих ошибках, потому что, согласно формулировке политолога Ганса Моргентау, страдают от «стратегического нарциссизма». Каждый президент США явно убеждён, что мир ждёт американских указаний, и выстраивает свою политику, опираясь на это ошибочное предположение.

Например, президент Джо Байден, похоже, решительно настроен повторить ошибки прошлого, возобновив заботливую поддержку Америкой Пакистана. Один за другим американские президенты не могут осознать тот факт, что давнее партнёрство Америки с безответственным пакистанским агентством ISI (Межведомственная разведка) позволило Пакистану институционализировать терроризм: он использует вооружённых джихадистов в асимметричных войнах низкой интенсивности с соседними странами. Например, Пакистан всегда стремился колонизировать Афганистан, установив там послушный режим, и поэтому в начале 1990-х годов агентство ISI создало «Талибан». Сейчас, когда талибы вернулись к власти после организованного ISI унизительного поражения Америки в Афганистане, Пакистан добился желаемого.

Сам же Пакистан превратился в Мекку для экстремистов: здесь базируются многие группировки, которые ООН определяет как террористические. США обнаружили, что основатель «Аль-Каиды» Усама бен Ладен (организатор самого жуткого теракта в американского истории) жил по соседству с Военной академией Пакистана. Другие организаторы теракта 11 сентября (в их числе Халид Шейх Мохаммед, третий человек в руководстве «Аль-Каиды») также были пойманы в Пакистане. Но, несмотря на связи с террористами, политически могущественная пакистанская армия, в состав которой входит агентство ISI, умудряется оставаться безнаказанной.

По случаю 21-й годовщины событий 11 сентября Байден пообещал продолжить отслеживать террористов и препятствовать их деятельности – «везде, где мы их обнаружим, везде, где они есть». Он отметил также, что потребовалось «десять лет, чтобы отследить и убить Усаму бен Ладена». Но тревожит тот факт, что Байден развернул вспять политику своего предшественника, Дональда Трампа, который предпочитал держать Пакистан на расстоянии до тех пор, пока тот не прекратит свой позорный альянс с террористическими организациями.

Байден мог бы воспользоваться отчаянной необходимостью Пакистана в финансовой помощи Международного валютного фонда, чтобы убедить его порвать связи с террористическими группировками, которые поддерживаются на государственном уровне. Однако вместо этого его администрация недавно помогла стране предотвратить неминуемый дефолт по долгам, добившись одобрения советом директоров МВФ предоставления срочного пакета финансовой помощи в размере $1,1 млрд.

Это не единственный из рычагов влияния на Пакистан, которые администрация Байдена отказывается использовать. Благодаря поддержке Америки и Китая, Пакистан вот-вот выйдет из «серого списка» ФАТФ – Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (её штаб-квартира расположена в Париже). Тот факт, что власти Пакистана не устранили причины, по котором их страна была включена в этот список в 2018 году (терпимое отношение к финансированию терроризма), похоже, ничего не значит. Более того, Пакистан следовало бы поместить в наиболее жёсткий, «чёрный» список ФАТФ – этот статус обычно приводит к введению Западом санкций. Но в тот момент американские войска сражались с талибами, и США, стараясь смягчить действия Пакистана в Афганистане, успешно пролоббировали отказ от такого решения.

Ничто не иллюстрирует поддержку Байденом Пакистана лучше, чем заключённое в сентябре соглашение на сумму $450 млн о модернизации предоставленного Америкой этой бедной стране флота самолётов F-16. Соглашение было заключено несмотря на риск, что оно может повредить тесным стратегическим отношениям Америки с Индией. Десятилетиями США вооружали Пакистан до зубов, а теперь эту роль – в качестве манёвра против Индии – взял на себя Китай. Самолёты F-16 были переданы Пакистану в качестве вознаграждения за его службу плацдармом в ходе тайной войны США с советской армией, оккупировавшей Афганистан, в 1980-е годы. Именно тогда был дан старт и секретной программе ядерного вооружения Пакистана. Четыре действующих эскадрильи F-16 остаются главным элементом в пакистанских планах ведения воздушной войны с Индией. Более того, в феврале 2019 года некоторые из этих боевых самолётов участвовали в стычках на линии контроля в Кашмире.

США оправдывают это соглашение неискренними заявлениями, будто оснащение пакистанских F-16 новейшей авионикой поможет борьбе с терроризмом. Но этот шаг, совершённый без предварительного информирования Индии, где ровно в тот момент находилась высокопоставленная делегация из США, скорее всего, возродит скептическое отношение к Америке у индийского руководства. Байден ничего не говорит о длящейся уже 28 месяцев пограничной агрессии Китая против Индии, а Госдепартамент решил сохранять нейтралитет, призвав обе державы искать «мирное решение». Укрепляя Пакистан (государство под китайским патронажем), соглашение о модернизации F-16 поставит под угрозу американо-индийские отношения.

Байден с энтузиазмом оживляет отношения с Пакистаном, игнорируя при этом тех, кто призывает США наказать Пакистан за его ключевую роль в афганском фиаско. Администрация Байдена не вводит санкции против Пакистана, не включает его в составляемый Госдепартаментом список «государств – спонсоров терроризма». Наоборот, она представляет эту страну в качестве одного из «главных союзников вне НАТО». Такой статус имеют ещё 17 стран, но не Индия.

Подобные подходы не должны удивлять. США не ввели санкции против Пакистана даже после того, как тот помогал и подстрекал талибов к убийству американских солдат. Вместо этого Америка считает Пакистан защитником её геополитических интересов в регионе. Ослабление позиций Америки после афганского фиаско лишь усилили её зависимость от агентства ISI, которое продолжает помогать налаживанию контактов администрации Байдена с талибами.

Недавнее убийство лидера «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири в Кабуле с помощью американского дрона было бы невозможно без доступа США к воздушному пространству Пакистана. Именно этим объясняется данное госсекретарём Энтони Блинкеном обязательство «расширять американо-пакистанское партнёрство». Однако в основе этого партнёрства лежит фаустова сделка, в соответствии с которой администрация Байдена мирится с тем, что Пакистан предоставляет убежище известным террористами и смягчает санкции против брутального режима талибов, несмотря на его тесные связи с «Аль-Каидой».

Нежелание администрации Байдена учиться на прежних ошибках США означает, что краткосрочные геополитические соображения будут и дальше определять внешнюю политику Америки, несмотря на долгосрочный стратегический ущерб интересам страны. Выбранный Байденом подход будет содействовать процветанию одного из крупнейших центров международного терроризма и джихадизма, что позволит Пакистану, притворяясь пожарным, разжигать пожар в регионе.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Брама Челлани

Профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели) и научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор книги «Вода, мир и война: Как справиться с глобальным водным кризисом» (издательство Rowman & Littlefield, 2013).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.