Почему банки не возвращают государственные деньги? - Exclusive
Поддержать

Почему банки не возвращают государственные деньги?

Казахстанские банки должны вернуть стране свыше триллиона тенге, полученных ими на нерыночных условиях. После широкой критики Агентство финнадзора опубликовало новую версию проекта постановления об ограничении выплаты дивидендов в банках, получивших государственные деньги, но суть от этого не поменялась – владельцы будут продолжать получать дивиденды.

Напомним, в начале этого года Агентство финнадзора наконец-то обратило внимание на тот факт, что некоторые банки выплатили дивиденды своим акционерам из тех денег, которые государство, а точнее мы с вами, дали на их «оздоровление». Оно решило запретить эту операцию, но как-то очень половинчато. В первом варианте постановления АРРФР обязало эти банки платить дивиденды только с 50% прибыли, полученной без использования госсредств, что должен был подтвердить международный аудитор и только после согласования с регулятором.

Тогда были заданы логичные вопросы. Во-первых, почему банк, который получил и не вернул государственные деньги, отдает прибыль своим акционерам, а не государству. Учитывая то, что не вся прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, ограничение в 50% по сути ничего не меняло.

Во-вторых, даже если они получают прибыль не от прямого использования государственных средств, это все равно прибыль, полученная с помощью государства. Как, в таком случае, отделить прибыль, полученную «без использования…» государства от прибыли, заработанной ими самими? Даже аудиторы, которые в своей международной практике никогда с подобным не сталкивались, отнеслись к идее скептически.

В-третьих, по каким критериям АРРФР решает – кому разрешить выплату дивидендов, а кому запретить?

Подчеркнем, только начиная с 2017 года и до сегодняшнего дня некоторые банки получили помощь на сумму более 5 трлн тенге. При этом, она вся целиком давалась на льготных, а не на рыночных условиях. По сути, это были государственные субсидии для банков, которые должны отражаться в доходах (прибыли) банка и в расходах (убытках) государственных организаций, которые их предоставляли. В результате таких нерыночных операций у банков возникала большая прибыль, а у государства – зеркальный убыток.

Поскольку эти вопросы оказались очевидными, нужно отдать должное Агентству финнадзора и оно попыталось «исправило» ситуацию. Теперь оно предложило платить дивиденды только с той суммы, которая превышает прибыль от использования госсредств. То есть методика немного поменялась, но суть дела осталась той же – деньги государству не вернутся. Они будут использоваться и генерировать прибыль, с которой акционеры банков будут продолжать получать дивиденды.

А ведь в условиях бюджетного дефицита государство могло бы потратить эти деньги на здравоохранение, образование, социальную помощь населению, на инфраструктуру, льготное кредитование МСБ и еще много на что. Деньги, которые выдавались долгие годы банкам под 0,1% годовых до 2040 года фактически бесплатно сейчас оказались бы весьма кстати. Да и правительство бы получило ощутимые репутационные дивиденды.

А в реальности теперь банки вкладывают те же деньги в государственные облигации – то есть дают взаймы государству под 16,75% годовых. Очень выгодный бизнес! Полученную от него прибыль владельцы банков выплачивают себе в виде дивидендов.

Это все равно, что открыть депозит под 0,1%, а потом в этом же банке взять кредит под 16,75%. Но, как правило, со своими деньгами так никто не поступает – так распоряжаются только с деньгами налогоплательщиков, которые до сих пор считаются ничьими.

Сейчас у Казахстана есть все шансы поддержать свою экономику, вернув потерянные триллионы. Агентству финнадзора нужно лишь грамотно оформить постановление и опубличить наконец информацию о том, у кого находятся государственные деньги и на каких условиях. Главное – не игнорировать комментарии, которые высказываются во время обсуждения проекта.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.