Почему казахский истеблишмент и олигархи не хотят победы Украины - Exclusive
Поддержать

Почему казахский истеблишмент и олигархи не хотят победы Украины

«Шагов, свидетельствующих о том, что народ хочет дистанцироваться от наследия колонизатора в лице России (то, что начала делать Украина), в Казахстане нет», – утверждает чешский политик Джамиля Стехликова.

Касым-Жомарту Токаеву, по ее словам, выгоднее сотрудничать с Россией и Белоруссией. 

– Он является действующим президентом Казахстана, – говорит она. – Путин помог ему с помощью российских войск удержаться у власти, а потом Токаев переписал Основной закон и окончательно взял ее свои руки. Однако это не означает, что благодаря этому произойдут какие-то большие реформы. Да, есть какие-то уступки в отношении региональной власти, но большинство руководителей областей и крупных городов по-прежнему избираются не прямо. Когда Токаев вычеркнул из Конституции ведущую роль Назарбаева, назвав этот процесс Второй республикой, многие сравнили его с Де Голлем, основавшим Пятую французскую республику после принятия в 1958 году новой Конституции. Так или иначе, но теперь он абсолютный властитель не только по праву сильнейшего, за которым стояли русские штыки, но и по закону. Теперь на него надо оказывать народное давление, чтобы его реформы – многопартийность, большая самостоятельность регионов, соблюдение прав политических заключенных и вообще прав человека – проводились в жизнь. Чем меньше засилья невыполненных планов и непотизма, тем страна будет богаче и тем больше молодежи будет оставаться в стране.

– Есть мнение, что после встречи в Санкт-Петербурге на экономическом форуме Путин с Токаевым переиграли Запад. Так ли это на самом деле? 

– Выступление Токаева мир воспринял как откровение хотя бы потому, что он держался достойно и формально даже перечил Путину. На самом деле, если казахский президент кого-то и троллил, так это модератора. Владимир Путин Касым-Жомарта Токаева не спрашивал об отношении Казахстана к войне в Украине, спрашивала об это госпожа Симоньян, которая вела разговор в развязном и совсем в недипломатичном стиле. Президент Казахстана даже не удостоил ее ответом, вместо этого он озвучил официальную позицию страны по другому вопросу – признание– не признание ДНР и ЛНР. Путин на диалог Симонян и Токаева не реагировал: все, что происходило на форуме, было заранее отрепетировано минимум раз десять.

Западные обозреватели просто восхитились Токаевым просто потому, что в отличие от диктатора Лукашенко он не лебезил и в его ответе прозвучало «нет». А если по договоренности, Путин не обижается. Наверняка получил взамен обещание Казахстана подсобить в том, что для него очень важно.

С другой стороны, восторженная реакция Запада на смелость Токаева в присутствии Путина уже стала историческим фактом, который привлек внимание к Казахстану и усилил проводимую страной многовекторную политику. Искусство дипломатии в том и заключается, чтобы излагать свою позицию способом, который является приятным для обеих сторон конфликта и одновременно не открывает ваши карты. Токаеву это удалось. Так что десятилетия в дипломатической профессии не прошли даром: он умеет искусно претворять в жизнь многовекторную политику, обходить острые углы, никого не обидеть и продавить собственную линию. Итог – Казахстан заметили, как важного геополитического игрока и партнера. Это очень важно.

– Какие настроения сейчас на Западе? В СМИ, сетевых и официальных (особенно – российских), стали звучать утверждения, что там все устали от войны, и пусть, мол, Украина сама разбирается с агрессором.

– Конечно, популисты ворчат, но и народ Чехии, и чешское правительство четко обозначили свою точку зрения: поддержать вступление Украины в Евросоюз и поставлять ей оружие. Польша, Британия и Словакия также являются верными ее союзниками. Увы, Италия, Франция, Италия и Венгрия и в самом деле отчасти предают Украину, так как их политические элиты либо коррумпированы, либо получают огромные выгоды от России, ведь их страны зависят от русского газа.

– Но есть смутное подозрение, что казахский истеблишмент и бизнесмены тоже не хотят победы Украины…

– Это верно. Они не хотят этого точно также, как и Макрон с Шольцем. Они привыкли к миру, где Россия – главный их партнер. Через нее и политика, и бизнес. Истеблишмент видит в этом не просто источник доходов, но и влияния. Возможно, им даже льстит сотрудничество с Россией, даже если на самом деле это опасно для страны. 

Дело в том, что если Украина после победы будет играть главную роль в новой геополитической архитектуре, то немного снизится статус не только Германии и Франции. Это не самым лучшим образом скажется и на статусе Казахстана. Все вспомнят про это пятно – «позвал Путина». Иначе говоря, на Казахстан будут смотреть как на не депутизировавшееся постсоветское государство. 
И это на самом деле так. Казахи построили очень мощную постколониальную идентику, постарались вернуть свою историю, молодежь стала очень патриотичной, но шага, свидетельствующего о том, что народ хочет дистанцироваться от наследия колонизатора в лице России (то, что начала делать Украина), в Казахстане нет. Демократия здесь управляемая, фасадная, Токаеву выгоднее сотрудничать с Россией и Белоруссией, и быть финансово зависимой от первой, поэтому он только меняет декорации. Если все это перестраивать на самом деле, то это может угрожать его власти. А поскольку он удержал ее в том числе благодаря Путину, то сейчас и «сливаются» истории о том, что он спас Казахстан от российского вторжения. Это делается на случай, если вдруг патрона – Путина – не станет.

Так что полуправдивая история о войсках, которые не зашли, или, вернее, зашли и вышли, имеет место быть. Казахстану внушают – мы могли бы иметь денацификацию и тот же ужас, который происходит в Украине, если бы не позвали ОДКБ.

– В Украину Путин вторгся под предлогом защиты русскоязычных. Какой предлог может быть использован в нашем случае? 

– Русские могут не бояться за свой язык в Казахстане совершенно, но если покопаться в истории, можно найти «украинский рецепт» и под этим благовидным предлогом начать «освобождать» русскоязычных. И не будем забывать, Путин строит повсюду пятую русскую колонну – людей, коррумпированных Россией. Она есть в каждой отдельно взятой стране. В Чехии, например, если бы была поставлена такая цель, то очень легко можно было ввести русские войска: президенты Клаус и Земан получали деньги от Газпрома и Лукойла, поэтому Земан поддерживал Путина до момента, когда они пошли в Украину. Но сейчас в Чехии под давлением общественности имущество российских олигархов заморозили. Вернут его только в случае, если владельцы не находятся под санкциями и в суде они смогут доказать, каким образом это имущество получено. Также осторожно относятся и к присутствию российского бизнеса в стране.
То, что в Казахстан после 24 февраля стал беспрепятственно заходить российский бизнес, говорит о том, что существует огромная прослойка влиятельных людей во главе с президентом Токаевым, который подыгрывает всем, в том числе и России. И если политическая ситуация качнется в сторону страны-агрессора, то можно этот рычаг (помощи российскому бизнесу) использовать в свою пользу.

– А такое возможно?

– Путин привёл Россию к самоубийственной войне и вероятность того, что он выйдет оттуда с щитом победителя, маловероятна. Это произойдет только в случае, если американский президент и британский премьер предадут Украину. Шольц и Макрон, мы знаем, предали как бы наполовину – они не поставляют оружие, но ведут переговоры и с той, и с другой стороной. Токаев, с одной стороны, поддерживает неделимость безопасности в Евразийском Континенте, не посылая войска в ЛНР и ДНР. Это означает, что он боится санкций Евросоюза. «Сливы», которые сейчас происходят, свидетельствуют о том, что он начинает понимать, что будущее Казахстана в многовекторности, а идентифицировать себя со страной, которая совершает самоубийство, равносильно тому же самому. Но, с другой стороны, опасается рассердить Путина. Поэтому на двух стульях – пророссийском и антироссийском – он будет сидеть до тех пор, пока Россия будет существовать на карте и Казахстан будет иметь с ней какие-то финансовые взаимоотношения, сливая время от времени разные истории.

Война – это прекрасная возможность отрезать пуповину, связывающую с Россией. Думаю, население заставит Токаева сделать это, потому что есть ощущение, что оно в основном большинстве поддерживает Украину.

– Казахстан недавно рукоплескал «хорошему бизнесмену из России». С нашей страной он сотрудничал на протяжении последних 10 лет и вот теперь решил получить гражданство.

– Можно смело утверждать, что это способ обойти санкции. Казахстан очень близок к России и многие россияне (не только бизнесмены) могут приехать в Казахстан и продолжать свою деятельность так, как будто санкций и не было. У Льва Лещенко, например, вся страна под ногами, он процветает в Казахстане – не успел приехать, тут же дали ИИН и кредитные карты. Ему в Казахстане, сейчас может быть, даже лучше, чем в России. Но для чего же тогда в России вводились санкции? Для того, чтобы ее гражадне могли сбежать в Казахстан?

– Мы часто слышим от казахов, чьи родственники живут в России, что те готовы отдать жизнь за Путина. В чем дело?

– Я знаю много казахов в России и в Москве, среди них есть и выдающиеся фамилии, которые живут там в третьем поколении. Они, успев ментально стать русскими, заражены вирусом не только великорусского шовинизма, но и имперства. А в России любят азиатскую экзотику: дескать, даже если Казахстан и другие республики уже и не являются частью России, но на самом деле – мы все вместе и так далее.

В Индии, которая 89 лет была британской колонией, ни один инд никогда не чувствовал себя британцем, они всегда помнят о преступлениях колониализма против коренного народа. А вот казахи, оказавшись в Москве, изо всех сил выпячивают себя и гордятся тем, что добились успеха в стране, где живут бывшие колонизаторы. Постколониальное сознание, когда человек не ощущает, что к нему относятся как к чему-то второсортному и ущербному, сидит в крови, изживать из себя это приходится долго. Я ведь это испытала и на себе тоже. Школу я заканчивала в Москве. Местные относились ко мне хорошо, но наша классная руководительница говорила двоечником: «Посмотрите, у Джамили одни пятёрки, а она ведь казашка». То есть как будто бы мои пятерки – это какое-то недоразумение, аномалия, а на самом деле у меня их не должно быть. Поднимая меня до себя, мне говорили – мы тебя любим, ты наша, ты почти русская. Они даже не понимали, что этим самым обижали меня. В таких случаях я обычно отвечала – какая же я ваша? Я из Казахстана.

В Чехии именно из-за таких вот моментов, несущих элементы скрытого, идущего изнутри шовинизма, сейчас запретили все русские программы, и любители «русского мира» смотрят их теперь в интернете. Яд, который несет в себе русское ТВ, у пожилых людей вызывает ностальгию по Советскому Союзу, олицетворявшему для них знак равенства с Россией. Там дух интернационализма, как бы сейчас мы все не ругали Советский Союз, действительно, был. Он и сейчас тоже есть в других республиках, и только в России исчез напрочь. Там на смену ему пришло чувство обиды и озлобленности: все нас сбросили, предали, Запад нас хочет уничтожить, а ведь мы были ведущей нацией в Советском Союзе.

Боюсь, что великодержавный шовинизм сидит в каждом русском. Все восхищаются мужеством Навального. Он, действительно, единственный, кто покушается на авторитет Путина, но что касается его взглядов, то он, конечно, великорусский шовинист, никогда и не скрывавший этого. Именно таких поддерживает большинство русских, проживающих в России и даже в Казахстане. Последние считают, что казахи должны быть им благодарны, потому что они «принесли им культуру». А для русских из России казахи и Казахстан автоматически не то просто бывшая колония, а очень близкий сателлит, где казахи не воспринимаются как иностранцы – они свои, но как бы второго сорта. Это такой внутренний, скрытый расизм, которого они даже не замечают, он продолжает оставаться в сознаний русских. Излечить это может только смена генерации.

Мерей Сугирбаева




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Нужен запрет на законодательном уровне о ретрансляции зарубежных каналов пропагандирующих национальную исключительность и превосходство ,как по центральным каналам,так и по кабельным и особенно через спутники. Идеологическая обработка посредством телевидения сродни гипнозу через который в сознание и подсознание вкладываются чуждые казахскому народу имперские шовинистические штампы великодержавного высокомерия.

  2. Империя, которая жила захватами чужих территории, проводила на них геноцид, этноцид, лингвоцид (в Кз еще и экоцид), процветала на ресурсах и недрах данных территории.
    При этом они якобы оцивилизовывали окрайны, хех … Фактически уничтожили города в Казакии с помощью джунгар (и друг степей калмык), распотрошили массу курганов, основная цель Московии на тот момент был грабёж — золото скифов, наших предков.
    Западным джунгарам (калмыки) с 17 века пушки, свинец, порох, ратных людей и задание — воевать бухар, хасак, харакалпак. Восточным джунгарам Ренат и 12 его соплеменников смогли быстро построить производство пушек на хорошо сохраненных рудниках и печах гуннов, также наших предках, тут воевать с империей Цинь и с қазақ.
    Уничтожили цивилизацию, где в городах был центральный водопровод, канализация, общественные бани, туалеты, где даже стандарт канализационной трубы был един от Казакии до Крыма …

  3. Типично рюZZкое мышление: где обойти , где объехать…чтобы кого на… бать и при этом, ОБЯЗАТЕЛЬНО — унизить . Злобный гномик подписывает указ об узаканивании «параллельного импорта» , т. е., контрабанды товаров) А надо бы бороться не с последствиями , а удалять их причину. Сдуть щеки и тупую спесь мнимого вЯличия «рюZZкого мира» . С другой стороны, клоуны на то и клоуны что знают когда смешно? Может нарочно пыжатся, зная, что на вЯликую Империю на глиняных ножках сегодня приходится 1,5% мирового ВВП и менее 1% глобальных инноваций !!?
    Вот это, действительно, ЗАБАВНО)